Найти в Дзене
Очерки о психопатах

А не замахнуться ли нам на Эрика нашего Берна

Многие, интересующиеся психологией, знают три эго-состояния транзактного анализа: Ребенок, Взрослый и Родитель.

То есть Ребенок по Берну изображен как настоящий ребенок, буквально. Со всеми присущими настоящим детям хаотичностью, спонтанностью, наивностью. Родитель - прямо настоящий родитель, опекающий, осуждающий и вообще глядящий свысока, а Взрослый - воплощение чистого и холодного разума. Как будто все списано с реальных детей, мамочек, папочек и просветленных взрослых. На самом делает даже обычный нормотипичный ребёнок, проявляющий себя по Берну хаотично, наивно и спонтанно - это уже симбиоз Внутреннего Ребенка и Внутреннего Родителя. А структуры Родителя и Ребенка следует разделять не по признакам реальных детей и реальных взрослых родителей.

Эрик Берн
Эрик Берн

Те, кто знаком с моими статьями, наверняка встречали у меня про взаимоотношения Внутреннего Родителя и Внутреннего Ребёнка. Я упоминал про эти структуры в нескольких статьях, а в двух остановился на этой теме подробно:

В связи с тем, что названия структур идентичны общепринятым, у читателя может возникнуть путаница. Дело в том, что в моей интерпретации Родитель, Взрослый и Ребенок выполняют в психике несколько иные функции, чем у Берна.

На самом деле в моей схеме все не так, как у Берна. Вернее, все не так, кроме самого факта наличия в психике Родителя, Взрослого и Ребенка. И это не состояния одного эго. Это составные части психики.

Итак, что такое Внутренний Ребенок? Это прежде всего активность. Активность, активность и еще раз активность. Это агрессия. Неважно, какая это активность и агрессивность: конструктивная или деструктивная: все это проявления Внутреннего Ребенка. Что такое конструктивная агрессивность (активность)? Это действия, направленные на созидание чего-либо: налаживание общения, любое неразрушающее влияние на людей, на события и предметы. Соответственно, деструктивная агрессивность (активность) Внутреннего Ребенка - это агрессия, гнев, осуждение, месть, манипуляции, доминирование. То есть функции, которые Берн отдавал Родителю.

Внутренний Родитель - это антипод Ребёнка, это не активная часть психики, а пассивная, принимающая. Он работает только на принятие. Она транслирует уверенную поддержку тому Ребенку, который добился его внимания. Он наивен и мудр одновременно. Наивен потому, что ему можно подсунуть Ребёнка-подкидыша и он будет заботиться о нем, как о своём. Мудр в том, что умеет принимать опекаемую часть безусловно и безоговорочно. Это часть, безраздельного внимания и принятия которого перманентно добивается Внутренний Ребенок. Это цель его существования - быть принятым Родителем.

Внутренний Родитель - это гнездо с кормящей мамой-птичкой. Внутренний Ребенок - птенец, тянущийся к маме-птичке. Родитель - это тёплый дом, о котором мечтает усталый и замёрзший путешественник. Это стакан с живительной водой, о котором мечтает измученный жаждой путник.

И тут мы подходим к объяснению того, почему я приписываю Внутреннему ребенку любое активное поведение, даже доминантное. Любая агрессия, проявляемая человеком - это проявление его Внутреннего Ребенка, борющегося за место под солнцем. За место в родительском гнездышке безусловного принятия. И вытесняющего из этого гнездышка конкурентов - чьих-то ещё Внутренних Ребенков.

-3

Например нарцисс, обесценивающий свою жертву - это действие его Внутреннего Ребенка, агрессивно выбрасывающего из родительского гнезда - социума (обычно Внутренний Родитель нарцисса спроецирован на социум) кажущегося конкурента. Как следует унизив жертву, нарцисс временно успокаивается: он опять чувствует себя единственным любимцем своего Родителя-социума.

Гиперопекающая мать, делающая все за свою дочь и позволяющая ей проявлять активность лишь в строго отведённых рамках: например, в учебе. Это Внутренний Ребенок матери активно «кастрирует» Внутреннего Ребенка дочери так, чтобы его «урезанная» и лишенная изъянов версия стала подходящей для проекции на неё Внутреннего Ребёнка матери. Естественно не для того, чтобы любить дочь, а для того, чтобы спроецированный на дочь Ребёнок матери ощутил принятие себя Родителем матери.

Мать, рьяно отваживающая от взрослого сына девушек и стремящаяся проводить с ним все свободное время. Это Внутренний Ребёнок матери, предварительно заморозив еще на этапе яйца развитие Внутреннего Ребенка сына, подкидывает себя в чужое родительское гнездо, принадлежащее психике сына и добивается принятия себя Внутренним Родителем сына.

То, что Взрослый в интерпретации Берна - безэмоциональная часть, мне также представляется неверным. Идеализировав таким образом "Взрослого", Берн дал ошибочный посыл многим людям, желающим достичь психологической зрелости: они просто-напросто стали блокировать свои эмоции. На самом деле Взрослый - это осознанный симбиоз Внутреннего Родителя и Ребенка, это ОСОЗНАННОЕ и БЕЗОГОВОРОЧНОЕ принятие, понимание и восприятие абсолютно всех энергий, исходящих от Внутреннего Ребенка - нашего энергетического центра и ОСОЗНАННОЕ преобразование этих энергий в эмоции.

Ну и на десерт предлагаю в этом видео ознакомиться с природным абьюзером - кукушенком. Борьба за выживание особого паразитарного вида здесь проявляется абсолютно без психологических защит - нет разума, от которого надо защищаться. Ребенок-подкидыш выкидывает из гнезда конкурентов, Родитель все равно принимает за своего того, кто в гнезде. Птица-мама наивно и преданно продолжает кормить птенца: точно так же и Внутренний Родитель эмпата на инстинктах, не разбираясь, "кормит" своим принятием Ребенка психопата, выгнавшего из "гнезда" конкурента - собственного Внутреннего Ребенка своей жертвы.

А ниже - ссылки на разобранные мною Игры из книг Берна: