Найти тему
FinBuilding

Какой смысл покупать акции, если спустя годы авто/недвижка стоят дороже?

Оглавление

Этот вопрос часто начал мелькать в комментариях. На самом деле, я понимаю, почему он не появлялся 1-2 года назад, но стал весьма актуален сейчас.

Действительно, если брать 2021 год за точку отсчёта, то недвижимость и автомобили, причём, как новые так и поддержанные, достигли пика стоимости.

О чём стоит задуматься?

Два года назад все, все без исключения финансисты говорили, что автомобиль для большинства людей - это пассив. Но что ещё важнее - вы теряете 20-30% стоимости авто сразу, стоит вам лишь выехать на нём из автосалона.

Сейчас мы имеем диаметрально противоположную ситуацию, в которой даже старые автомобили взлетели в цене. То есть все, кто не продавал своё условное "корыто", сейчас получили прибавку стоимости, то есть заработали на пассиве. Пускай даже прибыль "бумажная" (без факта продажи, просто с учётом разницы стоимости).

Вы же понимаете, что это явление - временное? Что сама по себе данная ситуация - ненормальная, из ряда вон выходящая.

В чём причины?

Всё очень, до безобразия просто - инфляция. Причём не потребительская инфляция, которая до сих пор находилась примерно на одном и том же уровне, а инфляция прежде всего производственная.

Что подорожало в самом начале? Вспомните.

Сначала подорожали сталь и дерево - основные материалы на стройке. И подорожали очень существенно.

Затем случился логистический коллапс, который якобы привёл к кризису полупроводников. Из-за дефицита чипов, а также остановки производства автопроизводители сократили производство новых авто. Сейчас каждую неделю звучат новости, что тот или иной автоконцерн приостанавливает производство.

Образовался своего рода дефицит авто. И как бы нас не убеждали, что для автоконцернов всё происходящее не есть хорошо, на самом деле они только выигрывают.

Автопроизводители, как вы возможно знаете, оказались под давлением регуляторов по теме "озеленения". То есть их фактически заставили очень быстро перейти на новые технологические решения - производство электромобилей и гибридов. Это огромные затраты и издержки, которые сейчас оправдываются сложившейся ситуацией.

На стройке профицит, но с заложенными в цену издержками, а в автомобильной отрасли дефицит, который всегда ведёт к удорожанию.

Внимание, вопрос

Бум недвижимости был оправдан крайне низкой процентной ставкой ЦБ и льготной ипотекой. Все, кто хотел вложить деньги в бетон уже это сделали.

Сейчас ЦБ повышает ставку, кредиты становятся дороже, ипотека дорожает, возрастают риски экономической неопределённости.

Будет ли недвижимость расти дальше?

Я сейчас не говорю о том, что недвижимость будет падать в цене. Вопрос в том, а будет ли она дальше расти такими же или хотя бы сопоставимыми темпами?

Мне в это слабо верится. Больше напоминает российскую "Чёрную пятницу", когда сначала продавцы завышают цену, а затем рисуют скидку. Все, кто помнят, что было "до", понимают, что их обводят вокруг пальца, остальные попадаются на удочку и переплачивают.

Тут можно ещё много сказать, о рекордном количестве выданных ипотек, о финансовых проблемах тех, кто ипотеку брал и т.д. и т.п.

  • Если оценивать сектор по акциям застройщиков, то сейчас они снижаются в цене - рынок закладывает будущее снижение денежных потоков.

Что же касается авто, то, опять же, сколько продлится нарушение логистических цепочек и проблемы с полупроводниками? Иными словами, сколько автоконцернам потребуется времени для замены производства с ДВС на электрички/гибриды?

Я, знаете, общаюсь с большим количеством автолюбителей. Если они и покупают авто сейчас, то либо для работы, либо потому, что могут. Могут - это значит без кредитов и без каких-то финансовых стеснений.

В любом случае все понимают, что сейчас они будут существенно переплачивать за то, что два года назад стоило дешевле. Ценность не изменилась, изменилась только цена.

У вас своё мнение

И я его принимаю таким, какое оно есть. Хотите переплачивать просто потому, что мир впал в кратковременное безумие - ваше право.

Но, во-первых, не нужно фатализма. Не надо крайностей, мол, раз так есть, значит и дальше так будет.

  • В качестве примера я могу привести ситуацию в Китае, где пузырь на рынке недвижимости надувался 20 лет, а сейчас, когда он лопнул, цена снижается и бетон никак не оправдывает вложения населения.

И, во-вторых, вы не поняли, зачем нужны инвестиции.

Вы считаете, что я купил бумажку за 100 рублей, продал бумажку через год за 120 рублей и вот я заработал. Из этого вычитаем инфляцию, сопоставляем с ценой авто/недвижки и если прибыль больше - значит я действительно заработал.

Вы спрашиваете: какой смысл было инвестировать 10 лет назад, если сейчас я на эти деньги даже авто купить не могу, хотя тогда мне денег хватало?

И тут я могу разве что снова обратиться к истокам.

Что такое инвестиции?

Инвестиции - это вложения в производительный актив, то есть вложения в бизнес.

ОФЗ - то же своего рода бизнес. Инвестор даёт взаймы государству, которое собирает налоги с экспорта товаров и услуг, которые генерирует бизнес.

  • Итак, инвестиции - это вложения в бизнес.

Бизнес развивается, растут финансовые потоки компании, компания наращивает свою прибыль. И прибыль она возвращает инвестору в виде дивидендов и/или обратного выкупа акций, а также за счёт приобретения/создания новых активов.

