Вот чем хороши опросы, проводимые редакциями журналов "Total Guitar" и "Guitar World" среди своей аудитории, так это тем, что оглашение их итогов вызывает в мире реакцию сопоставимую с извержением вулкана Эйяфьятлайокудль. Что не удивительно, ведь замахнуться выбрать "лучших" в какой-то области человеческой деятельности – это же в некотором роде своеобразная игра, и быть причастным к ней – хотя бы на уровне обсуждения – это все равно что приобщиться к элитарной группе творцов истории.
Кто откажет себе в праве иметь свое собственное мнение в вопросах требующих сравнительной оценки, ведь в противном случае придется расписаться в собственной некомпетентности, что готов сделать далеко не каждый. Особенно, если это касается популярной музыки – здесь любой с готовностью облачит на себя академическую мантию "главного эксперта", а собственное суждение в этом вопросе провозгласит истиной в последней инстанции.
Ко всему прочему, это еще и рейтинговые, "хайповые" темы, может поэтому два этих издания периодически задаются целью выявить "лучших" в каких-нибудь аспектах гитарной игры. Конечно, это всего лишь среднестатистический замер общественного мнения, популярности, а не объективная оценка, но с другой стороны релевантность аудитории позволяет относиться к результатам опроса по меньшей мере со здоровым любопытством. В последние годы таким вот образом нам представили списки лучших гитаристов, лучшие сольные партии, лучшие гитарные риффы – полный список разных категорий у меня находится в самом конце статьи.
В этот раз "Total Guitar" решил попотчевать гурманов гитарного саунда отборными деликатесными изысками, огласив итоги недавнего опроса "50 величайших гитарных эффектов всех времен". Читатели "Total Guitar" проголосовали за лучшую песню с наличием самых впечатляющих гитарных экзерсисов из шорт-листа, представленного редакцией. "Квакушка", дисторшн, фузз, фланжер, хорус, дилей и многие другие технические эффекты обработки гитарного звука в руках мастера приобретают магические свойства, еще более раздвигая горизонты воздействия на слушателей.
Джо Сатриани, Стив Вай, Гэри Мур, Эрик Джонсон, Кирк Хэмметт, Стиви Рэй Вон, Эдди Ван Хален, Брайан Мэй, Тони Айомми, Слэш, Мэттью Беллами, Дэвид Гилмор, Даймбэг Даррелл, Алекс Лайфсон – вот неполный перечень виртуозов представленных здесь. В конце концов, битва за номер один стала прямой перестрелкой между самыми блистательными, искусными и влиятельными музыкантами из всех, кто когда-либо извлекал какие-либо звуки из этого инструмента, украшая их техническими приспособлениями.
Я буду давать пояснения о том, в чем сущность представленных звуковых эффектов. Обращаю ваше внимание, что представленная здесь нумерация по большому счету условна, и отражает лишь итоговое количество голосов, отданных за данную композицию. Смотрим, слушаем, получаем удовольствие от мастерства и находчивости гитаристов и звуковых техников, а в случае согласия-несогласия высказываемся в конце статьи. Представляю этот список в обратном порядке:
50. Queen "Brighton Rock", гитара – Брайан Мэй, эффекты "дилей" и "требл бустер".
Видео с официального ютуб-канала Queen Official
"Дилей" – звуковой эффект или соответствующее устройство, имитирующее четкие затухающие повторы (эхо) исходного сигнала.
"Требл бустер" – по сути усилитель высоких частот, создающий гораздо более яркое звучание.
"Brighton Rock"– это песня, которую часто затмевают другие хиты Queen, отчасти потому, что энергичное соло в треке не соответствует характеру по сравнению с театральными соло в более грандиозных треках, таких как "Bohemian Rhapsody".
Но соло Брайана Мэя на этом треке, пожалуй, его лучшее из всех им сыгранных. Примерно через две минуты после начала песни Мэй начинает с небольшого числа триолей, сделанных со вкусом, с большим количеством эха и задержек. На записи есть только одна оригинальная гитара "Red Special" и еще одна, пропущенная через "Analog Delay" для имитации затухающих повторов исходного сигнала – эха. Хотя для живых выступлений в первые годы своей карьеры гитарист Queen использовал один требл бустер "Dallas 'Rangemaster", основанный на германиевом транзисторе "OC44" без эффекта и два отдельных предварительных усилителя "Vox AC30" для дополнительного повтора.
Чтобы получить такой звук дома, вам понадобится тон британского лампового усилителя с высокочастотным предусилителем и задержка, установленная на громкие одиночные повторы с частотой около 800 миллисекунд.
