Найти в Дзене
Мир Людей ✓

Почему Сталин закрыл производство советских самолетов-невидимок

Оглавление

Насколько мне известно, конструкторы СССР, будучи очень талантливыми людьми, всегда стремились превзойти реальность и часто работали над почти фантастическими проектами. К сожалению, а может и к счастью, далеко не все их попытки оказывались удачными. Но те, что удавалось доводить до конца, невероятно широко раздвигали границы конструкторской мысли. Сегодня мне хочется вспомнить одного загадочного человека, волею судеб оказавшегося в СССР. Именно он вместе с другими инженерами и конструкторами нашел способ создать первый в мире самолет-невидимку.

И. В. Сталин. Коллаж автора.
И. В. Сталин. Коллаж автора.

Бартини и его роль в создании невидимки

По предположению советского военного и научного деятеля А.С. Бузиновского разработку самолета-невидимки возглавил Роберт-Людвиг Бартини, сын итальянского барона Ороса де Бартини. В 1923 году он по независящем от него причинам эмигрировал в Советский Союз, а в 1927 году вступил в ВКП(б). Будучи признанным гением в конструировании самолетов, Бартини постоянно привлекался к секретным разработкам в военной авиации. К сожалению, рассказать больше о его личности довольно трудно. Он не был скрытным сам по себе, скорее его личность засекретили специально. Ведь Роберт Бартини получал крайне важные и секретные задания. Одним из них была разработка невидимого самолета. Этот проект смог бы поднять советскую боевую мощь до беспрецедентных высот. И Бартини постарался - такой самолет действительно был создан, и он совершенно точно мог становиться невидимым.

Авиаконструктор Бартини за работой.
Авиаконструктор Бартини за работой.

Заметки журналиста Вишнякова о самолете-призраке

Первых испытаний удивительного самолета ждали с замирание сердца все служащие секретной базы. Предполагалось, что самое главное увидят только члены государственной комиссии. Однако на испытаниях (можно сказать «зайцем») побывал корреспондент журнала «Изобретатель и рационализатор» И. Вишняков.

Судя по его заметке, самолет впечатлил зрителей с первых секунд работы двигателя. Вначале на площадке не происходило ничего фантастического – раздавались обычные команды летчиков при запуске самолетов. А затем произошел внезапный густой голубоватый выхлоп, образовалась небольшая завеса, и самолет, будто по мановению волшебной палочки, стал исчезать. Вот уж диво, так диво. Хотя те, кто находился ближе всего к взлетной полосе, видели его очертания даже после исчезновения, но это не существенно. Ведь летать-то он должен в небе, а там его уж точно никто бы не разглядел.

Заметка Вишнякова была опубликована во второй половине 1930 года. В ней журналист обозначил, что секретный полигон находился где-то на Севере. Понятное дело, точное место он не указал. Ну да это нам и не важно. А важно вот что.

Если вы думаете, что самолет-невидимка - миф или вымысел, желающего опубликовать сенсацию журналиста, спешу вас разочаровать или наоборот обрадовать. Существуют документальные подтверждения удачных испытаний самолета. Кроме того, упоминание о невидимке есть в книге советского авиаконструктора В. Шаврова. В ней он приоткрыл секреты создания невидимого самолета. Все дело оказалось в необычной обшивке (а так хотелось поверить в чудо). Для ее создания использовался прозрачный материал родоид. По сути своей – это органическое стекло. А еще при взлете применялся своего рода фокус. Я о нем уже упоминала – выхлоп голубоватого газа отражался в пластинах из родоида и делал самолет невидимым при взлете. А на высоте он просто отражал небо. Но раз все складывалось так удачно, почему же самолеты-невидимки так и не поступил на вооружении СССР?

Ил-2, советский штурмовик. Тоже замечательный самолет, хотя и видимый.
Ил-2, советский штурмовик. Тоже замечательный самолет, хотя и видимый.

Решение Сталина о судьбе самолета

Разумеется, Сталин пристально следил за секретными разработками советских конструкторов. Потенциальная сила невидимого воздушного флота наверняка будоражила воображение вождя. Однако загвоздка состояла в том, что родиод обладал одним неподходящим свойством. Спустя короткий срок эксплуатации он предательски темнел и терял свою прозрачность. И никакими уговорами или другими средствами сделать его снова невидимым было невозможно. Таким образом, самолет-невидимка быстро терял свой функционал, а стоил он при этом очень и очень недешево. Сталин прекрасно понимал, что могущество по таким ценам Советскому Союзу не по карману, и решил отказаться от этой идеи.

СУ-57, современный российский самолет-невидимка. Тип - малозаметный.
СУ-57, современный российский самолет-невидимка. Тип - малозаметный.

P.S.

Деньги - это одно, и с ними все понятно, но есть и другой интересный факт. Бартини открыл некий способ в области сверхмощных полей, которые в это же время старались разработать американцы. Примечательно то, что с помощью этого открытия можно было сделать самолет невидимым без всякого предательского оргстекла. Так вот, есть версия, что итальянец испугался давать Сталину такую мощь и поэтому сильно затягивал с разработкой новых возможностей.

Одним словом, друзья, что бы ни было причиной остановки проекта по созданию самолета-невидимки, может быть оно и к лучшему? Как вы думаете?

Пишите отзывы в комментариях, ставьте лайки и пусть все у вас будет хорошо