Второй и третий пункт больше относятся к рынку США, там просто больше растущих компаний, акции которых торгуются на бирже и выше налог на дивиденды. Дивиденды - это больше о фондовом рынке РФ, так как у нас традиционно рынок дивидендный.

Отвечая на вопрос прямо: если бы 10 лет назад вы вложили сумму, аналогичную стоимости нового автомобиля в акции компаний и как минимум реинвестировали дивиденды обратно в активы, докупали акции, то сейчас, в этом году, кроме значительного прироста стоимости получили бы и очень высокие дивиденды.

Да, курсовая прибыль, возможно, не позволила бы вам купить на эти деньги резко подорожавшие авто и квартиры за счёт продажи активов, но, сумма получаемых дивидендов, как минимум, позволила бы вам оплатить существенную часть стоимости автомобиля и, что важно, без потери основного капитала, то есть без необходимости продавать активы.

На самый крайний случай вы могли бы взять кредит на покупку и гасить его преимущественно за счёт дивидендов, опять же, без потери всего накопленного.

Но если бы вы не просто вложились в активы 10 лет назад и реинвестировали бы дивиденды обратно в акции, но и ежемесячно какую-то часть своего дохода (условной зарплаты) направляли на покупку активов, то сейчас были бы обеспечены существенным пассивным источником дохода, капиталом, который оплачивал бы вашу жизнь.

Ключевое слово здесь - пассивный. То есть вам не требовалось бы совершать активных действий для того, чтобы больше заработать.

И если мы говорим о инвестициях, то речь идёт о накоплении капитала в производительных активах, за которыми стоит бизнес, который наращивает свои финансовые потоки и прибыль выплачивает акционерам в трёх возможных формах.

  • Вы сравниваете по количеству, а не по качеству. Вот в чём дело.

Вам кажется, что если вы не приумножили в количестве, значит потеряли в качестве. Но на деле результат инвестиций - это переход количества в качество. Когда количество активов начинает обеспечивать вас более сильным пассивным финансовым потоком, то есть качеством.

Можно и перефразировать вопрос. Допустим, что вы не стали инвестировать 10 лет назад и купили автомобиль. Что же для вас изменилось сейчас? Только то, что 10 лет назад вы сэкономили? Или вы действительно считаете, что заработали? Но где эти деньги? Разве вы держите их в своих руках?

  • Чтобы заработать на сложившейся ситуации, вы должны продать свой автомобиль, то есть лишить себя транспортного средства, к которому вы привыкли.

Но даже если не менять суть вопроса, в нём изначально прослеживается исконно русское "либо-либо". Третье, почему-то, в нашей стране видят не многие.

Что это за третье? Я уже сказал. Например, накопление капитала и с пассивного дохода погашение финансовых обязательств.

Скажем, в прошлом году многие люди брали льготную ипотеку, приобретали квартиру и сдавали её в аренду, а ипотеку гасили за счёт арендной платы и своего дохода. Рискованное предприятие, на мой взгляд, но уже третий путь.

Но больше 60% нашего населения не имеет накоплений. Вдумайтесь. 60%, если завтра они лишатся работы, окажутся за гранью нищеты.

Зато у этих людей есть автомобили и квартиры, которые в случае чего можно продать и пол года - год просто проедать деньги. Правда, тут есть проблема, ведь многие покупали всё это в кредит, то есть мало того, что не имеют полной ценности того, чем владеют, так ещё и должны.

Можно, конечно, жить и в такой парадигме. Ни в чём не отказывать себе сегодня и жить, так сказать, на широкую ногу, променивая экономически трудоспособные годы своей жизни на потребление и выплату долгов.

Но для меня очевидно, что если что-то увеличивает мой доход без моего непосредственного участия - этого желательно иметь как можно больше, по-крайней мере столько, чтобы мои потребности и потребности моей семьи перекрывались этим доходом.

Разница между нами, в сущности, небольшая. Я понимаю, что живу в капитализме, и прежде чем капиталист на мне заработает - стараюсь заработать на самом капиталисте, то есть на его бизнесе. Большинство же живёт с глубоким убеждением, что потребление - первостепенная задача и главная цель жизни, дающая как смысл, так и мотивацию.

Являясь инвестором со стажем, так сказать, я знаю, сколько компании тратят денег на рекламу и маркетинг. Иными словами, я осознаю, что так называемая культура потребления - это миллиарды долларов, вложенные в формирование определённого мышления у людей. Такого мышления, которое будет делать капиталистов ещё богаче.

Имея опыт предпринимательской деятельности я знаю, какую роль играет реклама. Когда ты создаёшь нечто абсолютно новое нужно две вещи: формирование потребностей и мышления у своих будущих клиентов, и реклама. Всё. Дальше приходят те, кто увидел твой успех, но приходят уже с деньгами, и начинают делать всё то же самое, но популяризуют новый тренд ещё сильнее за счёт больших финансовых вливаний. Начинается конкуренция, которая лишь усиливает тренд, придаёт ему новых красок и смыслов в глазах потребителя.

Дальше думайте сами. Не хочу в очередной раз убеждать в необходимости заниматься инвестиционной деятельностью и в итоге становиться виноватым, ведь впереди ожидаю не самые лучшие времена, к которым можно подготовиться лишь действительно изучая данную тему.

Благодарю, что читаете.

По традиции - будьте богаты, здоровы и любимы.

#инвестиции #финансы #деньги #инфляция #финансовая грамотность