После публикации материала об итогах последнего опроса авторитетного журнала "Total Guitar" "Лучший рок-гитарист прямо сейчас", развернулась бурная дискуссия армии почитателей мастерства того или иного гитариста, полная недоумений и негодований . О, благородные рыцари гитары – от нитто хэй до сегунов, – давайте будем стоически воспринимать любую информацию согласно заповедей Кодекса Бусидо.
Споры сводились в основном к градации и ранжированию музыкантов – отчего это один гитарист выше другого, а третий совсем не представлен в этом списке. Примем это как данность: таким вот образом на сегодня сложилось общественное мнение специфичной аудитории авторитетного гитарного журнала. Заметьте, как-никак – все же это СМИ не о пчеловодстве или о мебельных аксессуарах, и, соответственно, его читатели не только любят гитару. но и музицируют немного.
Отдельно проводилась номинация "Лучших блюзовых гитаристов всех времен". Список представлен, исходя из ранжирования "Total Guitar", сложившегося по итогам опроса.
Следующие музыканты не вошли в Топ-10, но их отдельно отметил "Total Guitar":
Гэри Кларк – младший, когда-то выбранный для того, чтобы отдать дань уважения Би Би Кингу на церемонии вручения премии "Грэмми" в 2016 году, является подлинным продолжателем традиций, не переосмысливая все старые вещи.
Дерек Тракс. Его мастерство микротональности – интервалов меньше полутона – плюс великолепная формулировка делают его слайды уникально привлекательными.
Джон Майер. Доказывая, что блюз все еще можно продавать, Майер вкладывает вибрации Хендрикса и Стиви Рэй Вона в незабываемые поп-песни, преодолевая 12-тактную колею.
Джефф Хили. С гитарой, лежащей на коленях, незрячий Хили нашел новый уровень контроля над бэндами, слайдами и вибрато.
Сестра Розетта Тарп. Долгое время ее не замечали, но теперь признали, что Тарп превратила госпел в рок-н-ролл.
Элмор Джеймс. Изобретая электрическую слайд-гитару и громкие, "грязные" усилители, Джеймс подарил нам "Dust My Broom" и план блюзового рока.
Питер Грин. Ни один другой британский блюзовый бумер не соответствовал тонкости Грина или его точным бэндам. Его динамический контроль вызывал болезненную грусть.
Саманта Фиш. Со своей четырехструнной гитарой из сигарной коробки она напоминает и ранние записи слайд-гитар, и агрессивное панк-исполнение.
А теперь вашему вниманию представлена великолепная десятка:
10. Фредди Кинг
Он записал несколько хитовых альбомов на лейбле "Federal Records" в начале 60-х. Его душевный и сильный голос и характерный стиль гитарной игры вдохновили многих музыкантов, главным образом гитаристов. Особенно колоссальное влияние Фредди Кинг оказал на английских музыкантов, создавших в 60-е годы блюз-рок. Его первым инструментом был акустический "Silvertone", затем гитара марки "Kay", а после покупки гитары "Gibson" Фредди ни на чем другом уже больше не играл.
Нет никаких сомнений в том, что сегодня Фредди действительно должен быть гораздо более знаменитым. Он был очень влиятельный, как и многие блюзовые музыканты, его пение дало гитарным обликам их лирическое выражение. У Кинга был интуитивный стиль, он часто создавал гитарные партии с вокальными нюансами, он объединил самые яркие черты региональных стилей – Чикаго и Техаса. Огромное количество того, что сейчас является блюзовым клише, появилось в его руках как жизненно новые звуки – и они до сих пор звучат так же на его оригинальных записях.
Если бы не были "сняты" все "Фреддизмы" с альбома "Beano", молодой Клэптон был бы менее заметен, как и Джефф Бек, The Rolling Stones и Стиви Рэй Вон. Его подход к объединению мажорной и минорной пентатоники теперь является необходимым блюзовым знанием. Он был введен в Зал славы рок-н-ролла в 2012 году.
9. Джонни Винтер
Джонни Винтер известен своими высокоэнергетическими альбомами блюзового рока и живыми выступлениями в конце 60-х и 70-х, он также выпустил три альбома для блюзового певца и гитариста Мадди Уотерса, удостоенных премии "Грэмми". Несколько собственных альбомов Винтера также были номинированы на "Грэмми". Его музыкальная карьера началась в возрасте пятнадцати лет, когда его группа Johnny and Jammers выпустила "School Day Blues" в Хьюстоне.
