Найти в Дзене
Old school dude

20 лучших гитарных соло всех времен от Business Insider, свежий взгляд

Оглавление

Мало что определяет жанр рок-н-ролла больше, чем гитарные соло. Мощные, энергичные и громоподобные или же трепетно нежные и изысканно оркестрованные, они изменили не только подход рок-музыкантов к сочинению песен, но и поп-культуру в целом.

Начиная с момента зарождения рок-н-ролла в 1950-х, бесчисленное множество гитаристов исполнили умопомрачительные сольные партии, которые не только вошли в историю этого жанра, но и воссияли путеводным маяком среди хаоса жанрового многообразия. Ими восторгались, их пытались копировать, их ставили в пример начинающим музыкантам, "юношам, мечтающим делать жизнь с кого".

Оценить эти сольные экзерсисы непросто: в истории рок-музыки сохранился огромный массив гитарных сольных партий, достойных и признания, и самого пристального внимания. Помимо этого каждое соло индивидуально, завязано на мелодической линии произведения и в некоторой степени законченно совершенно само по себе.

Тем ни менее, периодически проводятся попытки провести некий классификационный рейтинг, что само по себе довольно странная идея, ведь музыка, – она все же, не из категории точных наук, где можно четко и предельно ясно описать параметры, по которым будет производиться сам отбор и последующая градация композиций. Но согласитесь, это же так чертовски заманчиво – выбрать из сокровищницы горсть бриллиантов и расставить их в определенном порядке. Пусть даже здесь и будут присутствовать личные вкусовые предпочтения – что с того.

Для придания некоей "объективности" картины разные издания, такие, как "Guitar World", "Total Guitar", "Guitarist", "Q", " Classic Rock", "Rolling Stone", "New Musical Express", регулярно проводят опросы среди своих читателей, журналистов и музыкантов в качестве экспертов, выдавая на гора результаты таких замеров общественного мнения, ни в коей мере, однако, не претендуя на истину в последней инстанции.

Последними в таком ряду были американцы из "Business Insider", одного из ведущих мировых новостных порталов, имеющего свой особенный стиль агрегации и обработки информации. Используя различные экспертные оценки, в том числе "Guitar World", "Rolling Stone", "Learning to play the guitar net", "Guitarist" и других, они в ноябре 2020 года представили на всеобщее обозрение свой рэнкинг "Лучших гитарных соло всех времен". Чтобы сузить процесс отбора, в свой рейтинг они включили только студийные версии песен, а не живые выступления.

Dickey Betts, фото из открытых источников
Dickey Betts, фото из открытых источников

Впрочем, несмотря на методологию, наверняка, этот список многим покажется спорным, будет горячо обсуждаться и даже осуждаться. Мне представляется, что правильнее всего к этому отнестись как к чему-то занимательному, и не более того. Но согласитесь, в нем все же представлены отличные "соляры", достойные хотя бы того, чтобы их еще раз услышать.

20. "Jessica" – Dickey Betts, Allman Brothers Band (1973)

"Jessica" – инструментальная композиция американской рок-группы Allman Brothers Band, выпущенная как второй сингл с четвертого студийного альбома "Brothers and Sisters" в декабре 1973 года, через два года после смерти лидера группы, Дуэйна Оллмана. Написанная гитаристом Дики Беттсом, эта вещь – дань уважения джазовому гитаристу Джанго Рейнхардту, поскольку она была разработана для игры только двумя пальцами левой руки. А вот по звучанию это чистой воды сатерн-рок. Когда Дики Беттс писал эту вещь у себя на ферме, в этот момент малютка Джессика, дочь Беттса, заползла в комнату и начала подпрыгивать под музыку.

"Я начал подыгрывать, пытаясь музыкально запечатлеть, как она выглядела, прыгая по комнате. Мне действительно нужно иметь образ в своей голове, прежде чем я смогу начать писать инструментал, потому что в противном случае он будет слишком расплывчатым. У меня появляется эмоция или идея, которую я хочу выразить, и посмотреть, что я могу придумать".

