Найти тему
Old school dude

Лучшие джазовые и фьюжн-гитаристы, лучшие акустические гитаристы по версии журнала "Total Guitar"

Оглавление

В довершении ранее вышедших материалов об итогах последнего опроса авторитетного журнала "Total Guitar" "Топ-25 величайших гитаристов всех времен", "Топ-10 лучших блюзовых гитаристов всех времен", "Топ-10 лучших металл-гитаристов всех времен" и "Топ-10 лучших шред-гитаристов всех времен" привожу еще ряд списков, сформировавшихся по итогам опроса журнала "Total Guitar" среди своей аудитории. Напомню, сам журнал их не составлял, определяя кто из музыкантов достоин более высокого места, а лишь провел опрос, а градации и ранжирование мест сформировались уже после фиксации его результатов.

Лучшие джазовые и фьюжн-гитаристы всех времен

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Следующие музыканты не вошли в "Топ-5", но их отдельно отметил "Total Guitar":

Пат Метини. С тех пор, как он решил, что копировать Уэса Монтгомери было грубо и невежливо, этот гигант постоянно расширял джазовый словарь в области гармонии и инструментовки.

Джордж Бенсон. Посмотрите, как Бенсон "поет" свои гитарные партии, импровизируя. Это невероятный музыкальный слух и неизменное чувство мелодии.

Шон Лейн. Он мог играть быстрее, чем кто-либо, но мудро не забывал включать ритм и мелодии. Гатри Гован и Пол Гилберт были в восторге.

Фрэнк Гамбале известен своим использованием свипа и экономичного штриха. Его плодотворная работа включает шесть альбомов с Чиком Кориа.

А теперь непосредственно сам "Топ-5":

5. Ларри Карлтон

Ларри Карлтон – американский гитарист, построивший свою карьеру в качестве студийного музыканта в 70-х и 80-х годах для таких исполнителей, как Джони Митчелл, Куинси Джонс, Джон Леннон, Доли Партон, Джерри Гарсия. Он поучаствовал в тысячах сессий звукозаписи, записался на сотнях альбомов во многих жанрах, участвовал в создании саундтреков для кино и телевидения.

Он был членом фьюжн-групп Crusaders и Steely Dan и смут-джаз бэнда Fourplay, а также вел долгую сольную карьеру. Ларри Карлтон неоднократно номинировался на премию "Грэмми" в категории "Лучшее инструментальное поп-исполнение" и "Лучший инструментальный поп-альбом". Вступление Карлтона к песне "Kid Charlemagne" группы Steely Dan было признано журналом "Rolling Stone"одним из пяти лучших гитарных соло в истории рока.

Его интерес к джазу возник после того, как он услышал по радио гитариста Джо Пасса, спустя какое-то время он уже сменил его на время в квинтете George Shearing Quintett, а потом перешел к джазовым гитаристам Барни Кесселю и Уэсу Монтгомери и блюзовому гитаристу Би Би Кингу.

Сессионный мастер дает свои советы по развитию музыкального слуха:

Изучите джазовые стандарты.

"Для меня это началось со стандартов обучения. Я помню, что когда я разучивал четырехтактовую фразу из записи Джо Пасса, потом возвращался и выучивал аккорды, которые звучали под ней, а не только соло. Затем у меня появилась возможность проанализировать это: почему он мог играть эти ноты против этого аккорда? Я думаю, что после того, как вы выучите соло, выучите аккорды, важно подумать, почему это могло произойти".

Используйте простые группы нот.

"Это мотивированный подход – сделать небольшое заявление, а затем развить его. Это всегда проявляется в моих соло. Я не отказался от этого, но на самом деле я этого не осознаю. Для меня это музыка, исходящая от меня. Поиграйте во что-нибудь и подождите секунду. Если ничего не выходит, подражайте тому, что вы только что сделали. Это дело терпения".

4. Джон Маклафлин

Великий английский гитарист, руководитель оркестра и композитор, пионер джаз-фьюжн, его музыка сочетает в себе элементы джаза с роком, этнической музыкой, индийской классической музыкой, западной классической музыкой, фламенко и блюзом. Он известен как участник записи знаковых для жанра фьюжн альбомов Майлза Дэвиса "In A Silent Way"и "Bitches Brew" и основатель группы Mahavishnu Orchestra, одного из наиболее ярких представителей джаз-рока 70-х, а также акустического проекта Shakti, пионера жанра world music. В свое время много шума наделало акустического трио, в которое помимо Джона Маклафлина входили гитаристы Пако де Лусия и Эл ди Меола.

