Хэллоуин имеет древние языческие корни, восходящие еще к гэльскому празднику "Самайн" и кельтской традиции ирландцев и шотландцев отмечать окончание периода сбора урожая и завершение выпаса скота. Его, как известно, встречают вечером 31 октября. Это время предшествует важной дате в христианской католической, англиканской и многих протестантских церквях – Дню Всех Святых, который наступает 1 ноября. В этот праздник принято поминать всех христианских мучеников, а в более широкой традиции – и всех усопших. Вечер накануне этого дня всех святых "All Hallows' evening", собственно и есть "Hallowe'en" или "Halloween".
Как водится, с веками языческое и христианское перемешалось, приправилось порциями оккультизма и эзотерики, обросло легендами, подпитываясь новыми веяниями благодаря влиянию американской масскультуры, кинематографа и литературы. Особенно это стало существенным в последние десятилетия.
Сегодня в сознании большинства людей этот день стал прочно ассоциироваться не со смертью и сверхъестественным, а скорее с обычаями красочных театрализованных карнавалов и аттракционами, где принято пугать посетителей. И если раньше таким образом пытались задобрить "нечесть", примириться с ней и даже сотрудничать – вместо того, чтобы бороться со злом и решительно отвергать его, – то сейчас это скорее способ разрядиться и пощекотать нервы, веселый пранк с соответствующей атрибутикой.
Конечно, такая благодатная тема не могла ни найти своего воплощения в рок-музыке. Любой мало-мальски сведущий меломан тут же упомянет немецких металлистов из группы Helloween, одних из родоначальников спид-метала и пауэр-метала. Основатель группы Кай Хансен намеренно выбрал ей подобное название в честь праздника и даже сделал тыквенный "Светильник Джека" талисманом группы.
Только вот, изменив в имени букву "а", на "е", он сделал в большей степени акцент на "Hell" (Ад). Их альбом 1987 года, "Keeper of the Seven Keys, Pt.1", к слову, чуть ли не лучший образчик жанра, да и в целом превосходно слушается: энергия, драйв, страстный вокал, мелодические заходы, "вкусный" гитарный саунд и скоростной напор ритм-секции – все при нем.
Раз уж, упомянул, немного об одном из символов Хэллоуина – "Светильнике Джека", или "Jack O'Lantern". Этот фонарь из тыквы символизирует душу, которой было отказано в доступе как в Рай, так и в Ад. А все пошло от древней ирландской легенды:
Некто Джек, возвращаясь домой после ночной попойки, повстречал Дьявола и обманом заставил его залезть на дерево. После чего он выгравировал крест на древесной коре, поймав таким образом Дьявола в ловушку. Воспользовавшись этим обстоятельством, Джек заключает, как он посчитал, удачную сделку, согласно которой его душу нельзя будет забрать после его смерти в Ад. А потом всю свою оставшуюся жизнь он напропалую пил, кутил и прелюбодействовал.
Когда же после смерти его душе из-за груза грехов было отказано в Рае, в соответствии с условиями сделки Дьявол не впустил ее и в Ад, бросив в качестве подтверждения горящий уголь прямо из адской жаровни. Была холодная ночь, поэтому дух Джека опустил уголь в выдолбленную репу, чтобы он не погас от ветра, и с тех самых пор он бродит по свету с этим светильником в поисках своего места для упокоения .
В Ирландии и Шотландии именно "репу с огнями" традиционно делали во время празднования Хэллоуина, но иммигранты в Северной Америке решили использовать местную тыкву, которая намного и мягче и крупнее, поэтому ее гораздо легче и проще резать. Американская традиция вырезать тыквы на Хэллоуин где-то с середины 19-го века и стала повсеместно закрепляться.
К последней дате журнал "Guitar World" решил выпустить 15 любимых гитарных треков на Хэллоуин, предлагая встретить это событие в костюме Фредди Крюгера или, на худой конец, снежного человека, но обязательно с гитарой "Gibson Flying V" наперевес. Не смотря на то, что нумерация здесь, видимо, довольно условна, я все же представлю этот список в обратном порядке. Итак, поехали:
15. Slayer "Dead Skin Mask" (1990), гитаристы: Джефф Ханнеман и Керри Кинг
Музыка к песне была написана гитаристом Джеффом Ханнеманом, а слова – басистом и вокалистом Томом Арайа. Арайа проявляет большой интерес к историям о серийных убийцах, и тема этой песни касается маньяка Эда Гейна, считавшегося одним из самых жестоких убийц в истории 20-го века. Он убивал людей, и затем расчленял их на части, а эта "маска из мертвой кожи", найденная у него полицией, была сшита Гейном из кожи его жертв. "Guitar World" предлагает вручить этой композиции Золотую пальмовую ветвь в категории "Ужасающие и злые".
Не смотря на жуткий сюжет, "Dead Skin Mask" существенно отличается от обычных песен группы Slayer мелодичностью исполнения и более медленными, но более зловеще звучащими риффами. И это прекрасный урок для металлистов в том, как две гитары могут взаимодействовать друг с другом. Когда Джефф Ханнеман и Керри Кинг позволили риффу перейти в соло – особенно в риффе вступление/куплет, в котором с большим эффектом используется сустейнер "Fernandes", – они продемонстрировали, что тяжелый звук все еще может быть тонким и запоминающимся, поскольку риффы, меняясь, звучат в то же время очень гармонично.
14. Lord Sutch and Heavy Friends "Hands of Jack the Ripper" (1972), гитарист Ричи Блэкмор
Дэвид Эдвард Сатч, также известный как 3-й граф Харроу или Кричащий лорд Сатч, был очень эпатажной личностью. С 1963 по 1997 год он 39 раз участвовал в парламентских и муниципальных выборах, а в 80-х годах создал "Официальную партию бешеных монстров". Свое второе имя – Кричащий лорд Сатч он получил после того, как в 60-е годы подвязался на поприще рок-н-ролла.
В течение 60-х и начала 70-х годов Lord Sutch прославился своими сценическими шоу, на которых он одевался как Джек-Потрошитель, предшествуя шок-рок-выходкам Артура Брауна и Элиса Купера. Отсутствие вокального таланта не помешало ему выпустить синглы и полноценные лонг-плеи на тему ужасов, а список музыкантов, работавших с ним, способен украсить "Зал славы рок-н-ролла": Джимми Пейдж, Джон Бонэм, Джефф Бек, Ноэль Реддинг, Ники Хопкинс, Ник Симпер, Кейт Мун, Мэтью Фишер и Ричи Блэкмор.
По правде, его трек "Hands of Jack the Ripper" не так уж и цепляет, но в нем присутствует все та же приторно омерзительная атмосфера. И, что особенно важно, ее очень умело поддерживают гитары: от самого Человека в черном – Ричи Блэкмора – до Ноэля Реддинга на басу. Какая странная, забавная запись, передающая дух лихорадочного периода рок-музыки.
13. AC/DC "Hells Bells" (1980), гитаристы: Ангус Янг и Малькольм Янг
И конечно в Хэллоуин обязательно должны "отзвонить" "Hells Bells", ведь эта песня AC/DC была саундтреком к фильму-триллеру с элементами черного юмора "Максимальное ускорение" по одноименной повести Стивена Кинга. "Открывашка" с "Back in Black", легендарного седьмого "черного" альбома 1980 года, начинается со звуков ударов колокола, повторяющихся, в общей сложности символические 13 раз. Уже после четвертого удара вступает соло-гитарист Ангус Янг на своей "Gibson SG" и его брат, Малколм Янг, на ритм-гитаре "Gretsch G6131", погружая слушателей в мрачную меланхолию ля-минора.
Группа AC/DC тогда пыталась прийти в себя после ухода из жизни вокалиста Бона Скотта и пробовала в работе новичка Брайана Джонсона. Коллеги по группе были неразговорчивы, потому что, по сути, учились жить заново. Отсюда текст нового вокалиста о том, что лирический герой атакует и заберет свою жертву в ад и что это будет сопровождаться такими естественными явлениями как дождь, гроза, ураган. Идеально соответствует сезону Хэллоуина, избегая главного праздничного взгляда на Проклятие в пользу звенящего ритма чистого рока.
12. The Sonics "The Witch" (1965), гитарист Ларри Пэрипа
Гаражные рокеры из Такомы, штат Вашингтон, намного опередили свое время. Они образовались в 1960 году, когда выступали в основном как инструментальная группа стиля ритм-энд-блюз с постоянно меняющимся составом. В конце 1963 года состав группы стабилизировался, появился клавишник Джерри Роли, ставший ведущим вокалистом.