Инструментальный джем Дики Беттса, удостоенный премии "Грэмми", является демонстрацией виртуозности гитары этого рокера. На протяжении всей песни Беттс вызывает в воображении игриво-оптимистичную мелодию, которая вписывается прямо в середину верхней гармонии Чака Ливелла на электрическом пианино и нижней гармонии Грегга Оллмана на органе. Хотя композиция и основана на доминирующем риффе, игра Беттса постоянно крутится через новые ритмические вариации, порождая новые образы.

19. "Johnny B. Goode" – Chuck Berry (1958)

Есть ли более влиятельный пионер гитарной музыки, чем Чак Берри? Эта песня одного из родоначальников рок-н-ролла, была написана в далеком 1955 году и впервые была выпущена 31 марта 1958 года на одноименном сингле. С тех пор она стала классическим рок-стандартом.

По сути, Чак Берри выпуском этого своего хита и сформировал все будущие рок-н-ролльные песни. Хотя здесь и не самое безумное гитарное соло из когда-либо записанных, оно определенно было неотъемлемой частью развития инструмента и рок-н-ролла, потому что Берри привнес элементы блюза и кантри в электрогитару.

Это видно из вступительной фразы, когда Берри использует двойной стоп, чтобы сыграть две ноты одновременно, скользя по первым двум струнам. На протяжении остальной части песни он использует бэнды и фразировки таким образом, чтобы их позже скопировали все: от The Rolling Stones до Джерри Гарсиа.

Можно с уверенностью заявить, что большинства других соло в этом списке без Берри и его "Johnny B. Goode" просто бы здесь не было, и мало какая электрогитара еще сыграла такую ​​же важную роль в успехе рок-н-ролла.

18. "Paranoid Android" – Jonny Greenwood, Radiohead (1997)

Когда в 1997 году вышел третий альбом группы, "OK Computer", было ясно, что у Radiohead появился настоящий шедевр. Песня "Paranoid Android" создавалась в юмористическом ключе, а в названии была использована отсылка к параноидальному андроиду Марвину – персонажу цикла книг Дугласа Адамса "Автостопом по галактике".

Песню можно разделить на четыре отдельные части. Структурно эта композиция, по словам Тома Йорка, была вдохновлен песней The Beatles "Happiness Is A Warm Gun", кроме этого при ее написании музыканты ориентировались на "Bohemian Rhapsody" Queen и творчество группы Pixies.

У гитариста Джонни Гринвуда здесь два соло: короткое во второй части, длительностью 50 секунд, звучащее после трех минут зловещих риффов, которые постепенно перерастают в шумный гитарный фрик-аут; и эпическое в последней части песни, приближающее ее по спирали к завершению. При переключении между размерами 4/4 и 7/8 соло Гринвуда переплетается с искаженными звуковыми эффектами, прежде чем закончиться нисходящим хроматическим риффом.

Не будет преувеличением предположить, что это соло действительно больше похоже на андроида из "Звездных войн", потерпевшего крушение, чем на традиционную гитару – что, конечно, полностью соответствует идее. Гринвуд объяснял позже:

"Это было что-то, я плавал некоторое время, и песня нуждалась в определенном отжиге. Это оказался правильный ход на правильной скорость, и он идеально сработал".

Это злое соло помогло сделать "Paranoid Android" одним из самых больших хитов Radiohead.

17. "Crossroads" – Eric Clapton, Cream (1968)

Исполнение Эриком Клэптоном дельта-блюза 1936 года Роберта Джонсона "Crossroads" – классика из каталога легенды гитары. Это один из лучших примеров природных способностей, душевности и зрелищности гитариста, названного однажды "Богом". Аранжировка Клэптона сохраняет душу и дух оригинала Джонсона, но апгрейдит его для современной аудитории, стремящейся расслабиться и развлечься ослепительно быстрой и страстной музыкальностью. За прошедшие годы это соло стало одним из самых знаковых у Клэптона, и фанаты любят смотреть его "вживую", поскольку гитарист каждый раз импровизирует по-новому.