Соло Маклафлина на "Miles Beyond" из его альбома "Live at Ronnie Scott's" получило премию "Грэмми" 2018 года за лучшее импровизированное джазовое соло.

Один из современных классиков фьюжн откровенничает:

Этапы становления как музыканта.

"Между 11-ю и 16-ю годами своего возраста я познакомился со всеми основными музыкальными культурами, которые сформировали мою последующую жизнь в музыке. А именно: блюз, фламенко, индийская музыка и джаз. Все они настолько сильно повлияли на меня, что я посвятил жизнь поиску своего музыкального "Я", влюбившись в эти разнообразные стили.

Я стал интересоваться сопоставлением религий году в 1960-м году, когда мне было 20 лет. Я узнал о Рамана Махарши, личность которого произвела сильное впечатление и продолжает оказывать большое влияние на меня. Далее я прочитал Рамакришна, Вивекананда, Премананда и Шри Нисаргадатта Махарадж. Когда же я услышал индийскую музыку, это также стало откровением для меня. В первую очередь меня поразила ее красота и мастерство импровизации, которое одинаково присуще и Югу и Северу. Значимость этого для моей джазовой музыки была огромной – я понял необходимость овладеть этим мастерством импровизации".

О подходе к записи альбомов.

"Я никогда не записывал альбомов, подстраиваясь под коммерческий успех. Для меня главное – успех артистический. Иногда они совпадают. Но это случается не часто. Главное – чтобы люди получили удовольствие от моей музыки. И хотели слушать ее еще и годы спустя. Вы будете удивлены тем, как звучит Shakti сегодня.

Жаль, звук на "виниле" был отменный. И у нас LP перестали выпускать много лет назад. Такие диски стали коллекционной редкостью, хотя есть немало людей, которые их по-прежнему собирают. В том числе и я. У меня немало и русской музыки: Чайковский, Шостакович, Мусоргский, Стравинский".

Об используемой аппаратуре.

"Я использую три типа ламповых предусилителя, в зависимости от того, в каком я настроении. Старый – это Mesa/Boogie V Twin, который мне очень нравится, потому что я играл на усилителях Mesa/Boogie еще в 70-х и 80-х годах. Затем у меня есть "Hermida Audio" Zendrive2; в нем есть один клапан.

Последний альбом "Black Light" 2015 года был записан с Seymour Duncan Twin Tube Classic от начала до конца. Я использую беспроводную систему Line 6 "Relay G30", лучшую из известных мне".

3. Уэс Монтгомери

Джон Лесли "Уэс" Монтгомери был одним из самых влиятельных гитаристов двадцатого столетия, появившийся после таких влиятельнейших музыкантов, как Джанго Рейнхардт и Чарли Кристиан, и в свою очередь повлиявший на бесчисленное количество своих последователей.

Уэс не имел музыкального образования, не знал нотной грамоты и играл на слух. Профессиональное освоение гитары он начал довольно поздно в возрасте 19 лет, слушая и изучая записи своего кумира Чарли Кристиана. Он сильно расширил арсенал приемов Кристиана, первым начал использовать октавную технику. Позже известнейший джазовый музыкант Лайонел Хэмптон взял его в свой оркестр именно за способность очень точно, "нота в ноту", воспроизводить соло Кристиана.

Самой важной частью стиля игры Монтгомери было то, что он предпочитал использовать большой палец вместо медиатора. И это делало звук намного более плотным и теплым, чем может произвести любой медиатор хотя вы жертвуете скоростью ради звука. Монтгомери уточнил это, объяснив, что ночью тренироваться было тише; что он все время ронял медиаторы и чувствовал, что без них больше чувствует гитару. Тем не менее, удивительно, насколько проворным у Уэс мог быть его большой палец.