В течение своей карьеры Винтер играл на различных гитарах, но он, вероятно, более всего был известен своим использованием твердотельной "Gibson Firebird". У него было несколько моделей, но сам он предпочитал модель "Firebird V" 1963 года.
"У меня все еще есть все шесть "Firebird" , но та первая 1963-го года выпуска, которую я когда-то купил, – моя самая любимая, потому что я играл на ней так долго, что к ней привязался. Все они звучат по-разному, но эта звучит лучше всего. Гриф красивый и тонкий... ничего не поделаешь. Это отличная гитара...Я купил ее в 70-х годах у парня из Сент-Луиса, который собирался продавать старые гитары музыкантам. Сперва мне понравилось как она выглядела, а затем я сыграл на ней, и это звучало хорошо, и это было чертовски хорошо...
Я до сих пор играю на той же гитаре и использую усилители "Music Man", которые звучат великолепно, потому что они очень громкие. Я выставляю громкость на 10, высокие частоты на 10 и низкие и средние частоты полностью. Я также использую педаль "Boss Chorus". У меня есть около 25 или 30 гитар, и они в основном "Gibson" и "Nationals". У меня около девяти или десяти "Firebird". Это лучшая гитара! Она похожа на "Gibson", но звучит ближе к "Fender", чем большинство других "Gibson". Я никогда не был большим поклонником хамбакеров, но у мини-хамбакеров в "Firebird" больше байтов и высоких частот".
8. Мадди Уотерс
Мадди Уотерс считается основоположником чикагской школы блюза. Его музыка повлияла на различные американские музыкальные жанры, включая рок-н-ролл и рок-музыку. Его игра была смелой, интенсивной и захватывающе выразительной, но если вы вслушаетесь в игру Мадди, особенно на ранних записях, то легко услышите более угловатый стиль Delta Blues. Мадди был мастером только правильных нот. Это было глубокое и простое гитарное исполнение больше кантри-блюза, перенесенного на электрическую гитару: игра, которая усиливала текст, давала глубину словам.
Он купил свою первую гитару, когда ему было 17 лет:
"Я продал последнюю лошадь, которая у нас была. За нее дали около пятнадцати долларов, я отдал моей бабушке семь долларов и пятьдесят центов, оставил себе семь пятьдесят и заплатил за гитару около двух пятидесяти. Это была "Stella". Люди заказывали их в "Сирс-Роубак" в Чикаго".
Лишь в свои тридцать один он купил свою первую электрическую гитару, а затем сформировал свой первый электрический комбик. Он чувствовал себя обязанным электрифицировать свой звук в Чикаго, потому что, по его словам, "когда я ходил в клубы, первым, что я хотел, был усилитель. Никто не мог услышать вас с акустикой".
После его смерти Би Би Кинг сказал:
"Пройдут годы и годы, прежде чем большинство людей поймет, как сильно он внес свой вклад в американскую музыку".
7. Рори Галлахер
Рори Галлахер наиболее известен своими сольными альбомами и своей карьерой в группе Taste в конце 60-х годов. Именно в качестве сольного артиста он и создал свои лучшие произведения. Хоть его музыка была весьма разнообразна и включала в себя различные жанры, основу и сердце ее всегда составлял блюз. Он начинал на укулеле, и лишь в свои 12 лет, получив денежный приз на конкурсе талантов, купил свою первую гитару. А спустя еще три года он купил за 100 фунтов стерлингов свой "Fender Stratocaster" 1961 года с серийным номером 64351, который и стал его основным инструментом и больше всего ассоциировался с ним во время его карьеры. Со временем гитара была модифицирована Галахером. После его смерти компания "Fender" выпустила ограниченную партию гитар в серии "Signature", до мельчайших подробностей повторявших инструмент Рори Галлахера.
А у номера 64351 практически вся отделка Галлагером была со временем снята. И, хотя он позаботился о том, чтобы держать гитару в пригодном для игры состоянии, Рори так и не восстановил ее, заявив:"Чем меньше краски или лака на гитаре, акустической или электрической, тем – лучше. Дерево больше дышит. Но это все психологическое. Мне просто нравится, как это звучит".
Многие гитаристы считают Галлахера примером для подражания и вдохновителем в период становления своего музыкального стиля. Выдающийся ирландский блюзмен знал, как обходится со слайдом и на каком оборудовании лучше всего его использовать. Выступая в 1987 году, Галлахер поделился:
"Большую часть времени я использую слайд-настройку для ритм-партий. Я играю много слайдов в обычной настройке, а также в открытых настройках. Я все еще без ума от слайда, есть так много способов прогрессировать на нем. Время от времени вы покупаете пластинку какого-нибудь кантри-блюзмена 30-х годов, который вами просто вытирает пол, и вам приходится начинать все сначала!
На мой взгляд, P-90 - лучший звукосниматель для слайдов - у него правильные оттенки. Лучшая слайд-гитара, если вы не играете в стиле Мадди Уотерса, это старый "Goldtop Les Paul '52". Вы можете играть на слайде на любой гитаре, но если серьезно, у вас должен быть набор жестких струн, в противном случае вы не получите полную атаку – вы не сможете окопаться"
6. Роберт Джонсон
Его выдающиеся записи 1936 – 1937 годов демонстрируют сочетание пения, навыков игры на гитаре и таланта автора песен, которые повлияли на последующие поколения музыкантов. Теперь он признан мастером блюза, особенно в стиле блюза стиля Delta. В ряде своих композиций он ушел дальше от стиля Delta того времени, больше напоминая стиль Чикаго или Сент-Луиса, с полноценной и чрезвычайно разнообразной музыкальной аранжировкой.
Он прожил всего 27 лет, овеяв свое имя при жизни и после своей смерти легендами. Согласно одной из них, которую охотно поддерживал сам Джонсон, будучи молодым человеком, живущим на плантации в сельской местности Миссисипи, он очень хотел стать великим блюзовым музыкантом. Ему во сне было приказано отнести свою гитару на перекресток возле плантации Докери в полночь. Там его встретил крупный черный человек (Дьявол), который взял гитару и настроил ее. Он сыграл несколько песен, а затем вернул гитару Джонсону, передав ему мастерство в игре на инструменте. Эта история о сделке с Дьяволом на перекрестке отражает легенду о Фаусте. В обмен на свою душу Джонсон смог создать блюз, которым он и прославился.
Эрик Клэптон указывает на особую роль Роберта Джонсона:
"Он – самый важный блюзовый музыкант, который когда-либо жил. Он был абсолютно верен своему собственному видению, и насколько я глубоко увлекся музыкой за последние 30 лет, я никогда не находил ничего более душевного, чем Роберт Джонсон. Его музыка остается самым сильным криком, который, думаю, вы можете найти в человеческом голосе. И это, оказалось, повторяет то, что я всегда чувствовал".
5. Джо Бонамасса
Джо Бонамасса начал играть на гитаре в возрасте четырех лет, воодушевленный своим отцом, который, будучи заядлым меломаном, познакомил его с британскими блюзовыми рок-записями Эрика Клэптона и Джеффа Бека. Когда же Джо стукнуло 11 лет, его наставником стал легендарный американский гитарист Дэнни Гаттон–младший. А в свои 12 лет у него уже была своя группа под названием Smokin 'Joe Bonamassa, и ему была предоставлена честь открыть концерты – примерно 20 концертов за год – для самого Би Би Кинга. Когда в 23 года он записывал свой первый сольный альбом, то в записи пластинки почли за честь поучаствовать такие личности, как Грегг Оллмэн, Рик Дерринджер и Лесли Уэст. На сегодня у него 16 сольных альбомов, не считая других проектов.
Бонамасса известен своей любовью к винтажным усилителям и гитарам, известным как "Bursts", включая несколько воссозданных винтажных гитар из магазина "Gibson Custom Shop", которые он использует для гастролей. Сердцем его коллекции является набор из трех экземпляров "Gibson Les Paul" 1958-1960 годов. Эти гитары являются одними из самых дорогих электрогитар в мире, и есть примеры, когда Бонамасса задействовал их в своих выступлениях. В 2018 году Бонамасса заявил, что у него более 1000 гитар и усилителей.
