Основа мышления миллионера - установки по поводу денег. Многие из них родом из детства, ведь финансовая программа формируется с момента рождения ребенка. Именно поэтому так важно, что говорят про деньги дома.
О том, как воспитать миллионера, рассказывает Татьяна Волкова — финансовый консультант, основательница курса «Стань инвестором» и спикер проекта «Программа повышения финансовой грамотности взрослого населения».
Цифры статистики: 60% населения существуют от зарплаты до зарплаты, не имея накоплений. Это значит, что живут они по формуле бедности, зачастую даже нищеты.
Все дело в финансовой программе — наборе убеждений по отношению к теме денег, дохода и бюджета. Чтобы вырастить из ребенка успешного человека, нужно сформировать у него денежное мышление. Как это сделать?
1. Договориться со взрослыми членами семьи о едином подходе к вопросу финансового воспитания
Это задача не из легких, ведь у всех свои финансовые программы. Но не выработав единого подхода, вы будете тянуть ребенка в разные стороны, как лебедь, рак и щука.
Обычно сложнее всего решить вопрос со старшим поколением. Бывает, что дома соблюдают стандарты, например, в отношении карманных денег, фраз про деньги, реакций на финансовые запросы ребенка, а бабушки и дедушки их нарушают.
2. Быть примером
Родители иногда забывают, что они для ребенка - самый главный авторитет. Поэтому в первую очередь над финансовым мышлением нужно работать самим родителям.
Дети мгновенно впитывают ваши реакции, слова, мимику. И если, даже изучив вопрос, вы будете говорить «как надо», но ваши поступки будут противоположными, дети вести себя будут, как вы показываете, а не говорите.
Например, вы говорите детям, что часть карманных денег нужно сберегать и затем инвестировать, чтобы они помогали в достижении целей. А сами живете в кредит и дома только и говорите, что «устали от платежей», «когда это закончится», «денег не хватает» и так далее. Начинать нужно с себя, работая над своим финансовым мышлением.
3. Правильно подавать информацию
С детьми нужно играть, ведь дети любые навыки легко усваивают через игру. Она решает множество задач: формирование мышления, контакт между родителями и детьми, общие интересы, проявление творчества. Но тут важно учитывать возрастные особенности.
С 3 лет можно считать монетки, показывать деньги, играть в кассу. С 5–6 лет можно начинать играть в финансовые игры, такие как «Монополия», «Денежный поток». Именно через игру формируется финансовое мышление, направленное на формирование активов.
В возрасте 6–7 лет уже можно давать ребенку карманные деньги, объясняя ребенку цель. И это не про то, что «мы даем деньги, так как любим тебя». Карманные деньги нужны, чтобы ребенок научился использовать их и был готов к взрослой жизни, научился распоряжаться.
Правила такие: сначала ежедневно выдаем деньги, постепенно с возрастом увеличивая период, на который они даются. Какую сумму выдавать в день — решать каждой семье. Важно помнить, что карманные деньги — это не на проезд и питание, это деньги на личные нужды.
4. Совместно с членами семьи планировать доходы и расходы, учитывая мнение и пожелания каждого
Если для вас норма — обсуждать планы на предстоящий год, продумывать план по достижению крупных целей, то и для ваших детей это станет нормой.
Из моего опыта: я часто слушала аудиокниги про деньги в машине, когда везла старшего сына на занятия. И он вдруг начал просить без него дальше не слушать, чтобы он не пропустил. Затем мы с мужем начали рассказывать ему про наши инвестиции: что покупаем и почему, какую цель преследуем в каждой покупке. С 6 лет у сына появились карманные деньги, но потребовалось достаточно много времени, чтобы они не заканчивались в тот же момент.
Важно понять, что говорят и думают те, кто уже являются миллионерами, и формировать такую среду вокруг своего ребенка.
Правильные мысли: «деньги есть», «деньги приходят на цели», «важно сохранять часть каждого дохода», «ты получаешь то, во что ты веришь», «к тебе приходит столько, сколько ты готов отдать».