Хотя он играл в основном в стиле легато с множеством слайдов, хаммеров и пулл-оффов он мог играть восходящие удары для быстрых, однотонных линий, а также быстрых тремоло-пассажей на октавных и аккордовых пробегах. Он также исполнял быстрые арпеджио в "размашистом" стиле. Отчасти это можно объяснить тем, что у него был двойной сустав. Тем не менее, остается впечатляющим то, что он смог создать классический характерный звук с помощью всего лишь гитары, соло, усилителя и большого пальца.

2. Аллан Холдсуорт

Аллан Холдсуорт – выдающийся гитарист ХХ века, прославившийся своими изысканиями в пограничной области между джазом и роком. Несмотря на независимый нрав, особо проявившийся в середине 80-х годов, он был признан многими музыкантами одним из наиболее повлиявших на них людей.

Холдсуорт был известен своими высокоразвитыми познаниями в области теории музыки, благодаря которым он включил огромное количество сложных последовательностей аккордов, часто используя необычные формы аккордов абстрактным способом, основанным на его понимании "аккордовых гамм", а также замысловатые импровизированные соло, зачастую со смещением тональных центров.

Чтобы описать игру Аллана, не прибегая к изощрениям с музыкальной терминологией, хватит одного эпитета – уникальная. Спутать эту смесь техник, практически все из которых он сам и разработал, невозможно даже будучи глухим на одно ухо. Приведу советы по игре от гения фьюжн, оказавшего влияние на таких музыкантов, как Джо Сатриани и Фрэнк Заппа:

Сила четырех.

"Когда я разучиваю гаммы, я играю четыре ноты на одной струне. Если я играю До мажор, начиная с Фа на 6-й струне, я играю Фа, Соль, Ля и Си на одной струне, а До будет на 5-й струне, и так далее. Потому что я обнаружил, что это не только хорошо для моих рук, но и действительно хорошо для соединения вещей.

Я не хотел в конечном итоге играть в таких позициях, как вы видели, как играют другие парни. Каждый раз, когда это был другой аккорд, их рука была бы в совершенно другом положении, и я хотел полностью исключить это. Поэтому я всегда практиковался в игре гамм в каждой позиции, и я смотрел на четыре ноты на струну, чтобы соединить позиции вместе".

Достижение чистого легато.

"Я никогда не использую пул-офф, потому что мне не нравится звук "мяу", который они издают, когда струна отклоняется в сторону. Так что я как бы нажимаю пальцем и снимаю его со струны. Я стараюсь, чтобы все ноты играли с одинаковой громкостью или даже некоторые ноты, которые я брал хаммером, громче, чем ноты, взятые обычным способом.

Таким образом, вы можете сделать акцент где угодно, если бы вы использовали медиатор. Сейчас у меня это лучше получается, и когда я слушаю, я могу уловить, что происходит, и я думаю, что сейчас сложнее сказать, что сделано щипком, а что нет. Но в основном я хотел бы делать ноту, которую я брал хаммером громче, чем щипком".

1. Джанго Рейнхардт

Легенда, уникум, гений, французский джазовый гитарист-виртуоз Жан Рейнхардт, известный всем под своим цыганским прозвищем Джанго, означающим "Я проснулся".

Первыми музыкальными инструментами Джанго были скрипка, банджо и гитара. Он развил свой первоначальный музыкальный подход через наставления родственников и знакомство с другими цыганскими гитаристами того времени. Кочуя по миру вместе с семьей, он побывал во Франции, Италии, Алжире и на Корсике пока наконец семья Рейнхардтов в конечном итоге не осела в предместьях Парижа.

Джанго с самого раннего детства музыкой добывал себе хлеб насущный, пока в восемнадцатилетнем возрасте во время пожара в таборе сильно не пострадал. Да так, что на левой руке его остались рабочими только три пальца: большой, указательный и средний, а безымянный и мизинец были сильно обожжены. На полтора года Джанго был прикован к постели. Желая занять его, младший брат Жозе принес ему гитару, и покалеченный Рейнхардт начал заново учиться играть. Длительными болезненными упражнениями молодой гитарист смог, преодолев увечье, разработать собственную самостоятельную технику игры, а играть стал входящий в моду джаз, правда, на цыганский манер. Хотя он так и не смог снова использовать эти два покалеченных пальца, Райнхардт восстановил свое музыкальное мастерство, сосредоточившись на указательном и среднем пальцах левой руки, используя два поврежденных пальца только для работы с аккордами.

