Найти тему

МОЖНО ЛИ ВЕРНУТЬ АКЦИЗ ЗА ТОВАР, ИСПОРЧЕННЫЙ ПРИ ИМПОРТЕ

При перевозке нередко возникает порча перевозимого товара. В таких случаях составляется акт досмотра и фиксации повреждений. После чего перевозчику выставляется претензия и он обязан возместить заказчику ущерб. Но если дело касается импортируемого подакцизного товара, то возникает еще вопрос с возмещением уплаченного акциза. Кто должен возмещать заказчику сумму акциза, уже уплаченную в бюджет за испорченный при перевозке товар? Можно и вернуть сумму акциза из бюджета?

Обратимся к НК РК.

Согласно ст.468 НК РК при порче, утрате произведенных на территории РК и импортируемых, а также ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС подакцизных товаров акциз уплачивается в полном размере, за исключением случаев, возникших в результате ЧС.

При этом под порчей подакцизного товара понимается ухудшение всех или отдельных его качеств или свойств. Под утратой подакцизного товара понимается событие, в результате которого произошли уничтожение или потеря товара.

Не являются утратой потеря подакцизных товаров, понесенная налогоплательщиком в пределах норм естественной убыли или в пределах норм, установленных нормативной и технической документацией производителя.

Таким образом, вернуть уплаченную в бюджет сумму акциза можно будет только в том случае, если порча или утрата товара произошла в рамках ЧС, объявленного на официальном уровне. Если же утрата произошла по иным причинам, в т.ч. по халатности перевозчика, то уплаченный акциз не подлежит возврату из бюджета. Решать вопрос компенсации данной суммы нужно с перевозчиком. При этом желательно заранее предусмотреть в договоре пункт о возмещении не только стоимости товара, но и суммы акциза, если перевозятся подакцизные товары. Если такой пункт в договоре отсутствует, получить возмещение суммы акциза с перевозчика будет затруднительно даже в судебном порядке. С большей долей вероятности эти расходы лягут на заказчика в качестве убытка.

Подакцизные товары: что это