18 февраля 1895 года в лондонском клубе "Албемарл" была оставлена визитная карточка с подписью "Оскару Уайльду, изображающему из себя сомдомита". Да-да, именно "сомдомита". Таким оригинальным подарком писателя порадовал не кто иной, как Джон Дуглас, девятый маркиз Куинсберри, отец его любовника лорда Альфреда Дугласа. Хотя грамотность у маркиза хромала на обе ноги, ее компенсировал напор. В своем желании разлучить сына с Уайльдом маркиз шел напролом.
Публичное обвинение стало для Уайльда последней каплей, и он принял самое необдуманное в жизни решение - подал на обидчика в суд за клевету. Быть может, его вдохновил пример лорда Юстона, восстановившего таким образом свое доброе имя. Или же ему надоели бесконечные выходки маркиза. Или же его подначивал легкомысленный Бози. Но именно так начался путь который привел Уальда к смерти.
Искушению Уайльд поддался в 1891 году, когда повстречал свою роковую любовь - юного аристократа Альфреда Дугласа по прозвищу Бози.
У юноши хватало недостатков, но главным из них был его отец - довольно склочный мужчина, который скандально развелся с женой и даже в парламент другие пэры предпочли его не переизбирать, устав от его поведения. На руку им сыграл тот факт, что Куинсберри был воинствующим атеистом. Разъяренный маркиз даже погнался с хлыстом за лордом Розбери, министром иностранных дел, чьим секретарем состоял его старший сын. А затем переключил внимание на сына младшего - а то совсем от рук отбился.
Маркиз систематически закатывал скандалы Уайльду, то заявляясь к нему домой, то грозя сорвать премьеру его пьесы. Поток оскорблений и угроз не иссякал и визитка стала последней каплей. И хотя друзья отговаривали Уальда от этого поступка, на суде настаивал Бози и Уальд сдался.
Он и предположить не мог, как тщательно марких подготовится к суду. Тот нанял частных детективов. Собранную информацию они изложили в 19-ти параграфах. Примечательно, что в заключительных параграфах упоминается и "Портрет Дориана Грея", изображающий "чувства и страсти неких особ с содомитскими и противоестественными наклонностями". К тому же Куинсберри выбрал отличного адвоката, который изучил переписку Уальда и Дугласа, собрал все сплетни о том кто с кем и как, и какие "странности" водились за обоими. Досталось Уайльду и за общение с выходцами из низов. Разве пристало знаменитому писателю фамильярничать с лакеями и официантами? Наверняка это неспроста.
Дело обрастало все новыми подробностями: на скамье подсудимых рядом с Уайльдом предстал Альфред Тейлор, знакомивший его с юношами из рабочего класса, да и бывшие приятели Уайльда, начали давать показания. Хотя, по закону, в непристойных отношениях были виноваты оба партнера, свидетелям пообещали юридическую неприкосновенность. Уальд все глубже и глубже увязал в этом деле без надежды из него выбраться.
Защита стихотворения Бози "Любовь, что таит свое имя" стала лебединой песней Уайльда, его последней возможностью собрать аплодисменты:
"В нашем столетии эту любовь понимают превратно, настолько превратно, что воистину она теперь вынуждена таить свое имя. Именно она, эта любовь, привела меня туда, где я нахожусь сейчас. Она светла, она прекрасна, благородством своим она превосходит все иные формы человеческой привязанности. В ней нет ничего противоестественного. Она интеллектуальна, и раз за разом она вспыхивает между старшим и младшим мужчинами, из которых старший обладает развитым умом, а младший переполнен радостью, ожиданием и волшебством лежащей впереди жизни. Так и должно быть, но мир этого не понимает. Мир издевается над этой привязанностью и порой ставит за нее человека к позорному столбу" .
Судебный зал взорвался овациями.
Несмотря на весомые улики, присяжные не спешили осудить Уайльда и одно за другим отклоняли обвинения. В конце концов была назначена дата второго процесса, а писатель отпущен под залог.
Из отеля в отель за ним следовали хулиганы, нанятые Куинсберри, и грозились устроить скандал в любом заведении, которое примет его под свой кров. Второй процесс, начавшийся 20 мая, был менее удачным: был осужден и приговорен к двум годам тюрьмы Альфред Тейлор, и тот же самый приговор ожидал Оскара Уайльда.
Маркиз Куинсберри ликовал, даже несмотря на синяки, полученные в драке с сыном Перси, вставшим на сторону осужденного.
После освобождения в 1897 году Уайльд сменил имя на Себастьяна Мельмотаи уехал во Францию. Там он встретится с Бози, который так ни разу и не навестил его в тюрьме., но его жизнь больше так и не наладилась.
Постаревший и располневший от дешевой еды Уальд остался без денег и поддержки. В 1898 году умерла его жена Констанс, которая всегда старалась помогать мужу, хотя и не смогла принять его странности. В том же году умер Обри Бердслей, близкий друг Уайльда. 31 января 1900 года умер маркиз Куинсберри.
Оскар Уайльд, словно чувствуя приближения смерти повторял, что "англичане не вынесут, если начнется новое столетие, а я буду еще жив".
Оскар Уайльд скончался во Франции 30 ноября 1900 года, в полной нищете, и Дуглас был главным распорядителем на его похоронах, препираясь на краю могилы с Робертом Россом, одним из лучших друзей Уайльда.