Джанго Рейнхардт. Фото из открытых источников
Джанго Рейнхардт. Фото из открытых источников

Несмотря на инвалидность левой руки, Райнхардт смог вернуть (в модифицированной форме), а затем превзойти свой предыдущий уровень владения гитарой не только в качестве ведущего инструментального голоса, но и в качестве динамичного и интересного хода с точки зрения гармонии ритм-игры. Его виртуозность, включающая в себя многие цыганские влияния, сочеталась с превосходным чувством мелодических инноваций, а также с общей музыкальностью с точки зрения выбора нот, времени, динамики и использования максимального тонального диапазона инструмента, о котором раньше многие и не думали.

Играя полностью на слух – он не мог ни читать, ни писать музыку, – он свободно перемещался по всему диапазону грифа, давая полный полет своему музыкальному воображению, и мог легко играть в любой тональности. Он играл в основном с помощью плектра для получения максимальной громкости – особенно в период 20-х - начало 30-х годов, когда на концертных площадках усиление звука было или минимальным, или полностью отсутствовало. Хотя иногда мог играть и фингер стайл, о чем свидетельствуют некоторые записанные вступления и соло.

Бесчисленное число гитаристов всех стилей – от Уэса Монтгомери и Джо Пасс до Стиви Рэя Вогана и Джеффа Бека – называли Джанго в числе тех, кто сильнее всего на них повлиял. То, как именно он сумел с сильно травмированной рукой исполнять такие невероятные ведущие линии, до сих пор остается предметом споров.

Честно говоря, это ошеломляет – и его интенсивно качающиеся однострунные соло, почти невозможные хроматические пробежки, охватывающие весь диапазон гитарного грифа, невероятные перемещения арпеджио по грифу и устрашающий ритмический драйв – все с той поры по сей день заставляют музыкантов "обламывать зубы" в попытках приблизиться к этому уровню запредельного мастерства. И это отнюдь не гипербола. Вместе со скрипачом Стефаном Граппелли Джанго сыграл важнейшую роль в развитии "словарного запаса" всего жанра цыганского джаза.

Гитара Selmer-Maccaferri Джанго Рейнхардта. Фото из открытых источников
Гитара Selmer-Maccaferri Джанго Рейнхардта. Фото из открытых источников

Джанго почти всегда использовал исключительно гитару "Selmer-Maccaferri" 1930-х годов с тонкими струнами "silk and steel"(0,010–0,046) и с внутренней звуковой камерой для усиления звука. Его собственный "Selmer"серийный № 503 выставлен в Музее музыки в Париже.

Лучшие акустические гитаристы всех времен.

Следующие музыканты не вошли в "Топ-4", но их отдельно отметил "Total Guitar":

Пол Саймон. Создавая партии в стиле фингер стайл, которые продвигали его с Артом Гарфанкелем песни к величию, Пол Саймон с тех пор стал знаковой фигурой народной музыки всех культур.

Джон Ренборн. Сотрудничая с Бертом Дженшем и Pentangle, британский пионер сольной акустической гитары открыл новые направления наряду с влияниями средневековья и джаза.

Эд Ширан. Увеличивая повсюду продажи акустических гитар, Ширан сделал луперы незаменимым аксессуаром и подтвердил неизменную актуальность гитары.

Бен Ховард. С его необычной техникой pick-and-go, эклектичным строем и частичным каподаст-стилем Ховард обладает особым отличительным звучанием.

Майкл Хеджес. Чрезвычайно изобретательный музыкант, чей удивительный "двуручный" перкуссионный подход изменил современную акустическую технику. Среди его звездных поклонников Пит Таунсенд и Стив Вай.

А теперь непосредственно сам "Топ-4":

4. Ник Дрейк

Прожив лишь 26 лет, этот английский певец и музыкант был известен своими сумрачными песнями, исполненными на акустической гитаре . Ему не удалось найти широкую аудиторию при жизни, но его работы постепенно получили все более и более широкое признание.