49. Pantera "Becoming", гитара – Даймбэг Даррелл, эффект "Whammy".
Видео с официального ютуб-канала Pantera
Эффект "Whammy" – смещение высоты тона, достигается с помощью педали эффектов, при этом чаще всего используется "DigiTech Whammy".
Песня была задумана Винни Полом как обширная серия высокоскоростных упражнений на двух бас-барабанах, а затем гитарист Даймбэг Даррелл добавил риффы и соло, основанное на "DigiТech Whammy", его первой педали эффектов, вызывающей смещение частоты. Он также использует необычную настройку гитары – промежуточную между настройками Db и D.
У Даймбэга Даррелла за свою карьеру было несколько основных педалей эффектов, хотя многим на ум приходит именно "DigiTech Whammy". В этот трек с седьмого альбома "Far Beyond Driven" он включил "визг" со смещенной высотой тона – то, что он и его товарищи по группе назвали эффектом "наступить на кота", – установив его на две октавы выше и "создавая звук, который был "полностью испорчен".
48. Isaac Hayes "Theme From Shaft", гитара – Чарльз "Скип" Питтс, эффект "Вау-Вау".
Видео с ютуб-канала Alamo YTC Germany
Эффект "Вау-Вау" или "квакушка" – звуковой эффект, позволяющий динамически изменять тембр.
Написанная и записанная Исааком Хейсом в силистике фанка тема для кинотриллера 1971 года "Шафт" была выпущена синглом в более короткой версии. Как он позже рассказывал:
"Я вспомнил гитарную партию, которая была в мелодии, которую я еще не использовал, достал ее с полки и попросил нашего гитариста сыграть ее точно так же, но с Вау-Вау".
Честно говоря, если бы кто-то, кто не играл на электрогитаре, спросил вас, что такое "Вау-Вау", вы бы в первую очередь выбрали именно "Theme From Shaft". Партию гитары исполнил Чарльз "Скип" Питтс, который, к сожалению, скончался десять лет назад и считался одним из пионеров соул- и фанк-гитары.
47. Metallica "Welcome Home" (Sanitarium), гитара – Кирк Хэмметт , эффекты "хорус" и "тремоло".
Видео с ютуб-канала heavy metal
"Хорус" (chorus) – это эффект, имитирующий многоголосое исполнения с помощью копирования и небольшого изменения исходного звука.
"Тремоло" – вибрато, реализующее периодическое изменение уровня громкости (амплитуды сигнала). Для обычного человека, тремоло воспринимается так, как если бы на гитаре, во время игры, очень быстро вращали ручку громкости, из одного крайнего положения в другое.
Песня "Welcome Home" (Sanitarium) была вдохновлена романом Кена Кизи "Пролетая над гнездом кукушки" и рассказывает о чувствах пациента, несправедливо заключенного в палату психиатрической больницы. Композицию родом из 1986 года с "Master of Puppets", третьего номерного и последнего альбома с бас-гитаристом Клиффом Бертоном, открывают чистые одиночные гитарные ноты и флажолеты. Арпеджио основного риффа исполняется поочередно в размерах 4/4 и 6/4. Структура песни представляет собой чередование чистого гитарного звучания в куплетах и искаженных, тяжелых риффов в припевах, с агрессивным крещендо в финале песни – здесь всецело заслуга гитарных эффектов.
Хорус, имитирующий хоровое звучание гитары Хэметта, можно услышать во время вступления и перехода на припев, и эта же часть удваивается с эффектом тремоло, когда появляется вся группа, добавляя меланхолии новое измерение. Усилитель "Roland JC-120 Jazz Chorus" со встроенным стереофоническим эффектом хоруса, основанным на легендарной педали "Boss CE-1", на протяжении многих лет играл огромную роль в чистых звуках Metallica.
"Мы хотели еще одну медленную песню с чистым звуком, на этот раз с припевом. Однако, у меня были сложности с его исполнением. Он был реально очень высоким. В итоге я спел ниже, чем собирался, но мы добавили туда гармонию повыше и получилось очень хорошо. Рифф для этой песни мы взяли у другой группы, которая останется анонимной".
46. The Cure "A Forest", гитара – Роберт Смит, эффект "фланжер".
Видео с ютуб-канала 3voor12
"Фланжер" – эффект, напоминающий звучание взлета самолета.
Записанная и сведенная в течение семи дней вместе с остальными песнями со второго альбома "Seventeen Seconds", "A Forest" является представителем готик-роковой фазы The Cure начала 80-х годов. Композиция исполнена в тональности ля-минор. Она начинается с синтезаторного вступления, к которому постепенно добавляются гитарное соло, ударные, бас и дополнительная партия гитары.
