Я пишу о людях, чей #образ_отражен_в_искусстве. У художника Питера Строли есть картина, на которой изображены Петр I и Екатерина в походных условиях. Екатерина обнимает царя, а тот нежно смотрит на нее. То, что дело происходит во время военного похода, понятно из общего антуража картины: парочка сидит в открытом шатре, подобные же палатки виднеются на фоне, там же стоят вооруженные солдаты, и видно, что армия на привале. Пейзаж недвусмысленно намекает, что дело происходит где-то на южных рубежах.
Слушайте мои подкасты на темы культуры, искусства, философии, социологии на сайте sponsr!
Питер Строли был немецким художником, довольно известным, и Павел I пригласил его в Россию. Тут живописец работал пять лет, имел много заказов. Картину, изображающую Петра и Екатерину, он начал писать, возможно, по заказу самого императора, ведь Павел очень чтил своего прадеда. Картина была готова, однако Павла I неожиданно убили, власть в России сменилась. Строли вернулся в Европу, а невостребованную картину забрал с собой. Уже в наше время полотно оказалось на аукционе Sotheby's под названием "Петр Великий встречается со своей возлюбленной".
Но потом искусствоведы более точно определили сюжет картины. Это не просто любовная сцена. Это один из важных моментов истории правления Петра I, связанный с заключением Прутского мира.
Прутская кампания была одной из самых неудачных предприятий Петра. Он пошел в молдавские степи воевать с турками, но поход был ужасно организован, армия осталась без провианта, да к тому же оказалась в окружении. Силы турков в четыре раза превосходили русские. Угроза позорного поражения была более чем реальной, к тому же Петр I был в шаге от пленения. Но причем тут Екатерина?
Как раз незадолго до Прутского похода царь официально признал ее своей будущей женой. Отправляясь на войну, Петр не мог расстаться с этой женщиной, так сильно прикипел к ней душой и телом. Поэтому Екатерина сопровождала его. Более того — царь заявил своему окружению, что относиться к ней надо как к царице.
Так Екатерина оказалась на войне. Как я уже сказала, ситуация сложилась аховая. Дело дошло до того, что Петр всерьез планировал бежать вместе с Екатериной к границам Венгрии, оставив армию на генерал-фельдмаршала Б.П. Шереметева и господаря Молдавии Д. Кантемира, который был союзником России. Сам же Петр, возможно, думал потом вернуться с подмогой, а может, и не возвращаться, а просто спасти свою жизнь. В любом случае, такой план был неосуществим из-за того, что молдавская территория была уже захвачена турками.
Что было делать? Вот тут-то и возникла ситуация, которая отражена в картине Строли, а за ним еще неоднократно была изображена в гравюрах различных европейских художников.
Действительно, Екатерина умолила Петра заключить с турками мирный договор и, пусть ценой потери каких-то территорий, сохранить честь, не попасть в плен. И именно под влиянием этих просьб Петр заключил Прутский мир, один из самых позорных в истории России. Екатерина в качестве государственного и военного деятеля была пустым местом. Но она была в тот момент единственным человеком, которого Петр вообще слушал.
Идея о мирном договоре пришла в голову вице-канцлеру П.П. Шафирову, который обсудил ее с генералами. Те, понимая ситуацию, согласились. Но как было донести это до ушей Петра? Он никого не пускал в свою палатку, чуть что — впадал в истерику, орал. Нервный был мужчина. Тогда решили действовать через Екатерину. И она успешно выполнила поручение. Так что действительно можно сказать, что она как бы спасла Петра I от турецкого плена.
Сам Петр, когда все было кончено, успокоился и оценил верность сделанного шага. В 1714 году он учредил орден Освобождения, или св. великомученицы Екатерины, отметив, что он "учинен в память бытности ея величества в баталии с турки у Прута, где в такое опасное время не яко жена, но яко мужская персона видима всем была".
#искусство #культура #история
Будет здорово, если вы подпишетесь на мой канал.))
Читайте еще на моем канале:
Как Галилео Галилей боролся за науку и победил Ватикан
Три женщины, каждая по-своему, любили философа Гегеля
В блоге мужа: