Можно ли улучшить программу обслуживания активов с учетом дорогостоящих рисков? Как это сделать? Есть ли тиражные решения, которые могут в этом помочь? Еще несколько лет назад на этот вопрос нечего было ответить. Но сегодня решение есть. Это — «1С:Управление надежностью». О нем — наш рассказ.
Начало
Решение «1C:RCM Управление надежностью» предназначено для оптимизации профилактических и диагностических программ технического обслуживания активов на предприятиях различных отраслей. В его основе — методология RCM.
Reliability-Centered Maintenance — (англ.) техническое обслуживание, ориентированное на обеспечение надежности.
Цель применения 1С:RCM — сформировать оптимальную программу обслуживания, необходимую для обеспечения заданного уровня надежности основных фондов предприятия при минимальных затратах.
Первый релиз системы увидел свет 19 марта 2020 года, когда Центр разработки «Деснол Софт» выпустил программный продукт «1С:RCM Управление надежностью» версии 1.0.8.1. В течение нескольких лет выходило несколько релизов, но изменения были незначительными. А вот 14 октября 2020 года система 1С:RCM была дополнена модулем предиктивной аналитики. И с этого момента начался новый виток развития системы.
О решении
Сегодня 1С:RCM включает в себя:
- инструменты для проведения RCM-анализа, которые позволяют определить возможные виды отказа, их параметры и составить программу обслуживания с учетом риска возможных видов отказа;
- подсистему предиктивной аналитики, которая позволяет получать данные об аномалиях и автоматически классифицировать их в развивающиеся виды отказа.
Механизмы интеграции
1C:RCM имеет встроенные механизмы интеграции:
- для обмена с информационными системами «1С:ERP Управление предприятием 2» и «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП»;
- для загрузки данных из «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» версии 1.3.
RCM-анализ опирается на структурированную и формализованную информацию, которую можно получить из этих программ с помощью встроенных механизмов интеграции. Также возможна загрузка данных из EAM/ERP-систем других производителей путем дополнительной интеграции или через встроенными в 1С:RCM механизмами загрузки из файлов Excel. При необходимости возможен ручной ввод данных.
Этапы RCM-анализа
Основа для работы 1С:RCM — информация об имеющихся на предприятии объектах ремонта и установленных для них нормативах технического обслуживания. В 1С:RCM предусмотрены справочники для хранения информации, автоматизированные рабочие места для удобного занесения данных в систему и управления ими.
При проведении RCM-анализа выполняются следующие этапы.
- Подготовка данных для анализа — формирование нормативно-справочной информации об объектах анализа, определение логических и функциональных моделей систем и подсистем, формирование структуры надежности.
- Анализ отказов (FMEA/FMECA) — определение критичного оборудования для проведения анализа, определение видов отказов и вероятности их возникновения, определение возможных последствий отказов и их тяжести, формирование матрицы рисков, определение критичности отказов, определение параметров надежности, формирование отчетности.
- Формирование оптимальной программы ТОиР — определение необходимых мероприятий, выбор наиболее эффективной стратегии обслуживания с определением ее ориентировочной стоимости, построение программы ТОиР, оптимизация проводимых мероприятий.
- Анализ эффективности мероприятий — анализ эффективности RCM-мероприятий, передача сформированной программы ТОиР на исполнение в систему управления ремонтами и обслуживанием (EAM/ERP-система), корректировка программы ТОиР.
А что в результате?
По результатам RCM-анализа вы получаете программу ТОиР, сформированную из наиболее рациональных мероприятий и экономичных стратегий, всесторонне проверенную с точки зрения эффективности и сокращения любых рисков. Оптимизированная программа ТОиР передается из 1С:RCM в 1С:ТОИР 2 КОРП или другую систему класса EAM.
Пользователи
Пользователями 1С:RCM могут быть:
- технический менеджмент предприятий,
- инженеры по надежности,
- риск-менеджеры,
- специалисты службы главного механика и главного энергетика,
- специалисты отдела КИПиА,
- специалисты отдела технического надзора,
- специалисты планово-технического отдела.
Преимущества решения
Применение 1С:RCM позволяет повысить эффективность эксплуатации основных фондов предприятия и способствует:
- повышению готовности и надежности оборудования при минимальных затратах,
- повышению безопасности,
- снижению риска аварий и происшествий,
- увеличению срока службы оборудования,
- оптимизации совокупной стоимости владения оборудованием.
Хотите узнать подробнее о решении и практическом применении методологии RCM? Смотрите видео «Анализ рисков в 1С:RCM. Можно ли избежать техногенных катастроф подобно аварии в Норникеле?»