Песня "The Witch" была выпущена в качестве дебютного сингла Sonics в ноябре 1964 года. Хотя она никогда не входила в национальные чарты, она остается важной композицией в истории рока. Пожалуй, одна из самых тяжелых песен своего времени, "The Witch", наряду с "Psycho", вдохновила бесчисленное количество панк-рок-групп 1970-х годов. Нетрудно понять, почему The Sonics оказали такое большое влияние на панк. Мощность, с которой играл гитарист Ларри Пэрипа на своей "Jazzmaster", и абсолютно чистый звук фузза по-прежнему звучат так, как будто он собирается спустя более полувека все еще проверить качество сборки диффузоров динамиков колонок. А звучащее здесь серф-соло – это стопроцентный рок-н-ролл.
11. KISS "God of Thunder" (1976), гитаристы: Пол Стэнли и Эйс Фрейли
Песня "God of Thunder" полюбилась многими фанатами за то, что в ее концертном исполнении бас-гитарист Джин Симмонс исполнял свое фирменное соло, включающее в себя "взлет" под крышу сцены и "плевание кровью". Ее написал Пол Стэнли, а Джин использовал ее в качестве средства, выражающего его демонический имидж. Поэтому "God of Thunder" обязательно должна присутствовать в праздничном сет-листе хотя бы для того, чтобы вдохновить ряженную публику на более непосредственное поведение. Как вспоминал Симмонс:
"Когда я впервые слышал песню, я сразу увидел фантазию, в которой из жерла горных высот вылезало нечто большое и окрыленное и стояло там – что-то из мрачных теней".
KISS – еще одна из тех рок-групп, для которых Хэллоуин никогда не заканчивается. Конечно, Симмонс в песне вызывает неподдельное отвращение, однако настоящим чудовищем здесь является знаменитая гитара Эйса Фрейли "Budokan Les Paul Custom" 1974 года, с тремя хамбакерами "DiMarzio" и "Super Distortion".
10. Blue Öyster Cult "(Don’t Fear) The Reaper" (1976), гитаристы: Дональд Роузер (Бак Дхарма) и Эрик Блум
"(Don’t Fear) The Reaper" – композиция американской рок-группы Blue Öyster Cult из альбома 1976 года "Agents of Fortune". Выпущенная синглом, она достигла 12-го места в "Billboard Hot 100". Песня была написана и исполнена ведущим гитаристом Баком Дхарма, она посвящена вечной любви и неизбежности смерти. Дхарма создавал ее, воображая свою раннюю смерть, повествуя о неизбежности смерти и глупости страха перед ней:
"Когда я придумал это, я почувствовал, что только что достиг некоторого резонанса с психологией людей. Я был в некотором роде потрясен, когда впервые понял, что некоторые люди рассматривают это как рекламу самоубийства или чего-то такого. что вообще не входило в мои намерения. Это как бы о том, чтобы не бояться смерти, в отличие от того, чтобы активно ее призывать. По сути, это песня о любви, в которой любовь выходит за рамки реального физического существования партнеров".
Reaper (Жнец) является символом смерти в Европе еще со времен Средневековья. Стивен Кинг назвал эту песню источником вдохновения для своего постапокалиптического мрачного фэнтезийного романа "Стенд", а ее тексты цитируются в начале романа. Она также появляется как открывающая музыкальная тема к телевизионному мини-сериалу 1994 года, основанному на этом романе.
Песня традиционно ассоциируется с Хэллоуином. В классическом фильме ужасов Джона Карпентера "Хэллоуин" она звучит в машине, когда персонажа Джейми Ли Кертис, Лори Строуд, преследует серийный убийца Майкл Майер.
Характерный арпеджиовый гитарный рифф песни построен на последовательности аккордов "A 5, G, F6add9, G". Он был записан на гитаре "Krugman Gibson ES-175", которая пропускалась через комбоусилитель "Music Man 410". Инженер Шелли Якус объявила в конце первого же дубля:
"Это легендарный грув, который бывает раз в жизни!"
9. Steve Miller Band "Abracadabra" (1982), гитаристы: Джон Массаро, Кенни Ли Льюис, Стив Миллер
Говорят, что песня была вдохновлена американской певицей Дайаной Росс, с которой Миллер познакомился, когда каждый из них выступал в одном и том же эпизоде поп-музыкального телешоу "Hullabaloo" в 60-х годах. Выйдя синглом в 1982 году, песня стала мировым хитом, попав в чарты в десяти странах и возглавив чарты в шести. Так, в США, песня была № 1 на "Billboard Hot 100" в течение двух недель.