На первоначальной записи 1966 года Джинджер Бейкер ставит драйвовый бит, а Клэптон приступает к работе с доминирующим риффом, который он часто повторяет на протяжении всей песни. Во время своих сольных вкраплений Клэптон использует блюз и игру на высоких струнах, выдавая аппетитные триоли и бэнды. И что может сделать соло наиболее впечатляющим, так это то, что Клэптон на самом деле играет в нестандартном ритме. Как он сам об этом рассказывал:

"Большая часть этого соло написана в неправильном ритме. Вместо того, чтобы играть на второй и четвертой доле, я играю на первой и третьей и понимаю: "Это нестандартный ритм". Неудивительно, что люди думают, что это так хорошо, потому что это чертовски неправильно".

16. "La Villa Strangiato" – Alex Lifeson, Rush (1978)

На мой взгляд, Алекс Лайфсон – один из самых недооцененных гитаристов прогрессивного и классического рока. И во многом потому, что его затмили на записях виртуозная игра на барабанах Нила Пирта и творческая игра на басу Гедди Ли. Но на "La Villa Strangiato" Лайфсон продемонстрировал свои способности двумя безумно красивыми и четкими соло.

Первое – соло испанской классической гитары, которое начинается медленно, чтобы успокоить нас, а затем постепенно переходит в впечатляющий извилистый рифф фламенко.

Второе соло – это средство, которое позволяет группе дойти до кульминационного момента песни. Он начинается с эмбиента и грувов, пока Лайфсон не прошелся слайдами и не приземлил все умопомрачительными фразами. Что здесь выделяется, так это использование Лайфсоном пауз, и это делает фразировку каждого нового фрагмента намного более впечатляющей.

15. "Texas Flood" – Stevie Ray Vaughan, Stevie Ray Vaughan and Double Trouble (1983)

Известный своими сценическими выходками в стиле Хендрикса и непринужденными блюзовыми соло, Стиви Рэй Вон обладал удивительной магией в своей гитарной игре, а в сольных партиях, представляется, мало кто мог с ним потягаться. Когда он был в ударе, казалось, что он и его гитара были единым целым, и слушатели могли почувствовать всю гамму эмоций, исходящих из под стека его инструмента.

Возможно, его лучшее соло представлено на треке "Texas Flood". Гитара плавно вплетает ароматные блюзовые вставки между куплетами песни, а тон в значительной степени полагается на вибрато и подтяжки струн для достижения своего фирменного звучания.

Недооцененной частью этих соло является теплый и нежный звук гитары Стиви, который с удивительной легкостью доносит идею разрушительного "Texas Flood" до ушей слушателей.

14. "Sympathy For The Devil" – Keith Richards, The Rolling Stones (1968)

Песня "Sympathy for the Devil" удивительна во многих аспектах: это одна из лучших песен популярной музыки, из когда-либо записанных, это потрясающая танцевальная песня, а также здесь представлено лучшее гитарное соло Кита Ричардса.

Поскольку Мик Джаггер в каждом куплете поет с точки зрения дьявола, он готовит нас к тому, чтобы Кит взял верх со своей гитарой. На фоне ритма самбы, исходящего от перкуссии, Ричардс издает волнующее завывающее соло.

Он не рубит постоянно "фишку" все последние три минуты песни. Вместо этого пустое пространство между каждой из "хрустящих" фраз Ричардса подчеркивает мощь его соло и заставляет слушателя нервничать в ожидании следующего прогона, который усладит их слух. Неожиданность своеобразного "заикания" этого соло делает его совершенно захватывающим.

13. "Hotel California" – Don Felder and Joe Walsh, The Eagles (1976)

С годами этот типичный номер превратился в классику уэст-кост-саунда, но все же "Hotel California" предлагает нам одно из лучших соло в истории рока. В то время как другие в этом списке заслужили место за свою техничность, Дон Фелдер и Джо Уолш доказывают, что сольное обтекаемое развитие музыкальной темы в "расслабленном" стиле также может оказаться столь же захватывающим. Еще в 1998 году эта длинная гитарная партия была признана читателями журнала "Guitarist" лучшим гитарным соло всех времен.

Джо Уолш заменил в группе Берни Лидона в 1975 году, и в ходе записи своего эпического трека они оба с Фелдером сидели вместе и работали около трех дней, чтобы достичь необходимой точности. Сначала они начали импровизировать, но Хенли настоял на том, чтобы запись четко следовала варианту, впервые записанному в демо Фелдера. Тогда эти двое устроили настоящую дуэль на своих гитарах, пройдясь по мелодической линии взад-вперед, да так, словно это был разговор посредством гитар.