В отличие от многих американских гитаристов блюз-рока, которые были до него, на Бонамассу оказали влияние в основном британские и ирландские блюзовые номера, а не американские исполнители:
"Моими героями были ребята из "Columbia Records" – Пол Коссофф , Питер Грин , Эрик Клэптон. Их так много – Гэри Мур , Рори Галлахер – еще один ирландский музыкант, который играл те же вещи. И эти парни были моими героями – Джефф Бек , Джимми Пейдж . В их подходе к блюзу есть определенная утонченность, которая мне нравится больше, чем в американском блюзе, который я слушал. Би Би Кинг – большое воздействие – он, вероятно, оказал на меня самое большое воздействие из традиционных форм блюза. Я люблю Мадди Уотерса, Роберта Джонсона, Ти-Боун Уокера и тому подобное, но я просто не мог усидеть и всегда заставлял себя слушать их записи. И я предпочел бы послушать Humble Pie, а не "I'm Ready" Мадди Уотерса, понимаете? Я думаю, английская интерпретация блюза просто зацепила меня намного сильнее".
4. Альберт Кинг
Альберт Кинг, пожалуй, наиболее известен благодаря популярному и влиятельному альбому "Born Under a Bad Sign". Он – один из трех исполнителей (вместе с Би Би Кингом и Фредди Кингом ), известных как "Короли Блюза". Кинг был известен своим глубоким, драматичным звучанием, которому широко подражали как блюзовые, так и рок-гитаристы.
Первым его инструментом был дидли-бант, американский однострунный инструмент , который повлиял на развитие звука блюза. Затем он соорудил себе гитару из сигарной коробки и в конце концов купил себе акустическую гитару "Guild". Инструмент, с которым Альберта Кинга обычно ассоциируют – это "Gibson Flying V" 1958 года. Для усиления звука Кинг использовал твердотельный акустический усилитель с корпусом колонки, содержащим два 15-дюймовых динамика, а позже усилитель "MXR Phase 90".
Кинг был левшой, но обычно играл на обыкновенных правосторонних гитарах, держа гитару грифом вправо и при этом не переставляя струны, так что самая толстая струна была самой нижней. Использование перевернутой правосторонней гитары для игры левой рукой означало, что Кинг в основном играл с ног на голову. Он использовал пропущенную открытую настройку (CBEF # -BE), открытую минорную (CBEGBE) или открытую Фа (CFCFAD). При этом он никогда не употреблял в игре шестую струну.
3. Бадди Гай
Хотя музыку Бадди Гая часто называют чикагским блюзом, его стиль является уникальным и отдельным. Его музыка может варьироваться от самого традиционного, глубокого блюза до творческого, непредсказуемого и радикального гумбо-блюза, авангарда, соула и фри- джаза, которые меняются с каждым исполнением.
Бадди Гай смешивает анархию, виртуозность, глубокий блюз и неестественные фокусы таким образом, что все не сводят с него глаз. Он любит крайности: внезапные падения с громких звуков на тихие; или приятное, устойчивое гитарное соло, сопровождаемое скачками скорости. Он – мастер напряжения и освобождения, и каждый его своенравный порыв был всегда захватывающим.
Бадди Гай оказал большое влияние на многих гитаристов, включая Эрика Клэптона, Джими Хендрикса, Джимми Пейджа, Кита Ричардса, Стиви Рэя Вона, Джеффа Бека, Гари Кларка – младшего и Джона Майера. Его песня "Stone Crazy" заняла 78-е место в списке "Rolling Stone" "100 величайших гитарных песен всех времен". Вводя Гая в Зал славы рок-н-ролла, Эрик Клэптон сказал:
"Независимо от того, насколько хороша песня или исполнение, мое ухо всегда его узнает. Он выделялся в миксе просто благодаря оригинальности и жизненности своей игры".
2. Би Би Кинг
Знаменитый американский блюзовый гитарист, певец, автор песен, продюсер звукозаписи, которого все поклонники именуют Королем блюза или еще лаконичнее – Королем. Еще Би Би Кинг, между прочим, 15-кратный призер премии "Grammy", обладатель двух докторских степеней в музыке, национальной медали искусств и президентской медали Свободы. Шумное одобрение критиков и широкая известность принесли ему славу наиболее уважаемого, успешного, узнаваемого блюзмена не только в США, но и по всему миру.
