Оба этих понятия обозначают схемы коммерческих взаимоотношений, но организованные совершенно по-разному. B2B- и B2C-системы отличаются типом клиента, способом сбыта продукции, объемами продаж, маркетинговыми инструментами и даже длительностью принятия решения. Все эти признаки носят системный характер, поэтому в b2c- и b2b-сегментах разнится сам подход к бизнесу.
О том, что из себя представляет каждая из схем, и подробнее об их ключевых отличиях читайте в нашей статье.
Что такое B2B
Модель «Business to Business» предполагает коммерческое взаимодействие между юридическими лицами, т. е. и продавцом, и клиентом в этом случае выступают предприниматели или организации.
При B2B-системе продукция реализуется оптом — со склада или производственного предприятия, а затем покупатель использует ее для дальнейшей перепродажи или развития собственного бизнеса.
Сюда относятся сферы машиностроения, деревообработки, химическая промышленность, горнодобывающие компании и т. д. Не меньше распространены и B2B-услуги — например, продвижение и реклама, консалтинг, строительные и ремонтные работы.
Что такое B2C
Схема «Business to Customer» более привычна для восприятия обычным человеком, поскольку она эксплуатируется всеми розничными магазинами, которые мы встречаем на улице или в интернете. Под B2C подразумевается коммерческое взаимодействие между юридическим и физическим лицом — продавцом и конечным потребителем, т. е. тем, кто использует купленный товар или заказывает услугу в личных целях.
По такой системе работает общественное питание, супермаркеты, бутики и любые торговые точки, где вы можете приобрести продукцию для удовлетворения своих потребностей. Частные услуги тоже относятся к B2C-сегменту: нотариусы, салоны красоты, ремонт, консультации, фотосъемка и т. д.
В чем отличие между B2B и B2C
Думаем, разницу в типе клиента вы уже уловили. Это ключевое отличие между двумя системами, но не единственное. Разберем другие важные критерии, по которым можно определить направленность бизнеса:
- принцип реализации продуктов/услуг. B2B-продажи происходят реже, поэтому здесь применяется более индивидуальный подход к заказчику, упор сделан на выстраивание долгосрочных партнерских отношений. B2C-продажи осуществляются гораздо чаще, так что выгоднее использовать однотипные решения, которые работают с большинством потребителей;
- объемы продаж. Компании B2B-направленности реализуют продукцию крупными партиями и оказывают услуги в больших объемах, в то время как B2C-бизнес продает маленькими партиями или вовсе в единичном экземпляре;
- принятие решения о покупке. Когда клиент приобретает товары или заказывает услуги для развития собственного бизнеса, он взвешивает все имеющиеся данные, нанимает специалистов для объективной оценки качества, просчитывает выгоду и делает выбор рационально и осознанно. В B2C решение чаще всего принимается на эмоциях, с учетом субъективных желаний потребителя;
- маркетинг и рекламное предложение. Клиенты B2B-компаний заранее знают, что ищут, поэтому в коммерческом предложении должна даваться фактическая информация: цифры, точная статистика. B2C-компании делают упор на эмоциональный отклик у аудитории, поэтому их реклама зачастую креативная цепляющая.
Выводы
Разница между B2B и B2C огромна, поскольку эти модели отличаются самим принципом ведения бизнеса. В первом случае характерны точечный подход и партнерские отношения, а во втором строятся сильный бренд и эмоциональная связь с потребителями. Но несмотря на такие различия, многие компании работают одновременно по обеим схемам.