Соло включает в себя драматические слайды и культовые триоли, которые с годами стали любимыми приемами аэр-гитаристов.

Don Felder and Joe Walsh. Фото из открытых источников
Don Felder and Joe Walsh. Фото из открытых источников

12. "Europa (Earth's Cry Heaven's Smile)" – Carlos Santana, Santana (1976)

Увидев однажды, как его подруга переживает неприятные часы под действием мескалина, Карлос Сантана сочинила пьесу под названием "The Mushroom Lady's Coming to Town". Она содержала первую фразу "Europa", ее убрали и какое-то время не трогали. А когда Сантана гастролировал с Earth, Wind & Fire в Манчестере, он снова сыграл эту мелодию, на этот раз совместно с Томом Костером, который помог ему некоторыми аккордами, таким образом и родился этот шедевр. Он был переименован в "Europa (Earth's Cry Heaven's Smile)".

В этом прекрасном инструментале 1976 года гитара Карлоса Сантаны не только презентует прекрасную игру легенды гитары, она по-настоящему поет. С самого начала композиции тон гитары маэстро переводит щемяще печальный характер музыки в нужное настроение. Примерно за полторы минуты до конца трека его гитара вдруг начинает неиствовать. Воодушевленная напором барабанов, партия Сантаны ускоряется и начинает все кромсать, выдавая бэнды на высоких струнах и без особых усилий издавая прорезающиеся звуки.

"Europa" считается самой красивой инструментальной пьесой Сантаны и одной из его самых гармонически сложных композиций, и, безусловно, самой сложной с точки зрения гармонии его хитов. Соло Сантаны сделало "Europa" классическим треком его группы, и многие считают его лучшим инструментальным исполнением всех времен.

11. "While My Guitar Gently Weeps" – Eric Clapton, The Beatles (1968)

Не считая сессионных артистов, The Beatles почти никогда не включали в свои записи других музыкантов. В том редком случае, когда Джордж Харрисон попросил своего друга Эрика Клэптона сыграть на гитаре в "While My Guitar Gently Weeps", тот на удивление не захотел записываться, потому что "на записях The Beatles никто никогда не играл". "Ну и что?" – возразил Харрисон, – "Это моя песня". В конце концов Клэптон согласился сыграть, но он хотел, чтобы его партия звучала как "битловская". В итоге Клэптон записал одно из самых легендарных соло в мире рок-музыки.

Решением Харрисона было обработать трек, содержащий партию гитары Клэптона и орган, с помощью искусственного двойного трекинга, изменяя скорость для создания эффекта колебания высоты звука.

Что делает это соло таким остро воспринимаемым, так это замысел песни. Харрисон написал ее, вдохновленный китайской "Книгой Перемен И Цзин". Песня выражает его тревогу по поводу нереализованного потенциала для всеобщей любви в мире, который он называет "спящей любовью".

Клэптон прекрасно передал эмоции песни; как будто с каждым печальным бэндом с вибрато он изливает свое сердце через гитару. Неудивительно, что смысл этой идеи все еще актуален и сегодня. Несмотря на то, что партию записал не "битл", возможно, это лучшее гитарное соло в каталоге группы.

10. "Voodoo Child (Slight Return) – Jimi Hendrix, The Jimi Hendrix Experience (1968)

Услышав несколько первых нот "Voodoo Child", даже негитарист может сказать, что есть что-то особенное в том, как Джими Хендрикс играет на гитаре . Этот дезориентирующий набор колеблющихся звуков "вау", создаваемых педалью "вау-вау", словно погружает вас в удивительный мир, полный магии.

Хотя изначально Фрэнк Заппа использовал педаль "вау-вау", прежде чем представить ее Хендриксу и Эрику Клэптону, именно Хендрикс в конечном итоге популяризировал этот эффект. На протяжении всей песни также присутствует фирменный визг обратной связи гитары Джими, который он получал, поднеся гитару близко к усилителям, – это то, что он также помог популяризировать.

Это соло представляет собой мастер-класс по шреддингу и блистательную демонстрацию набора скиллов и спецэффектов Джими, которые и помогли ему оставить свой неизгладимый след в истории рок-гитары.

