Найти в Дзене
Old school dude

Итоги 2021 года: лучшая десятка гитарных соло по версии "Guitar World"

Оглавление

Год заканчивается, и многие начинают подводить его итоги – что было важного, заметного, запоминающегося, что войдет в историю, что будет обсуждаться и о чем еще долго будут судачить. Не остался в стороне от этой своеобразной традиции и американский ежемесячный музыкальный журнал для гитаристов "Guitar World", представив свой вариант одного из самых лакомых списков "лучших 2021 года" – "лучших гитарных соло". Из всех возможных категорий гитарного искусства это, пожалуй, самая привлекательная тема.

Технология определения "лучших" была традиционна: сначала экспертный совет отбирал список наиболее заметных композиций, представленных в этом году, где гитаристы отметились сольными партиями, потом проредил его в соответствии с правилом "одно соло на одного исполнителя", и, наконец, читатели вынесли окончательный вердикт, голосуя за исполнителей. Такой демократический подход, конечно, не претендует на абсолютную объективность, но квалификация аудитории журнала позволяет относиться к итогам с некоторой долей оптимизма. В конечном счете это лишь среднестатистический показатель популярности.

Что представляет собой набор сольных интермеццо, которые завладели вниманием аудитории за последние 12 месяцев. Обычно чаще захватывают воображения бешенные запилы шреддеров, но знатоки тантрического сустейна могут не согласиться. Техника может иметь решающее значение, но обычно именно тон или даже отсутствие жесткой школьной "грамотности" делает соло достойным для прослушивания большинства людей, набирая популярности со временем.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Для многих гитаристов, особенно это касается тех, чьи имена не приведены здесь, ключевым моментом является дипломатия при убеждении товарищей по группе отдать им тридцать два или более тактов для демонстрации своей музыкальной гениальности. Но, возможно, следует перестать рассматривать соло-гитару как отдельную часть процесса написания песен. Здесь представлен широкий спектр стилей, но все они соответствуют единому правилу исполнения песни.

Для соло-гитары это был хороший год. Джон Петруччи отметился на двух альбомах – Liquid Tension Experiment "3" и "A View from the Top of the World" Dream Theater, но все же, к моему сожалению, топ-10 ускользнул от него. Хотя та же "Hypersonic" завораживает своей динамикой, энергетикой и неподдельным драйвом, наряду с изысканностью некоей вычурности.

Дебют Джулиана Лейджа на лейбле "Blue Note" с альбомом "Squint" продемонстрировал, с каким вольным рвением он подает свою электрическую джазовую гитару. А еще в этом году сверкнула эффектная сольная перепалка Эрика Гейлса с Джо Бонамассой, когда они на пару углубились в свой музыкальный словарь, чтобы зажечь в "I Want My Crown".

По правде говоря, в журнале думали об отказе от голосования в этом году, потому что эта потрясающая дуэль между двумя лучшими гитаристами сегодняшнего дня – такая победа, что она заслуживает всех 10 мест. Тем не менее, демократия правит, и "I Want My Crown" упустила свое место в топ-10. Вдохновляющая потрясающими соло Эрика Гейлса и Джо Бонамассы в совместном концертнике "Keeping Blues Alive" песня "I Want My Crown" поднимает ставки серией обжигающих фраз от обоих музыкантов, демонстрируя их новаторский подход в современном блюз-роке, в котором мелодичная пентатоника сочетается с экзотическими масштабными влияниями и техникой "аlternate picking". Мы ожидаем увидеть долгожданный новый альбом Гэйлса "Crown", который на этот раз возглавит голосование за лучший альбом в следующем году.

Впрочем, и Джулиана Лейджа также стоит отметить отдельно. Его уникальный подход к ведущей игре великолепно иллюстрируется на треке "Twilight Surfer". Кажется, что Лейдж не оставляет без внимания ни одну ноту, мастерски перемещаясь между ладами с помощью некоторых замечательных пробежек, которые почти противоречат законам физики. Когда вы думаете, что Джулиан вдруг заходит в тупик, он вызывает в воображении необъяснимый поворот и отправляется в совершенно другом направлении. "Twilight Surfer" – еще одно доказательство того, что Лейдж просто находится в своей собственной лиге.