Это атмосферное вступление утопает в эффектах, но фланжер – окончательный эффектный штрих. Роберт Смит установил свой аналоговый "Boss BF-2" следующим образом: ручной режим – иногда называемый временем задержки – "на 1 час", глубина – "на 3 часа" и скорость и резонанс, иногда называемые фидбэком – "на 12 часов". Также есть реверберация и задержка, с которыми нужно бороться, выставив все регуляторы "на полдень".
45. Pink Floyd "Marooned", гитара – Дэвид Гилмор, эффект "Whammy".
В январе 1993 года музыканты Pink Floyd, не имея на тот момент никаких идей и заготовок, начали работу в студии с совместных студийных импровизаций, фрагменты которых и составили позже инструментал "Marooned", вошедший в альбом 1994 года "The Division Bell". Уже в марте 1995 года эта композиция получила премию "Грэмми" в номинации "Лучшее инструментальное рок-исполнение".
Полет гитарной работы Дэвида Гилмора обеспечивался педалью "DigiTech Whammy", выставленной на длительные периоды: именно эта "педалька" позволяла уводить звук вверх на октаву, не теряя при этом в натуральности звучания. Подчеркнем: Гилмор использует "Whammy" не для эффекта скольжения, а для расширения диапазона гитары. Ее возможности Гилмор описал как "весьма шокирующие". При этом музыкант считает, что не использовал и половины возможностей устройства, и вообще называет себя не склонным к экспериментаторству:
"Если у меня есть усилок или несколько и гитара, которая мне нравится, я буду играть на них. Мой гитарный техник Фил Тейлор пытается заставить меня экспериментировать больше, чем я бы делал, оставь меня наедине с приборами... Большую часть того, что я использую, можно найти в любом музыкальном магазине".
44. Muse "Plug In Baby", гитара – Мэттью Беллами, эффект "фузз".
Видео с официального ютуб-канала Muse
"Фузз" – эффект, в основе которого лежит принцип нелинейного искажения аудиосигнала транзисторными устройствами.
Композиция "Plug In Baby" представляет один из немногих риффов 21-го века, вошедших в рок-канон. На него повлияли классические мотивы. Гитарный рифф основан на гармонической минорной гамме, и в начале демонстрирует явное сходство с токкатой Баха "Токката и фуга ре-минор, №565". И эта песня действительно является продуктом "Z.Vex Fuzz Factory", встроенном в гитару Мэттью Беллами. Перегруженный визг, открывающий эту дорожку, производится поворотом регулятора компрессора против часовой стрелки до тех пор, пока звук не начнет колебаться. Затем необходимо поиграться со "Stab", чтобы точно контролировать высоту этого визга.
Не смотря на то, что полученное такими техническими приспособлениями, столь экзотичное звучание этого риффа в немалой степени способствовало его неоднократному попаданию в списки лучших риффов по разным опросам, Мэттью Беллами самокритично признавал:
"Это худшая песня, которую я написал".
43. Robin Trower "Bridge of Sighs", гитара – Робин Троуэр, эффект "Uni-Vibe".
Видео с ютуб-канала GreatGuitarHeroes
Эффект "Uni-Vibe", который использовал Робин Троуэр в своей классической композиции 1974 года с одноименного сольного альбома, представляет собой симулятор вращающегося динамика Джимми Хендрикса. "Uni Vibe" – это и файзер, и вибрато и хорус в одном лице.., есть даже в нем что то от тремоло. Созданный в 60-х годах, он всем своим существованием олицетворяет эру аналоговости, ибо в самом его сердце находится ... лампа.
Вы можете получить аналогичный эффект с файзером, но он имеет более предсказуемую развертку, а вибрато более резкое. Для этого необходимо установить скорость и интенсивность на "на 1 час" и включить эффект перед настройкой эквалайзера усилителя.
42. My Bloody Valentine "Only Shallow", гитара – Кевин Шилдс, эффект "обратная реверберация".
Видео с официального ютуб-канала My Bloody Valentine
"Обратная реверберация", также известная как обратное эхо, – это звуковой эффект, создаваемый в результате записи реверберированного сигнала аудиозаписи, воспроизводимой в обратном направлении.
Кевин Шилдс на протяжении всей песни 1991 года использует технику, известную как "скользящая гитара", для которой характерно интенсивное использование тремоло во время игры для создания отличительного звука. Современному инструментарию гитариста предшествовала настоящая обратная реверберация, достигаемая обратным проигрыванием записанных лент.