9. "Brighton Rock" – Brian May, Queen (1974)

"Brighton Rock"– это песня, которую часто затмевают другие хиты Queen, отчасти потому, что энергичное соло в треке не соответствует характеру по сравнению с театральными соло в более грандиозных треках, таких как "Bohemian Rhapsody".

Но сольная партия Брайана Мэя на этом треке, пожалуй, его лучшая из всех им сыгранных. Примерно через две минуты после начала песни Мэй начинает с небольшого числа триолей, сделанных со вкусом, с большого количеством эха и задержек. Через минуту он набирает темп и выдает несколько блюзовых риффов.

Но одна из лучших сторон соло – это бьющая через край энергия Мэя, совмещенная с ударными Роджера Тейлора, который для более полного развития напряжения и мощи гитары синкопирует на хай-хэте.

8. "One" – Kirk Hammett, Metallica (1988)

От эпического соло Кирка Хэммета в хитовой песне группы Metallica просто захватывает дух.

Он начинает песню медленно и чисто, ведя свою партию поверх аккордов с испанской природой. Хэмметт возвращается к этой мелодической линии во втором соло, но усиливает его несколькими гладкими триолями. В своем последнем, получившем признание критиков соло, Хэмметт погружается в милитаристские звуки военных выстрелов, которые производит Джеймс Хэтфилд. Позже он переключается на невероятно быстрые триоли и делает несколько бэндов.

Эта песня и, конечно же, соло Хэммета принесут группе первую премию "Грэмми" за лучшее металлическое выступление.

7. "Purple Rain" – Prince, Prince and the Revolution (1984)

До "Purple Rain" мир знал, что Принс более чем способен создавать поп-хиты, такие как "Little Red Corvette" или "I Wanna Be Your Lover". Но после того, как вышел альбом 1984 года и одноименная песня, стало ясно, что Принс умеет "отжигать" по-рокерски.

Эмоции, насыщающие гитарное соло "Purple Rain" – главная причина, почему оно так запоминается. Это сразу вызывает воспоминания о боли, преследующей Принса, но при этом остается надежда, что дождь очистит его от печали. Рок-мир стал лучше с тех пор, как радиоволны стали разносить зажигательные блюзовые фрагменты гитарных мотивов Принса.

6. "Free Bird" – Allen Collins and Gary Rossington, Lynyrd Skynyrd (1973)

Был бы полный список лучших гитарных соло без "Free Bird"? Кое-кто может подумать, что величие этой песни немного преувеличено, но вместе с тем нельзя отрицать, что вторая ее половина – это буйный подвиг гитарных героев. Когда Lynyrd Skynyrd играли ее вживую, это часто превращалось в расширенный джем-сейшн, демонстрирующий, насколько взрывными могли быть эти ребята во время импровизации.

Когда гитаристы Гэри Россингтон и Аллен Коллинз вступили в гитарную дуэль друг с другом, они, использовав бенды и хаммеры, устроили абсолютное пиршество для почитателей шред-гитары. По мере того, как продолжается соло, почти невозможно удержаться от танцев под этот гимн сатерн-рока.

Соло "Free Bird" оставило неизгладимый след в гитарном мире, и всякий раз, когда концерты Lynyrd Skynyrd повторяются снова, можно поспорить, что вы услышите, как кто-то кричит: "Play Free Bird!"

5. "November Rain" – Slash, Guns N' Roses (1991)

"November Rain" могла бы быть похожа на любую другую пауэр-балладу эпохи рок-н-ролла, но благодаря гитарным соло Слэша она продолжает оставаться одной из лучших гитарных песен на сегодняшний день.

Песня начинается сентиментально, и первые два соло Слэша отражают это, порождая грустные мелодии, которые огорошивают слушателя. Однако последняя сольная партия в течение последних двух минут песни представляет собой триумфальное противопоставление надежды печальным плачам, льющимся из его гитары во время основной части песни.

Такой эпический, вдохновляющий финал, переходящий в коду, – напоминание о том, что, как бы сильно ни было горе, лучшие времена не за горами.