Стоит еще отдельно отметить Trivium с их композицией "In the Court of the Dragon". Одна из самых продуктивных групп в современном металле, Trivium выпустила два альбома во время пандемии Ковида, но этот заглавный трек "In the Court of the Dragon" вызвал у всех неподдельный трепет в этом году. В треке гитаристы Мэтт Хифи и Кори Болье разыграли залп сокрушительных гитарных риффов, прежде чем каждый из них на отметке 3:15 заспустил свои собственные потрясающие соло.

В момент, когда Хифи находится в центре внимания, он применяет серию высоких и сверхточных бэндов над восходящим риффом перед соло, приправленных открытыми нотами, прежде чем Болье вступает в бой с некоторыми скоростными альтернативными линиями выбора. Теперь, когда в их арсенале уже 10 альбомов, Trivium немного отклонились от своей сокрушительной формулы написания песен для двух гитар, и тем не менее они продолжают открывать новые музыкальные горизонты с каждым выпуском.

Не пройдем мимо Courtney Barnett & Vagabon с их композицией "Don’t Do It", не попавшей в десятку. Сохраняя сдержанность и мрачный вокал, Кортни Барнетт позволяет своей гитаре нарисовать реальную картину коротким, но незабываемым взрывом примерно через три минуты после старта. Пронзая каждую ноту и позволяя звукам раствориться в порыве визжащей обратной связи, в какой-то момент она фиксирует все отчаяние, ярость, смятение и ужас песни в горстке внушающих трепет тактов.

Было в этом году еще выступление Стива Вая, с гениальным полномасштабным легато "Knapsack". То, что ни один из вышеперечисленных мастеров не попал в топ-10, говорит что компас поп-культуры читателя "Guitar World" был направлен на переосмысленные сегодня звуки 70-х и 80-х годов.

Впрочем, несмотря на методологию, наверняка, этот список многим покажется спорным, как это обычно и бывает. Поэтому не призываю отбросить эмоции: спорьте, высказывайтесь, ну, или хотя бы просто слушайте и получайте наслаждение. Представляю топ-10 в обратном порядке:

10. Slash ft. Myles Kennedy and The Conspirators – "The River Is Rising"

Является ли это списком лучших гитарных соло, если в него не входит рок-чудик в цилиндре, подписывающий свои рождественские открытки "Слэш"? На треке его давний соучастник по совместным проектам Майлз Кеннеди и The Conspirators дают ему большую поддержку, прежде чем группа глубоко вздохнет и погрузится в двойное соло, которое имеет схожие оттенки быстрого прохода "Paradise City" еще времен Guns N' Roses. Но на передний план выходит бесподобная мелодия, которая разрешается в образе мускулистого напора в стилистике AC/DC или Aerosmith.

Есть, конечно, более быстрые гитарные соло. Есть и более мелодичные гитарные соло. Но в ощущении Слэша присутствует что-то настолько агрессивное, что вы удивляетесь, возможно ли такое когда-либо воспроизвести, по крайней мере, на "Les Paul" с набором из 6 струн. Может быть, только если использовать метод Рокки, выпив на заре сырые яйца и добавив в этот смузи из суперпродуктов здоровую порцию прелого виски.

9. Joe Bonamassa – "Mind’s Eye"

Альбом "Time Clocks" заставил всех нас испытать воодушевление. Как говорил Джо Бонамасса, это должен был быть "усеченный нью-йоркский" альбом, произведение электрического блюза. И все же это оказалась длинная эпопея с влиянием героев прогрессив-рока, таких как Крис Сквайр, выходящих на первый план и расширяющих границы полотна.

"Mind's Eye" переносит блюзовую балладу через зеркальное стекло – в темную ночь души на обратной стороне луны – и увенчивает ее ведущим отрывком, который избегает любого соблазна для мелодической виртуозности пентатонического буги-вуги минорной тональности, сыгранной на гитаре, которые могли бы последовать у любого другого артиста. Бонамасса как будто в поисках вдохновения смотрел перед тем погодный канал, создавая и увеличивая интенсивность шторма, а затем давая нам возможность собраться с мыслями о его последствиях.

8. Flock of Dimes – "Price of Blue"

Всем начинающим звукорежиссерам, которые хотят вывести электрогитару из традиционного закона притяжения джаза/блюза/рока/металла всегда необходимо слушать Flock of Dimes и подражательные, гулкие и шелестящие звуки гитары Дженн Васнер. Их последний альбом "Head of Roses" изыскан с точки зрения тона и сочинения.