Кинг явил миру сложный утонченный стиль гитарного соло, основанный на плавном бендинге (подтяжке струн) и индивидуальной мерцающей технике вибрато "бабочка", повлиявший практически на каждого последователя электрогитарного блюза. Покинув этот мир пять лет назад, он до сих пор остается одной из самых важных фигур за всю историю блюза.
За время своей карьеры Би Би Кинг использовал разное оборудование, характерное для того времени, в которое он выступал. В начале он играл на гитарах разных производителей. На большинстве своих записей на "RPM Records" им была задействована "Fender Esquire". Тем не менее, он был больше всего известен по выступлениям с гитарой "Gibson ES-355" через усилитель "Fender".
В сентябре 1995 года Би Би Кинг в журнале "Vintage Guitar" высказался о своем оборудовании:
"Да, старые усилители "Fender", на мой взгляд, были лучшими из когда-либо созданных. У них был хороший звук и они были долговечны; парни бросали их в грузовик, и они выдерживали это. У них были трубки, и они очень сильно нагревались, но только у них был звук, который трудно выразить словами. "Fender Twin" был великолепен, но у меня есть старый усилитель серии "Lab", который больше не производится. Я влюбился в него, потому что он звучит прямо между старыми усилителями "Fender", которые у нас были, и "Fender Twin". Это – то, что я обычно использую в настоящее время".
В 1980 году "Gibson Guitar Corporation" выпустила модель "BB King Lucille ES-355" со стерео опциями, селектором варитона и точными настройками (ни одна из которых не использовалась Кингом), и, по персональному требованию Кинга, без f-отверстий для дальнейшего уменьшения резонирования. В 2005 году "Gibson" сделал специальный цикл из 80 "Gibson Lucille", именуемый "80-й день рождения Люсиль", первый прототип которого был подарен Би Би Кингу в качестве подарка ко дню рождения и который он использовал после этого.
"Когда я пою, я играю в уме; как только я прекращаю петь голосом, я начинаю петь, играя на своей Lucille".
1. Стиви Рэй Вон
Ну, а вы кого здесь ожидали увидеть? И не надо делать вид, что чему-то удивлены или разочарованы. Прожив только 35 лет, из которых по большому счету лишь 7 лет длилась его основная музыкальная карьера в Double Trouble, Стиви Рэй Вон оставил значительный след в музыке и считается одним из самых знаковых и влиятельных музыкантов в истории блюза. И это абсолютно заслуженно.
В 1988 году, всего за два года до своей смерти, блюзовый мастер поведал о своей музыке, своем брате Джимми, своей любви к Хендриксу и гитаре, которую он назвал "Моя первая жена":
О своей технике: "Я просто много играю. Засесть в своей комнате и играть, потому что это то, с чего все началось, – это все равно что вернуться на круги своя. И это весело! Весело сидеть без дела, даже если это расстраивает".
О старшем брате: "Я многому научился у Джимми, а он говорит, что многому научился у меня. Он начал играть, когда учился в средней школе, когда мне было не больше восьми. Друг моего отца принес гитару, протянул ему и сказал: "Эй, играй, это тебе не повредит". Это то, что он сказал, и Джимми сразу начал играть. Было удивительно наблюдать, как он это делает. У него было три струны на гитаре, и я уходил в школу и возвращался домой, а он писал за это время целых три песни. Я серьезно! С таким влиянием, как от старшего брата, очень легко начать играть.
Я видел, как весело ему было с этим, как он был предан этому, и это вдохновило меня. В конце концов он получил электрическую гитару, а я получил ту, которая была у него. Потом он получил еще одну электрическую гитару, а я получил его предыдущую прямо из его рук, и вскоре после этого я уже играл на концертах".
О Джими Хендриксе: "Меня много раз спрашивают, как у меня хватает дерзости играть его "Voodoo Child", и мой ответ на это таков: мне кажется, что все это давление на тему кощунственно ли делать музыку Хендрикса, исходит от других людей, а не таких как он. Я думаю, он, вероятно, надеялся, что другие люди пойдут дальше в его музыке. Он взял все, что услышал, что взволновало его, и вложил в свою музыку".