4. "Comfortably Numb" – David Gilmour, Pink Floyd (1979)

Это одна из немногих песен с альбома "The Wall", в которых авторство принадлежит дуэту Гилмор – Уотерс. Свой вклад в создание композиции также внес и продюсер Боб Эзрин, сочинивший оркестровый аккомпанемент.

Записывая песню, Дэвид Гилмор сыграл соло пять-шесть раз и затем последовательно склеил вместе наиболее удачные куски. Он использовал свою знаменитую электрогитару "Black Strat" и фуззбокс "Big Muff" в сочетании с усилителями "Hiwatt DR103 head" и "Yamaha RA-200".

Соло Дэвида Гилмора в "Comfortably Numb" – гениальное действие. Оно точно отражает чувства, которые песня пытается передать – потерю, меланхолию, выживание – и оно настолько эмоционально сильно, что поражает вас прямо в душу и словно сдирает с вас кожу. Трудно что-либо сделать еще, кроме как закрыть глаза и отдаться в изумлении звукам, издаваемым "Black Strat" Гилмора.

Важно то, что соло Гилмора очень мелодично – оно является продолжением идей, заложенных в лирике текста, и помогает подтолкнуть повествовательную дугу песни к ее кульминационному концу.

3. "Eruption" – Eddie Van Halen, Van Halen (1978)

Когда Van Halen выпустили одноименный дебютный альбом 1978 года, слушатели, впервые услышав "Eruption", пришли в изумление. Никто никогда прежде не создавал мелодии, постукивая по струнам, как это сделал Эдди Ван Хален, презентовавший по сути новый технический прием – тэппинг. Хотя постукивание одной рукой (хаммеры и пулл оффы) и было стандартной гитарной техникой, "Eruption" представил популярной рок-аудитории постукивание двумя руками, и это сразу же стало популярным вариантом соло, начиная с 80-х годов.

Интересно, что изначально пьеса "Eruption" вовсе и не замысливалась как самостоятельная инструментальная композиция: Эдди Ван Хален импровизировал в студии с братом Алексом перед концертом в клубе "Whiskey a Go Go", а звукоинженер Дон Ланди записал его и передал пленку продюсеру Теду Темплману, который и настоял на включении записи в альбом. Как вспоминал позже Эдди:

"Я даже не сыграл ее правильно. В верхней части есть ошибка. По сей день, когда я слышу это, всегда думаю: "Чувак, а ведь ты мог бы сыграть получше"."

Несмотря на эти признание Эдди, пьеса представляет собой технический опус, который действительно следует разбить на части, чтобы оценить масштабность произведения в целом. Оно полно хроматических постукиваний, хаммеров и "глубинных бомб", но в нем нет ничего лишнего, каждая нота помогает зацепить слушателя.

Введение "Eruption" основано на вступлении к "Let Me Swim" группы Cactus. После звучит цитата ми-бемоль мажор из "Этюда № 2" Крейцера. Конечная секция начинается с серии быстрых триолей тэппингом, которые имеют классическую структуру, и в конечном итоге все заканчивается повторяющейся классической каденцией, за которой следуют звуковые эффекты, генерируемые эхо-устройством "Univox EC-80".

Это соло навсегда изменило ландшафт и словарный запас рок-гитарной игры, и сразу стало мерилом успеха независимо от того, сможете вы сыграть соло "Eruption" или нет.

2. "All Along the Watchtower" – Jimi Hendrix, The Jimi Hendrix Experience (1968)

Джими Хендрикс любил творчество Боба Дилана и играл многие из его песен на протяжении всей своей карьеры, но его исполнение "All Along the Watchtower" является одним из его лучших произведений. Здесь он подарил миру и одно из лучших гитарных соло в истории.

Дело в том, что в 1968 году, когда вышла песня, гитаристы просто не делали того, что делал Джими. В четырех соло песни он выразил свой фирменный психоделический тон, замешанный на его инновационным стиле игры – в третьем соло он использовал обычную зажигалку для игры слайдами, а его фирменная педаль "вау-вау" доминирует в четвертом соло, – все это придает "All Along the Watchtower" бешеный напор. Неудивительно, что эта песня стала гимном войны во Вьетнаме.