Начав в середине 60-х годов с психоделии и блюза, Steve Miller Band к 80-м годам прочно перешли на территорию фанк-рока и новой волны. Возможно, самая большая уловка, которую они проделали с "Abracadabra", которая, в конце концов, является по сути гимном магии и сказочного волшебства, заключалась в том, чтобы заставить FM-радиостанции крутить ее на протяжении всех 80-х. Может быть, это то, что вернет немного света на танцпол после того, как Хэллоуинская вечеринка открыла уже седьмой круг ада.
8. The Birthday Party "Release the Bats" (1982), гитаристы: Мик Харви, Роуленд С. Ховард
"Release the Bats" от австралийских пост-панков The Birthday Party, считающаяся стандартом готик-рока и звучащая как неосознанно автоматическое сочинение, – это как третий рок-н-ролльный акт в фильме ужасов. Написанная Ником Кейвом и Миком Харви, песня была выпущена как сингл 31 июля 1981 года на лейбле "4AD".
В наши дни Ник Кейв мог бы показаться жизнерадостным, учтивым трубадуром с неясным прошлым, но в The Birthday Party он явил весь свой минимализм, словно был одержим после ритуалов вуду. Трек был записан с продюсером Ником Лонэем ночью, так как дневную сессию в студии занимал Фил Коллинз. Лонэ вспоминает:
"Они вошли с таким видом, будто не спали несколько дней, все элегантно одеты в черное, как будто они только что пришли из церкви с крысами, но, возможно, церковь была уже разрушена, и они не мылись несколько недель ... Термин "гот" в то время, в каком мы бы его использовали в наши дни, еще не существовал, так что записать песню под названием "Release The Bats" с людьми, которые выглядели как вампиры, было чертовски захватывающе!"
После того, как музыканты потребовали, чтобы гитары звучали так, как чувствуется пчелиный укус, Лонэ качестве возмездия уравнял их гитарные треки с огромным количеством средних частот. Он пропустил их далее через еще два графических эквалайзера и вырезал все низкие частоты, создав абразивный и искаженный звук трека, проведя тем самым мастер-класс по "скронку", сырому и диссонирующему звучанию, при котором атональное скрежетание электрогитар Харви и Ховарда построено вокруг энергичной басовой партии Трейси Пью.
7. Iron Maiden "Fear of the Dark" (1992), гитаристы: Дэйв Мюррей и Яник Герс
Текст песни рассказывает историю человека, который всегда сильно боялся темноты. Герой вспоминает, как много раз гулял один, и вспоминает об ощущении, что за ним следят во время его ночных прогулок. Строго говоря, это песня о параноидальных идеях. По словам Брюса Дикинсона, Стив Харрис написал ее, потому что сам действительно боялся темноты.
А что может быть страшнее темноты? Только перспектива того, что Блейз Бейли вскорости покинет Wolfsbane, чтобы присоединиться к вашей любимой хэви-металлической группе. Ужас, не имеющий себе равных, и тем не менее действительно реализовавшийся, когда Брюс Дикинсон распрощался с Maiden после того, как гастрольный тур "Fear of the Dark" был закончен.
"Fear of the Dark" всегда оставалась неотъемлемой частью живых выступлений Iron Maiden по уважительной причине. Это Maiden в миниатюре: эпические, простые мелодии, динамика двух гитар, которая с возвращением Адриана Смита только возросла, и атмосфера ужаса, которая липкой противной сущностью вползает внутрь и говорит с ребенком в каждом из нас.
6. Paul Giovanni "Corn Rigs" (1973), гитарист Пол Джованни
Нью-йоркец Пол Джованни стал известен благодаря написанному им музыкальному сопровождению к культовому британскому триллеру 1973 года "Плетеный человек". В саундтреке, релиз которого состоялся в 2002 году, были использованы кельтские мотивы, он исполнялся на традиционных инструментах специально созданной фолк-рок группой Magnet. Партию гитары взял на себя сам Пол. Тексты песен представляли собой комбинацию древних языческих песен и стихов Джованни.
