Найти в Дзене

Как сократившиеся сроки в госзакупках могут привести невнимательных поставщиков к потерям контрактов в 2022г

Сокращение времени на проведение закупок по №44-ФЗ с 2022г. существенно увеличит количество участников госзакупок, которые не успеют что-либо сделать, в результате это «сыграет на руку» тем поставщикам, кто изучил все изменения.

Если, например, по статистике Минфина за обычный год свыше 14 тысяч поставщиков «просыпают» с подачей ценового предложения в электронном аукционе, то в случае серьезных изменений алгоритма проведения процедуры, таких «зевков» будет на порядок больше, в особенности в начале 22г.

На что следует обратить внимание:

Ø продлеваться окончание подачи заявок будет на меньший срок при внесении заказчиком изменений в извещение: всего на 3 дня в «коротких аукционах» (вместо 7 дней ранее),

Ø проходить переторжка будет всего через 2 часа после даты и времени окончания срока подачи заявок, так как рассмотрения 1-ых частей заявок не будет вообще (все привыкли ждать переторжку на следующий за этой датой день),

Ø времени на подачу ценового предложения (как и время продления этапа подачи ценовых предложений) будет всего 4 минуты (против 10 мин, к которым привыкли ранее). Сойдет на нет тактика конкурентной борьбы «затягивание времени» в ходе переторжки в электронных аукционах, не все участники сразу перестроятся на сокращенные сроки.

Ø времени на повторное подписание контракта победителем закупки после протокола разногласий будет всего 1 раб. день (против 3 раб. дней, как все привыкли). В результате будет больше победителей, признанных уклонившимися от заключения контрактов, соответственно будет выше вероятность перехода контракта участнику, занявшему 2-ое место.

Ø если победитель закупки уклоняется от заключения контракта или заказчик сам отказывается от заключения контракта с ним, по причине не соответствия его (или его заявки) требованиям, тогда заказчик направляет контракт следующему по счету участнику, не отозвавшему свою заявку (ч.7 ст.51). Первые 3 порядковых номера в итоговом протоколе по-прежнему не могут отозвать свои заявки на участие (п.2 ч.9 ст.43). Причем впервые в практике госзакупок заключение контракта для такого i-го участника (2-го, 3-го, 4-го,…) становится обязательным (см. ч.1 ст.51 – последнее предложение). Этим участником может быть хоть 10-ый по счету, если предыдущие 6 участников успели отозвать свои заявки, а первые три либо признаны «уклонистами», либо заказчик отказался с ними заключать контракт. См. п.5 ч.1 ст.52, где даже упоминается о новом случае объявления конкурентной процедуры не состоявшейся - когда все участники, не отозвавшие свои заявки на участие, признаются «уклонистами».

Ø если участник закупки не подает ценовое предложение в ходе переторжки, его заявка все равно отправляется на рассмотрение заказчику и такой участник занимает следующее место после наихудшего (наибольшего по цене) предложения одного из участников переторжки (см. п.1 ч.4 ст.49 – последнее предложение). То есть контракт может дойти, как указано выше, и до такого участника, не подававшего цену вовсе и тогда он обязан заключить контракт, если не отозвал свою заявку на участие.

В итоге, в РНП (реестр недобросовестных поставщиков) попадет и не получит контракт (или только не получит контракт) по этим причинам много организаций с начала 2022г. Внимательным участникам, начиная от 2-го места, будет больше везти с внезапно полученным контрактом от заказчика.