А вот соло на "Price of Blue", записанное на гитаре "Fender Stratocaster" 80-х, принадлежащей отцу продюсера Ника Сэнборна, – замечательная, волшебная работа. Хорош не только тон, но также фразировка и использование Васнер вибрато. Похоже, что она что-то аккуратно "порвала" в миксе, как будто что-то механическое сломалось, и это стерло идентификатор песни. "Price of Blue" служит также неплохим справочником о том, как удерживать атональное и мелодическое в идеальном равновесии.

7. Myles Kennedy – "The Ides of March"

Как предсказал Оракул римскому императору Цезарю: "Остерегайтесь мартовских ид". И не обязательно потому, что ваши придворные интриганы-соперники могут воткнуть вам в спину нож, но потому, что точная фраза в этом выдающемся гитарном моменте из последнего сольного альбома Майлза Кеннеди может свести вас с ума еще больше, чем Шуман.

Гитаристы узнают настоящих героев, стоящих за этой пьесой – гитарных техников, которые настраивали гитару, и инженеров, которые сделали гитарный тюнер настолько точным. Как и прогулка по луне, соло, основанное на такой точной интонации, является командным видом спорта, но когда дело доходит до исполнения, оно впечатляет.

Имидж Кеннеди как гитариста часто затмевают его приятели Слэш и коллега по группе Alter Bridge Марк Тремонти, но заглавный трек из его последнего сольного альбома является демонстрацией его огромных талантов, главными из которых являются тонкая чувственность, интонационная уместность и фразировка.

6. Cardinal Black – "Tell Me How It Feels"

Крис Бак дает этому нео-соул-рок-номеру долгожданную поддержку своей "сладкой, крем-содовой" соло-гитарой, прибегая к звукоизвлечению фингерстайлом и определяя, кажется, свой выбор нот и фраз из забытого каталога лейбла "Motown Records". Ладно, большинство человеческих голосов может не подниматься настолько высоко, но соло Бака здесь действительно звучит как вспомогательная вокальная линия, сыгранная на гитаре.

Возможно, вы являетесь поклонником Cardinal Black, и есть вероятность, что вы уже знакомы с этим любезным шестиструнным феноменом благодаря хостингу YouTube, где он, как правило, достаточно обходительно разбирает это соло для нас на своем канале YouTube.

Посмотрите это видео, если вы хотите, чтобы он рассказал вам больше. Добавим лишь, что, если вы хотите добиться чего-то подобного, то гитара "Yamaha Revstar", педаль фузза "Mythos Golden Fleece", овердрайв "ThorpyFX Gunshot" перед усилителем "Victory V140 Super Duchess" – это тот самый рецепт тона закупорки артерий, приправленный тройной порцией лимонного сока. Это положительно эпикурейский состав.

5. Tremonti – "Marching in Time"

Гитарные соло Марка Тремонти чем-то напоминают актерскую карьеру Тома Круза в третьем тысячелетии. Вы знаете, что там обязательно будет забег. Вы знаете, что вас ждут острые ощущения, разливы, чувство шока и трепета. Но даже если вы знаете, что все это приближается, есть приятный выброс адреналина, чтобы увидеть – или, в случае Тремонти, услышать – все это собраное вместе.

"Marching in Time" – это винтажный Тремонти, широкоформатный и динамичный, и его соло можно воспроизвести только после получения черного пояса по легато джиу-джитсу. Используя педаль "Вау-Вау" в качестве фильтра, он демонстрирует несколько смехотворно ловких приглушенных аккордов с паузами между офф-битами, которые предполагают, что вам могут понадобиться руки, как у инопланетянина, чтобы комфортно их исполнять. Но если вы собираетесь назначить Тремонти "лучшим по доступной виртуозности", то, вероятно, дело в сверхчеловеческой плавности смены им позиций.

4. Dinosaur Jr. – "I Met the Stones"

Панк-рок, джем "на четвереньках", который звучит как Stooges, если бы они "напыхались", а после наслаждались шестимесячным творческим отпуском на Таити. "I Met the Stones" – это изюминка лучших моментов из альбома. Есть что-то космическое в выборе момента Джозефом Мэскисом: альбом "Sweep It Into Space" вышел как раз тогда, когда это было нужно всем нам. Душевный, полудремный, полублаженный, креативный и человечный альтернативный рок-альбом, который привнес оптимизм 90-х в наше беспокойное и тревожное настоящее.

В то время как большая часть альбома была записана на "Fender Telecaster" – Мэскис и "Fender" совместно работали над очень умной именной фирменной моделью – Джозеф использовал для этого соло свой баритон Иствуда. Соло-гитара в этой песне, опять же, похожа на другое наличие вокального тона, извивающегося вокруг куплета, ведущего всю партию, и это чудесный звук: густой, живой и человечный.

