Найти тему
Заметки мамы-училки

Как Лисе съесть окрошку из узкого кувшина и обхитрить Журавля? Открытые задачи для смекалистых, которым не учат в школе

Оглавление

Все задачи можно разделить на открытые и закрытые. В школе учат решать закрытые задачи. А в жизни мы все с вами решаем открытые. В чем разница между ними?

Закрытая задача - это такая задача, в которой есть условие, мы решаем её по определенному алгоритму, записываем ответ. Ответ в этих задачах уже известен и решать их тоже нужно определенным способом. За неправильный ответ и неправильное решение оценка снижается.

Пример закрытой задачи. У Лены 7 конфет, а у Васи 4. Сколько у них всего конфет? Решение: 7+4=11. Ответ: 11 конфет всего.

Нас учат решать такие задачи в школе каждый день.

Открытая задача - это задача, в которой есть условие, а вот решений и ответов может быть много. Нет алгоритма решения, нет заранее известного ответа.

Пример открытой задачи из жизни: как купить квартиру без кредитов и ипотеки?

А теперь давайте ответим на вопрос:

С какими задачи мы сталкиваемся каждый день в реальной жизни?

Нам тут и там нужно находить решение открытых задач: как накормить семью, имея всего 2000р. до зарплаты? как добраться до дома в кратчайшие сроки? как найти хорошую работу? как помочь ребенку без репетиторов?

Почему школа не даёт детям подобные задания для тренировки? Я сама своим ученикам до недавнего времени давала только закрытые задачи. Даже задачки на смекалку и то имели уже заранее известный ответ. А недавно я наткнулась на открытые задачки, и меня они заинтересовали. Хочу поделиться четырьмя такими заданиями, которые я составила для своих учеников.

Давайте думать вместе! Ведь подобные задачи развивают креативное мышление, гибкость ума, преодолевают инертность мышления, готовят к решению задач в реальной жизни.

1. Журавль и голодная Лиса

Изображение с сайта bipbap.ru
Изображение с сайта bipbap.ru

По сказке Лиса наварила манной каши и размазала её по тарелочке. Журавль не смог её съесть. В следующий раз он позвал Лису, приготовил окрошку и разлил её по узким кувшинам. Лиса не смогла съесть окрошку. Как Лисе показать свою хитрость и съесть окрошку из кувшина?

Вариантов решения может быть много. Напишите их в комментариях. Что отвечали мои ученики:

  • Пусть лиса возьмёт толстую трубочку и выпьет
  • Перельёт в тарелку. Я сказала, что тарелок у Журавля нет, на что ребенок ответил, что Лиса может сделать тарелку из листика.
  • Волшебное решение. Можно попросить волшебника сделать ей такой же клюв, как у Журавля.

2. Винни-Пух застрял

Изображение с сайта drive2.ru
Изображение с сайта drive2.ru

Винни-Пух в гостях у Кролика наелся и не смог выйти из норы, он застрял. Как помочь Винни-Пуху?

Придумать как можно больше решений для этой задачи. Вот что мне говорили дети:

  • Сделать подкоп
  • "Высосать" пылесосом
  • Не кормить его, пока он не похудеет
  • Намазать его маслом

3. "Сядь ко мне на мордочку"

Изображение с сайта forum.ykt.ru
Изображение с сайта forum.ykt.ru

В сказке "Колобок" главный герой успешно ушёл от бабушки, от дедушки, от зайца, волка и медведя, но от лисы уйти не смог. Она его съела, когда Колобок сел ей на мордочку. Как Колобку этого избежать?

Решений может быть много от сказочных до простых. Например:

  • Укусить лису
  • Позвать на помощь
  • Испачкаться в грязи, чтобы быть невкусным
  • Крикнуть: "Охотники идут!"
  • Сказать, что он заколдованное ружьё и что выстрелит

4. "Увези Настеньку в лес и оставь её там"

-4

В сказке "Морозко" мачеха приказала старику отвезти Настеньку в лес и оставить её там. Как сделать так, чтобы не отвозить Настеньку в лес?

Такие задачки - отличный способ приобщить ребенка к чтению. Ему захочется перечитать сказки, вспомнить, вникнуть в них ещё раз, а возможно, попытаться найти то, что было упущено, и в этом есть решение задачи.

Какие решения говорили дети:

  • Пусть всю работу по дому вместо Настеньки делает мачеха со своей дочкой. Через день сами захотят вернуть Настеньку.
  • Старику обмануть и сказать, что увёз Настеньку, а на самом деле оставить её у соседей.
  • Старик разозлится и не повезёт свою дочку, а мачеху отругает. (Иными словами, старик перестанет быть подкаблучником)
  • Волшебное решение: попросить Морозко, чтобы мачеха стала доброй и полюбила Настеньку как свою родную дочку.

А как бы вы решили такие задачи? А ваши дети? Напишите в комментариях.

Если статья получит много лайков и дочиток, я придумаю для вас ещё несколько открытых задач.

Развивайте у детей мышление и креативность - это им пригодится в жизни!