Дрейк был одержим своей техникой игры на гитаре и ночи напролет писал и экспериментировал с различными альтернативными настройками. Самоучка, он нашел свой уникальный стиль исполнения за счет использования новых видов строя для создания кластера аккордов, которые трудно получить на гитаре, используя стандартную настройку. Во многих песнях он подчеркивает диссонирующий эффект таких нестандартных звучаний своими вокальными мелодиями.

Эмоциональные и мрачные аккорды Дрейка были такими же поэтичными, как и его слова. Критики хвалят Дрейка за его угрюмые и красивые тексты, на которые повлияла его любовь к таким поэтам, как Уильям Блейк и У. Б. Йейтс. Но, по словам его друга и соавтора Роберта Кирби, эти тексты были созданы, чтобы соответствовать настроениям, продиктованным его музыкой. Дело не в том, что Дрейк нашел идеальное музыкальное сопровождение для своих чувств – эти преследующие и душераздирающие звуки были его чувствами.

Он писал гитарные партии, которые звучали как одиночество, и они обращались напрямую к своим слушателям. Его уникальные звуки проистекали из строя гитары, который он изобрел сам, позволяя воспроизводить аккорды с несколькими смежными нотами, что невозможно в большинстве обычных настроек.

3. Джони Митчелл

Немногие гитаристы сделали различные открытые настройки такой неотъемлемой частью своего стиля игры, как канадская певица и автор песен в стилях фолк, поп, рок, кантри и джаз, одна из самых важных исполнительниц рок-эпохи. Посмотрите на Джони Митчелл, она научилась играть на гитаре по песеннику Пита Сигера.

Полиомиелит ослабил ее левую руку, поэтому она разработала альтернативные настройки гитары для компенсации. Позже она использовала их для создания нестандартных подходов к гармонии и структуре в написании песен, играя то, что она назвала "странными аккордами Джони". Сообщается, что за свою карьеру Джони использовала более 50 различных настроек.

Митчелл также была большим новатором в ​​области гармонии в своих ранних работах, сочетая модальность , хроматизм и "точку педали". Вкупе с регулярным использованием каподастра, Джони всегда удавалось заставить свои гитарные партии звучать креативно и, в общем, замысловато. Конечно, не обязательно играть сложно, но, отказавшись от хорошо известных форм аккордов и стандартных музыкальных фраз, несложно заставить ухо слышать эти волшебные звуки.

В 2003 году журнал "Rolling Stone"назвал ее 72-й величайшей гитаристкой всех времен; она была женщиной с самым высоким рейтингом в списке.

2. Ричард Томпсон

Ричард Томпсон, в прошлом участник британских фолк-рок групп Fairport Convention, The Happy Blunderers, The Bunch и Albion Country Band, сделавший успешную сольную карьеру, выдает "Руководство по стилю":

"Если вы просто играете аккорды, вам не хватает целого мира. Фингер стайл – отличный способ развить пальцы. Я думаю, что лучше всего начать с так называемого стиля "молоток с когтями". Хороший базовый пример – Peter, Paul and Mary, играющие "Puff The Magic Dragon".

"Гитарная партия – это гитарная партия с молотком, поэтому вы играете на басовых струнах в некотором роде чередующийся паттерн и накладываете мелодию поверх, и между ними есть определенная синкопа. Это похоже на многие вещи, которые сначала звучат сложно, но вы просто замедляете их и постепенно наращиваете до нужной скорости. За несколько месяцев вы расширите свой кругозор и получите совершенно новый набор возможностей".

1. Берт Дженш

Берт Дженш – влиятельный шотландский фолк-рок музыкант, "гитарист гитаристов" и один из основателей группы Pentangle. Уроженец Глазго, получивший музыкальное образование в Эдинбурге, и приобретший известность в Лондоне, Дженш был ведущей фигурой в возрождении британского фолка 60-х годов. Его революционность и неповторимая игра на гитаре оказали влияние на бесчисленное множество музыкантов, включая Джимми Пейджа, Роя Харпера, Донована, Нила Янга, Майка Олдфилда и Джонни Марра. До своей смерти Берт Дженш продолжал работать как сольный исполнитель.

Берт Дженш. Фото из открытых источников
Берт Дженш. Фото из открытых источников

Хотя Берт и играл порой на электрогитаре, а также банджо, дульцимере и блокфлейте, наиболее примечательной была его игра на акустической гитаре. Нил Янг сказал как-то о нем:

"Такой же великий гитарист, как Джими Хендрикс, Берт Дженш – то же самое для акустической гитары".