3. Mammoth WVH – "Mr. Ed"

За последний год мы узнали много нового о Вольфганге Ван Халене, но, пожалуй, главным из них является то, что он – все же сын своего отца и в то же время значим сам по себе. Достоинство, сила и, действительно, хорошее настроение, которые он проявил в течение нескольких месяцев после потери отца, вынужденно переживая свою потерю на глазах у общественности, являются свидетельством его характера.

И как музыканта, мы все узнали, что WVH – это совсем не EVH, и на его звучание влияют разные факторы. Но в "Mr. Ed" имя Ван Хален указывает не только на семейную связь: это гитарное соло, действительно отсылает к трюкам Эдди Ван Халена и делает приятную песню немного более симпатичной, и где-то даже горько-сладкой. Даже если вы вычеркнули из этого все имена, идеология Ван Халена, согласно которой гитарное соло должно повышать уровень серотонина и служить в качестве тонизирующего вещества, не исчерпала себя.

2. John Mayer – "Last Train Home"

Кто отдал голос за соло "Last Train Home", пожалуйста, встаньте! Таково проникновение Джона Майера в Интернете, что, кажется, каждый, кто когда-либо брал в руки электрогитару, оставил свой отпечаток на этом эталоне Дня святого Валентина. Но по демократическому согласию ваше любимое соло "Last Train Home" – и действительно наш общий серебряный призер 2021 года – это собственная балладная версия Майера.

Опять же, тон превосходнейший! Мы бы назвали его передовым, но мы знаем, что Майер представлял здесь Клэптона 80-х, а между дублями наслаждался повторными показами старых сериалов "Человек-животное" и "Кегни и Лейси". Этот ретро-призыв для всех, кто переживал ту эпоху, опьяняет. Вы даже можете издать легкий визг, как в видеоролике, который представляет здесь соло Майера. Что тут сказать? Этот материал находится в самом сердце рулевой рубки Майера, и он великолепен... Можно ли "причесать" соло-гитару? Ничего подобного.

1. Greta Van Fleet – "Age of Machine"

Ваше соло номер один в году, и с большим отрывом! "Age of Machine" представляет масштаб амбиций GVF в альбоме "The Battle at Garden’s Gate".

Когда-то было ощущение, что влияние больших мастодонтов рока 70-х было чрезмерным, но ловкость рук Джейка Кишки опровергает такие представления с помощью смелых и отчаянных кинематографических композиций, подобных этой. "Age of Machine" делает с классическим роком то же, что трилогия Питера Джексона "Властелин колец" сделала с Дж. Р.Р. Толкином: он обновляет текст, он реконструирует его и бросает вызов тем, кто может утверждать, что сегодняшней аудитории не хватает внимания для построения мира.

Возможно, осознавая это, сольные партии Кишки регулярно появляются, сосредотачиваясь на четырехминутной отметке, чуть более чем в середине джема, чтобы накрыть стол для развязки трека. Когда Джейк рассуждал в "Guitar World" о "The Battle at Garden's Gate", он говорил о важности динамики в отношении тона, но это также верно и для написания песен. В целом, это рекорд для аудиофила. Или, как описывает это Кишка, "оргазмический кинематографический фрагмент рок-н-ролла".

Всем добра, здоровья, умиротворения и гармонии в 2022 году! И всем нам – новой интересной и чувственной музыки!

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк! Будет еще много интересного!

➤Другие статьи схожей тематики:

❇️50 величайших гитарных эффектов всех времен по версии "Total Guitar"

❇️50 величайших гитарных риффов всех времен по мнению читателей "Total Guitar" и "Guitar World"

❇️Лучшие гитаристы-новаторы и первопроходцы всех времен по версии журнала "Total Guitar"

❇️20 лучших гитарных соло всех времен от Business Insider, свежий взгляд

❇️Топ-10 лучших металл-гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"

❇️15 лучших гитарных треков на Хэллоуин по версии "Guitar World"

❇️Топ-25 величайших гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"

❇️Лучшие джазовые и фьюжн-гитаристы, лучшие акустические гитаристы всех времен по версии журнала "Total Guitar"

❇️Топ-10 лучших шред-гитаристов всех времен

❇️Топ-10 лучших блюзовых гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"

рок музыка музыканты гитара культура