Согласно "Rolling Stone", Боб Дилан сказал газете "Fort Lauderdale Sun Sentinel" в 1995 году, что, по его мнению, Хендрикс улучшил эту песню:

"У него был такой талант, он мог найти что-то внутри песни и энергично развивать это. Он нашел там вещи, о которых другие люди и не подумали бы. Он, улучшил ее с помощью своей феноменальной гитарной техники, которую он здесь использовал".

1. "Stairway to Heaven" – Jimmy Page, Led Zeppelin (1971)

С момента своего выхода в 1971 году "Stairway to Heaven" возглавила многочисленные списки как лучшая рок-песня с лучшим гитарным соло всех времен, и это в первую очередь благодаря мастерской архитектуре гитарной партии Джимми Пейджа.

Пейдж начинает на 12-струнной акустической гитаре и делает все медленно и сладкозвучно, пасторальный ритм его игры идеально сочетается с плавным вокалом Роберта Планта. Примерно в середине песни вступают движущие ритм барабаны Джона Бонэма, и Пейдж начинает наращивать скорость и мощь своей игры, готовя слушателей к эпическому крещендо песни.

Построенная вокруг прочной, возвышающей темы – поиска человеком спасения – эпопея медленно набирает обороты и стремительно мчится к сокрушительному завершению. Грандиозный финал в этом случае – это гитарное соло с замиранием сердца.

Когда все в достаточной степени разогналось, на тайминге 5:57, Пейдж переключается на электрогитару и начинает свое вычурное соло, наполненное бэндами, хаммерами и пулл оффами, которые сделали его классическим – все это до того, как композиция рухнет в свое драматическое разрешение.

"Stairway to Heaven" сразу же стала определяющим треком на альбоме "Led Zeppelin IV" и с той поры закрепилась как одна из величайших гитарных песен эпохи классического рока. Трудно отыскать человека, который бы не был почитал и не любил ее, разве что только если обратиться взор на продавцов музыкальных инструментов.

Джимми Пейдж. Фото из открытых источников
Джимми Пейдж. Фото из открытых источников

Пейдж вспоминал:

"Я дурачился с акустической гитарой и придумал несколько разных разделов, которые прекрасно сочетались друг с другом. Вскоре я понял, что это может быть идеальным средством для того, что я хотел сделать в течение некоторого времени: сочинить что-то, что начнется тихо, барабаны придут в середине, а затем вырастут до огромного крещендо. Я также знал, что хочу, чтобы пьеса ускорилась, чего музыканты делать не должны...
Итак, у меня была вся структура, и я управлял Джоном Полом Джонсом, чтобы он мог получить представление о моей идее. Джон Бонэм и Роберт Плант ушли спать, а на следующий день мы занялись этим с Бонэмом. Вы должны понимать, что поначалу всем было чертовски много чего запомнить за один раз. Но пока мы как бы прокладывали маршрут, Роберт начал писать тексты, и, к его большому удивлению, он написал огромный процент прямо там и тогда же.
Я его окрылил. Я подготовил общую структуру гитарных партий, но еще не настоящие ноты. Когда пришло время записывать соло, я разогрелся и записал три варианта. Все они сильно отличались друг от друга. Все трио все еще находятся на мастер-ленте, но то, которое мы использовали, было лучшим соло, я могу вам это точно сказать.
Я думал, что "Stairway" кристаллизовала суть группы. В ней было все, и она показал группу в лучшем виде. Каждый музыкант хочет сделать что-то, что продержится долго, и я думаю, что мы сделали это с "Stairway to Heaven"."

Список подошел к концу, и, наверняка, многие сейчас воскликнут: "Что за ерунда, где же...", – приведя длинный перечень других достойных композиций с отличными сольными гитарными партиями. Повторю здесь то, что писал в начале статьи: мне представляется, что правильнее всего к этому отнестись как к чему-то занимательному, и не более того. А в качестве бонуса приведу несколько обойденных вниманием выдающихся соло.