Итак, что же такого жуткого в этой части каледонского языческого народа? Ничего особенного. Джованни передает пасторальную атмосферу, и это идеальный саундтрек к занятиям декоративно-прикладным искусством – возможно, к плетению корзин. Конечно, если вы смотрели этот хоррор Робина Харди "Плетеный человек", вы бы знали, что плетеные изделия добрых людей Саммерсла – это не то, к чему вы захотите приближаться. Совсем не то!
5. The Cramps "I Was A Teenage Werewolf" (1980), гитарист Пойзон Айви
The Cramps, самые крутые рокабилли-панки, которые когда-либо ходили по земле, обладали диким нравом, предполагающим, что каждый день был Хэллоуином, и что мы, обычные работяги, были настоящими уродами. Может, они были правы.
"I Was A Teenage Werewolf" демонстрирует, как дурацкая чувствительность к ужасам с "безумным вызовом демонов" смешивается в хаотичный психо-нео-рокабилльный джем, стилистически сходный с хоррор-панком. Это одна из немногих записей нео-рокабилли, достойная этого имени, с восхитительным сочетанием "безжалостных" ударных партий, экспрессивного вокала и "рычащего" гитарного звука. Из всех потомков ранних рок-н-ролльных гитаристов, таких как Дуэйн Эдди и Линк Рэй, Пойзон Айви была самой опасной, завораживая резким звучанием своей "Gretsch 6120" 1958 года.
4. Ozzy Osbourne "Mr. Crowley", гитарист Рэнди Роадс
Это один из двух синглов Оззи Осборна после ухода из Black Sabbath, выпущенных до выхода его дебютного альбома "Blizzard of Ozz". Текст песни был написан под влиянием от прочитанных книг об Алистере Кроули, английском оккультисте и основателе учения Телемы. В песне Оззи обращается к нему и, в частности, спрашивает, разговаривал ли он с мертвыми.
Как и во всем, что Осборн записал с Роадсом, здесь присутствует заразительная энергия пятничного вечера: высокий градус социальной активности Оззи и возбуждение от его нового старта после Sabbath, и несколько напыщенных мелодичных экскурсий, когда Роадсу, вроде как, пора отправиться в отрыв с интерлюдией. Гитарное соло, исполняемое Рэнди после второго куплета, является одним из известнейших соло в рок-музыке. И это, возможно, лучший момент Рэнди Роадса с Оззи.
В опросе, проводимом компанией-производителем гитар "Gibson", песня заняла 23-е место в списке величайших хэви-металлических песен всех времен. Игра на гитаре, конечно, потрясающая, да и сам мистер Алистер Кроули был красочным "Хэллоуином", со своей магией и всем остальным.
3. Mike Oldfield "Tubular Bells" (1973), гитарист Майк Олдфилд
"Tubular Bells" был дебютом девятнадцатилетнего английского мультиинструменталиста Майка Олдфилда. Демо, предшествующее студийной записи, Майк писал в своей квартире в Тоттенхэме, в северном Лондоне. Он наложил четыре трека, которые он сочинял в голове в течение нескольких лет, используя магнитофон, свои гитару и бас, несколько игрушечных ударных инструментов и орган "Farfisa", позаимствованный у клавишника Whole World Дэвида Бедфорда.
Изначально альбом продавался медленно, но привлек внимание всего мира в декабре 1973 года, когда открывающая его благостная тема была использована для саундтрека к хоррору "Экзорцист". С той поры этот великий опус до сих пор неразрывно связан с фильмом о маленькой девочке, которая, одержимая демоном, изрыгает гороховый суп в лицо священнослужителям и использует язык, который заставил бы покраснеть спившегося моряка.
Тем не менее, это – отличный фильм, отличный трек, а в аранжировках есть что-то холодное и бесчеловечное, что делает его идеальным для хорроров. Это выстраивает весь антураж. Олдфилд использовал во время сессий гитару "Fender Telecaster" 1966 года, ранее принадлежавшую Марку Болану из T.Rex, и записал практически весь альбом сам – триумф поражающего воображение наложения в стиле Моцарта.