О своей первой жене: "Моя первая жена – это "Stratocaster" 1959 года, хотя теперь у нее другой гриф, потому что каждый раз, когда я его перетирал, мне приходилось заполнять отверстия. Этот гриф от другого "Stratocaster", но это гриф того же размера. Я использую большие грифы, V-образные грифы, и я использую басовые лады, гигантские басовые лады. В некотором смысле у меня есть небольшая проблема с этим, потому что я не знаю почему, но это, кажется, вызывает немного больше грохота.
Конечно, отчасти это может быть от другой настройки Ми-бемоль. Во всяком случае, я использовал в основном "Stratocaster". Мне нравится много разных видов гитары, но для всего, что я делаю, "Stratocaster"– самый универсальный. Я могу в значительной степени получить любой звук из нее, и я использую стоковые звукосниматели".
Мои другие гитары: "Есть одна, которую я ношу с собой, сделанная Чарли Вирцем, модель с настройкой Ми-бемоль, которая в основном является "Stratocaster" со звукоснимателями "Lipstick" от "Danelectro". Сменил ли он обмотку в этих звукоснимателях – я не уверен, он никогда никому не говорил. Мне нравится эта гитара, она звучит как "Stratocaster", но она немного отличается. Эти звукосниматели, кажется, очень хорошо работают в корпусе "Stratocaster" – мне это очень нравится.
У меня также есть гитара, которую Билли Гиббонс сделал для меня, – это модель "Hamiltone". И у меня есть "Gibson 335", который является полуакустическим, но я действительно не делаю слишком много акустических вещей. Еще у меня есть шестиструнная резонаторная гитара Dobro 1928 года, и я иногда играю слайдами, но не очень часто Я прохожу через фазы, когда чувствую себя комфортно".
Об усилителях: "Раньше я использовал два "Fender Super Reverb", два "Fender Vibroverb" и "Dumble" (усилители "Howard Dumble", сделанные в Техасе). Я использовал усилители "Marshall" несколько лет назад, и у меня действительно был чисто один. Это была первая или вторая серия – я не уверен какая. Мне очень понравился "Dumble", когда я его впервые использовал, но тот первый, который я подключил, звучал лучше всего, а сейчас он уже не работает. И все, что у меня были с той поры, звучали по-разному хуже – я не знаю в чем здесь дело.
В последнее время моей любимой оснасткой был старый "Marshall Major" с четырьмя входами. Я нашел штепсель, вставил его в розетку, повернул – и все зазвучало правильно. Я использую это с комбиком "Dumble" и колонками с четырьмя EV-динамиками. Затем я использую мои старые "Dumble" с другими колонками и запускаю аппарат с динамиками Лесли, и это звучит ярко и ясно. Если вы надавите на струны и сильно ударитесь, это будет рычать у вас, как и должно быть, но оно не сломается.
Проблема с обслуживанием усилителей в магазинах заключается в том, что иногда они возвращаются, звуча как другой усилитель. Поэтому сейчас мне больше всего нравится использовать старый "Marshall Major" и мой лучший "Dumble" с двумя колонками с четырьмя 12-дюймовыми динамиками и с Лесли – если только я смогу сохранить динамики в Лесли".
О целительной силе музыки: "Я полагаю, что нет никакого смысла выходить куда-то и не отдавать этому все, что у вас есть, но я должен был это делать, даже когда буквально чувствовал себя плохо. Это забавно, потому что иногда вы можете исцелить себя – так как, играя, вы можете почувствовать себя лучше. Это случалось много раз".
О непрерывном обучении: "Я продолжал слушать, продолжал ходить к людям, продолжал сидеть с людьми, продолжал слушать записи. Если я хотел узнать чьи-то фишки, как, например, Клэптона, я сперва учился делать такие звуки своим голосом, а затем уже скопировал их на свою гитару. Я получал это там, где мог петь, а потом делал это на гитаре одновременно. Это было похоже на пение скэтом или что-то в этом роде. Пробовать новые вещи и оригинальничать – это всегда было связано с уровнем уверенности и азартом игры".
❇️Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.
➤Другие материалы подобного рода:
Топ-25 величайших гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"
На смерть поэта гитары. Питер Грин в The Bluesbreakers, из первых уст
Памяти Питера Грина. Как появился Fleetwood Mac, из первых уст