"Firth Of Fifth" – Steve Hackett, Genesis (1973)

Как рассказывал об этой своей работе сам Стив Хэкетт:

"Тони Бэнкс написал песню, и там был раздел фортепиано, который, по сути, был той мелодией, которую я играю. У меня возникла идея коснуться лирики, в которой говорится о реке, которая становится морем. С помощью этой устойчивой обратной связи я представил, что большие волны на клавиатуре – это море, а моя партия – чайка, летящая высоко над головой.
Для меня это была самая близкая вещь к гитарному адажио в роке, которую можно сделать, с медленными мелодиями. Это не на миллион миль от того, чем занимался Эрик Сати, французский импрессионист и композитор на рубеже веков, равно как и Равель или Бах".

"Cliffs Of Dover" – Eric Johnson (1990)

Этот инструментал принес Эрику Джонсону премию "Грэмми" в 1991 году за его изысканную гитарную игру и потрясающее звучание.

"Reapers" – Matt Bellamy, Muse (2015)

Основанное на 32-х нотах, вступление представляет собой довольно сложную задачу на скорость. А что до основного соло, то Мэтт выдает его интуитивно, порой блюзово, а порой переходя на хроматические фразы.

"Still Got The Blues" – Gary Moore (1990)

Идея "заставить гитару плакать" существует с самых ранних блюзовых записей, но немногие рокеры когда-либо были способны сделать это в такой степени, как Гэри Мур, бесспорный мастер минорной баллады. Этот блюз в ля-миноре стал визитной карточкой в поздний период его карьеры, когда он в начале 90-х заново открыл себя как блюзовый исполнитель.

"Crazy Train" – Randy Rhoads, Ozzy Osbourne (1980)

Рэнди Роадса не зря величают человеком, который спас карьеру Оззи Осборна, и когда вы слышите соло в "Crazy Train", становится понятно почему. Он был по-настоящему изобретательным и искусным гитаристом.

"Sultans Of Swing" – Mark Knopfler, Dire Straits (1977)

Марк Нопфлер использует гитару так, будто она является его вторым "голосом. Его фингерстайл здесь непередаваемо хорош, а кода в соло, звучащем на "Strat" 1961 года, по сути сводится к паре простых повторяющихся четырех нот арпеджио, что не только не упрощает, а напротив – передает изысканность и особый вкус Марка.

"Kid Charlemagne" – Larry Carlton, Steely Dan (1976)

Само соло представляет собой многосекционный шедевр с диким, космическим звучанием. У него есть та бесконечная поддерживающая атака, которой славился Ларри Карлтон. Джимми Пейдж из Led Zeppelin называет его "лучшим гитарным соло из когда-либо записанных". Действительно высокие комплименты от человека, о котором часто говорят, что это он "сделал лучшее соло на свете"!

"Highway Star" – Ritchie Blackmore, Deep Purple (1972)

Трудно в нашей стране отыскать другое столь же значительное по оказанному на других музыкантов влиянию гитарное соло. И не только в нашей. Начиная с 70-х, и до наших дней. Если доведется пройтись по Арбату в пору, когда доморощенные гитаристы играют на воздухе, то обязательно из динамика какого-нибудь комбика вы услышите попытку сделать вариант этого классического эпохального 20-тактного пассажа из партии Ричи Блэкмора в "Highway Star".

"Cause We've Ended As Lovers" – Jeff Beck (1975)

Возможно, это лучший трек волшебника Джеффа Бека, и, пожалуй, – лучшая демонстрация его динамического контроля игры на электрогитаре. Используя громкость гитары и варьируя свой напор, Бек переходит от чистого звука к жёсткому и от едва слышимого к ярости. И все это просто божественно!

☑ И подписывайтесь на канал, будет еще много интересного.

➤Прежние материалы схожей тематики:

✔️Джимми Пейдж до Led Zeppelin, лучшие студийные работы с другими музыкантами

✔️Джимми Пейдж, окультист и мистик из Led Zeppelin

✔️Топ-25 величайших гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"

✔️Лучшие джазовые и фьюжн-гитаристы, лучшие акустические гитаристы всех времен по версии журнала "Total Guitar"

✔️Топ-10 лучших металл-гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"

✔️Топ-10 лучших блюзовых гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"

✔️Топ-10 лучших шред-гитаристов всех времен

✔️Лучшие гитаристы-новаторы и первопроходцы всех времен по версии журнала "Total Guitar"

✔️Эдвард Ван Хален – пришелец из другого века