2. Goblin "Profondo Rosso" (1975), гитарист Клаудио Симонетти
Насколько другой могла бы быть фильмография Дарио Ардженто, если бы все шло по плану. Изначально, чтобы записать музыку к фильму ужасов "Кроваво-красное", он связался с джазовым пианистом и композитором Джорджио Гаслини, но был неудовлетворен его работой, считая ее "ужасной". Не сумев убедить Pink Floyd написать саундтрек к фильму, итальянский мастер ужасов вернулся на Родину и нашел там прогрессив-рок- группу Goblin. В результате их амбициозного творческого подхода, сочетающего джаз, прог-рок и хэви-метал, получилось нечто в эффективном и совершенно самобытном стиле.
И эти преследующие зрителя композиции "Симонетти и Ко" стали определять сцены фильма Ардженто еще до того, как мы увидим первую каплю крови, руку в кожаной перчатке с ножом или разбитое оконное стекло.
Основной мотив играет клавесин, а гитара Симонетти играет второстепенную роль, становясь все более заметной по мере того, как пьеса обретает роскошную прогрессив-роковую аранжировку. Что-то вроде "Synthotron II" от Red Witch может помочь вам запечатлеть некоторые из этих строк клавесина на гитаре.
1. Black Sabbath "Black Sabbath" (1970), Тони Айомми
С церковным колоколом, проливным дождем, сплющенным диссонирующим пониженным "дьявольским тритоном" гитары, умирающим воем Оззи Осборна, пугающими текстами о Сатане и преследующим нарастающим медленным жутким настроением, "Black Sabbath", написанная летом 1969 года, является эпицентром жанров, которые стали известны как хэви-метал и дум-метал. Black Sabbath переосмыслили искаженные блюзовые риффы гитар и одержимые любовью тексты множества других предтеч и предшественников и представили новый мрачный, угрожающий и злой звук, который не утратил своего угрюмого величия и пять десятилетий спустя.
Итальянский фильм ужасов "Черная суббота" 1963 года с Борисом Карлоффом в главной роли, который показывался в кинотеатре через дорогу от репетиционного помещения группы, вдохновил ребят на название песни. Это был также один из немногих случаев во время первой главы Black Sabbath 1968–1979 годов, когда Оззи Осборн написал текст вместо Батлера. Он очень вдохновился рассказом Гизера Батлера о том, что однажды ночью тот увидел темную, зловещую фигуру, стоящую у подножия его кровати, а вскоре после этого книга о черной магии 16-го века, которую Осборн давал ему почитать, таинственно исчезла.
Когда участники группы в августе 1969 года приняли словосочетание Black Sabbath в качестве своего названия, они полностью посвятили себя созданию музыкального эквивалента фильму ужасов и стали праотцами-основателями одного из самых устойчивых поджанров рока.
Оззи говорит, что это – самая устрашающая песня из всех когда-либо записанных. Возможно, он прав: сложно передать на пленке что-то более впечатляюще ужасающее. И она как нельзя лучше всего увенчает вечеринку Хэллоуина. После первых звуков бури, проливного дождя и церковных колоколов Тонни Айомми обрушивает на вас такой мощный рифф своей "Gibson SG Custom Special", ласково именуемой им как Monkey, от которого по спине побегут мурашки.
Песня просто невероятно тяжела. В последней трети добавляется фирменный быстрый "Айоммовский" рифф, а заканчивается все темой болеро. "Шесть минут и семнадцать секунд подлинного зла и подлинной гениальности".
Как вспоминал Тони Айомми:
"Ощущение от этой песни отличается от всего того, что я чувствовал прежде. В ней была некая энергетика. Она была очень пугающей... Однажды мы были в репетиционной комнате, и я придумал этот рифф. Мы все оценили: "Черт возьми! Это действительно другое!" Этот рифф указал нам направление, в котором, как мы думали, мы должны двигаться. Мы хотели заниматься своим делом, и это было то, что никто не пробовал раньше".
После прочитанного ваше дело – доверять ли в должной мере следующим словам Айомми:
"Признаюсь, мы в самые ранние дни общались с главой английских дьяволопоклонников. Он приходил к нам на концерты, пытался уговорить нас выступить на их собраниях. Кое-что мы разузнали об этом – так, из естественного любопытства, – но никто из нас ни черной магией, ни оккультизмом всерьез не увлекался..."
☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!
➤Другие статьи схожей тематики:
❇️Их песни о счастье и счастливцах
❇️Лучшие гитаристы-новаторы и первопроходцы всех времен по версии журнала "Total Guitar"
❇️Топ-10 лучших металл-гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"