Некрополь XVIII века в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга – это музей под открытым небом. Второе его название – Лазаревское кладбище. Здесь находятся могилы некоторых богатых и знаменитых людей: М. Ломоносова, Д. Фонвизина, Н. Ланской, К. Росси, А. Бетанкура, Шереметевых, Волконских и т.п. Здесь хранятся самые ценные и самые красивые надгробия, которым повезло уцелеть в революцию и блокаду. За памятниками тщательно ухаживают, чистят их и моют. Каждый день сотрудники музея проводят экскурсии по кладбищу, но ни в одну экскурсию невозможно вместить все памятники.
Я Елена Васильева, некрополист, очень люблю это кладбище и готова поделиться с вами впечатлениями. Сегодня хочу показать вам одно очень необычное надгробие, расположенное неподалеку от могилы Ломоносова.
Это надгробие над могилой петербургского купца Симона Дмитриева, перенесенное с Георгиевского кладбища на Лазаревское в 1939 году. Оно выполнено в виде ладьи, вырезанной из цельного камня. Ладья установлена на каменные плиты, на которых выбиты волны - таким образом, судно как будто идет по морю.
О самом купце, к сожалению, никаких сведений добыть не удается, кроме дат рождения и смерти: родился он в 1729, умер в 1799 году – прожил 70 лет. А вот надгробие неизменно вызывает восхищение и любопытство посетителей: почему же именно ладья? Что это означает?
Первая гипотеза, которая возникает в ответ на этот вопрос: памятник изображает собою символ рода занятий купца. Якобы жил-был купец, была у него ладья, на которой он ходил по рекам и морям, возил товары, успешно их сбывал, нажил себе достойный капитал (это очень не дешевый памятник - художественно обработанный гранит) и упокоился с миром. Но купец умер в конце XVIII века, в это время не было принято изображать на надгробиях земные дела. А вот назидание живым и напоминание о том, что смерть неизбежна – очень даже да. Поэтому рождается такой вариант: ладья – это аллегория загробного странствия души.
Однако мне удалось получить комментарий сотрудника музея городской скульптуры Санкт-Петербурга! Специалист говорит, что корабль на надгробии — это известный христианский символ, Корабль Веры в море житейском.
А если внимательно рассмотреть обработанный камень, то мы увидим, что надгробие сохранилось не полностью. На бортах имеются отверстия, кажется, они предназначены для крепления снастей. Скорее всего, они были сделаны из металла... Очень хотелось бы увидеть надгробие таким, каким оно было задумано. Наверняка ладья с парусами выглядела торжественно и горделиво на фоне остальных памятников кладбища…
Поделитесь, пожалуйста, встречали ли вы на кладбищах своего города подобные надгробия? В Петербурге этот корабль единственный.