В середине 60-х годов современники Дженша по фолку и блюзу в Лондоне, такие как Рой Харпер, Мартин Карти, Джон Ренборн, Ральф МакТелл и Лонг Джон Болдри, были первыми, кто был очарован этим невероятно талантливым молодым трубадуром из Эдинбурга.

Затем Пол Саймон, Пит Тауншенд, Ник Дрейк, Джимми Пейдж и Нил Янг – все они ухватились за гений Берта в течение оставшейся части 60-х. В последние десятилетия Джонни Марр, Бернард Батлер, Бет Ортон, Грэм Коксон, Пит Доэрти и Джонатан Уилсон – все они провозгласили непреходящее влияние вневременной музыки Дженша на их собственные работы.

Пионер фолк-блюза Виззи Джонс, один из первых гитаристов английской сцены начала 60-х, взявшихся за акустический блюз, в 2011 году, вскоре после смерти Берта, поделился своими воспоминаниями и размышлениями о искусном виртуозе:

"Я помню как 20-летний Дженш держал пол в лондонском фолк-клубе в 1964 году. Я торчал, общался с такими людьми, как Лонг Джон Болдри и Дэйви Грэм, и в те дни было не так много людей, которые играли на гитаре в стиле фингеринг-блюз. И те, кто играл так, думали, что они непревзойденные. Но когда прибыл Берт, это как бы сбило нас с ног, потому что на самом деле он был совершенно с другой планеты.
Он слушал все, что слушали и мы, например, Дэйви Грэма и Большого Билла Брунзи, но он пошел дальше, развил это и написал свой собственный материал, используя этот стиль. И в то же время он был очень харизматичным. Он был совсем как динамит, когда я впервые увидел его игру. Это было классическим клише – у него не было гитары, и он позаимствовал ее у публики... Но когда он поднялся туда, он был просто потрясающим харизматичным музыкантом и певцом".

"Я думаю, что самое важное, что он сделал, – это привнесение традиционной шотландской, ирландской и английской музыки в современный мир. У Берта был замечательный и резкий способ делать это, и это было так революционно в то время. А потом он как-то очень сильно повлиял на американскую сцену. Позже, должно быть, был выпущен американский сэмплер, и он действительно повлиял на них всех. Мы все думали, что они играют американскую музыку, но на самом деле она имела настоящий англо-шотландский уклон.

Включение джазовых интонаций в его аранжировки было еще одним нововведением, которым Берт Дженш поразил поклонников как в своей сольной работе, так и в годы работы с джаз-фолк-блюзовой группой Pentangle, сформированной в 1967 году. Пятерка состояла из басиста Дэнни Томпсона, барабанщика Терри Кокса, вокалиста Джеки МакШи и парных гитар Дженша и Джона Ренборна, с которыми Берт уже много записывался.
Дэйви Грэхем в какой-то степени начал идею внедрения джазовой гитары в акустическую фолк-гитару, но Берт пошел дальше. Он часами работал над удивительно сложными аранжировками песни, используя перевернутые аккорды, которые он обнаруживал и изобретал сам.
Он изобрел целую манеру игры, которой, насколько я знаю, никогда раньше не было. Потом, конечно, он продолжил с Джоном и Дэнни и сделал Pentangle. Я помню, как Берт говорил: "Я просто пошел на прогулку и выпил пива", но это неправда. Это стало результатом его замечательного сотрудничества с Джоном Ренборном.
Pentangle были новаторскими по-своему. Думаю, это был первый раз, когда акустические гитары соединились с джазовой игрой на барабанах и басу. Я безмерно им восхищался. Я всегда помню, как думал: "Боже, Берт такой гениальный! Зачем я беспокоюсь?" Легко впасть в депрессию, но она проходит и вдохновляет. Берт вдохновлял всех нас, потому что он был так хорош".

Подписывайтесь на канал, будет еще много интересного

Прежние материалы:

Топ-10 лучших металл-гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"

Топ-10 лучших блюзовых гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"

Топ-10 лучших шред-гитаристов всех времен

Топ-25 величайших гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"