Поскольку педали обычно не обладают ясновидением, они повторяют то, что вы только что играли, с перевернутым "хвостом реверберации". Кевин Шилдс использовал "Yamaha SPX 90", но подойдут и многие другие педали. В этом треке также присутствует рифф, проигрываемый одновременно вперед и назад со скоростным тремоло. Основной рифф также использует дисторшн и эквализацию процессора "Yamaha SPX 90".
41. Guns N’ Roses "Paradise City", гитара – Слэш, эффект "хорус".
Видео с официального ютуб-канала Guns N’ Roses
Слэш, ведущий гитарист Guns N 'Roses, утверждает, что песня "Paradise City", вышедшая в 1987 году на дебютном альбоме группы, была написана в кузове арендованного фургона, когда они возвращались с концерта в Сан-Франциско. Это его любимая песня из всего репертуара группы. При этом его гитара с эффектом "хорус" звучит более органично, чем большинство "хорусных" тонов того времени. Ее звук мерцающий, но при этом все еще отлично слышна основа. История не зафиксировала, что же Слэш использовал в студии, но известно, что играя вживую, он избегает цифровых эффектов. В настоящее время он использует аналоговый хорус "MXR M234".
40. Metallica "Enter Sandman", гитара – Кирк Хэмметт, эффект "Вау-Вау".
Видео с официального ютуб-канала Metallica
"Enter Sandman" – самая известная песня хэви-метал группы Metallica из эпохального и самого успешного одноименного пятого альбома 1991 года. Все родилось из открывающего риффа, который гитарист группы Кирк Хэмметт написал бессонной ночью под впечатлением от альбома "Louder Than Love" группы Soundgarden. А Джеймс Хетфилд и Ларс Ульрих взяли наработки Хэмметта и соорудили из них полноценную песню. Сначала рифф укладывался в два такта, но позже Ульрих предложил играть первый такт четыре раза.
Посмотрим правде в глаза, Кирк Хэмметт – гитарист, который до такой степени любит свою "квакушку", что человек и педаль практически неразделимы. И при раздумии об инструментарии для риффа и соло в "Enter Sandman", одной из самых важных песен в карьере Metallica, выбор Кирка явно окупился сторицей.
39. The Cult "She Sells Sanctuary", гитара – Билли Даффи, эффекты: "дилей" и "фланжер".
Видео с ютуб-канала The Arkive
По словам гитариста из The Cult Билли Даффи, культовые вступительные эффекты их хита 1985 года были результатом одновременного включения всех педалей гитарных эффектов. Запись была отредактирована, чтобы добавить вступление с эффектами, тогда как в более ранних версиях песня начиналась более резко.
Даффи рассказывал, что нашел в студии смычок для скрипки и начал играть им на гитаре "а-ля Джимми Пейдж", а чтобы развлечь певца Яна Эстбери, нажал сразу на все педали эффектов, которые у него были. Он описывает свои педали "Boss" как "большую часть их фирменного звука", в частности, используемые им для задержки звука "DM-2" и фланжер "BF-2":
"Я сыграл среднюю часть песни, которая была сделана со всеми педалями "Boss", и этот звук просто вырвался наружу. Продюсер сказал тогда: "Погоди, погоди, это здорово!" И мы решили начать песню с этого мистического звука".
38. Rush "The Spirit Of Radio", гитара – Алекс Лайфсон, эффекты: "фланжер", "хорус" и "дилей".
Видео с официального ютуб-канала Rush
Этот сингл 1980 года, дерзко названный в честь слогана местной радиостанции, является одним из самых запоминающихся и впечатляющих у канадского трио Rush – все благодаря потрясающей работе Алекса Лайфсона. Вступление к песне было составлено в миксолидийской гамме, построенной на "ми". Алекс Лайфсон после этого плавно переходит в запоминающийся рифф с элементами арпеджио, его "Gibson ES-335/355" выдает невероятные звуки, пробуждающие ваше воображение. И технические гитарные эффекты только усиливают это впечатление:
"Фланжер в этой песне был сделан посредством "Electro-Harmonix Electric Mistress", который у меня есть до сих пор есть. Для "хорус" и "дилей" я использовал педаль "Boss Chorus Ensemble", а закончил все через "Roland Space Echo", который заменил мой Эхоплекс".
37. Steve Vai "Bad Horsie", эффект "Вау-Вау".
Видео с официального ютуб-канала SteveVaiHimself
В этом вступительном треке Стиви Вая с виртуозного мини-альбома 1994 года "Alien Love Secrets", получившего несколько премий "Грэмми", представлены одни из самых пикантных тонов "Вау-Вау" за всю его карьеру. В кричащей ведущей партии можно различить как оскорбления перед потасовкой в баре, так и звуки фермерского двора. И поэтому, когда в следующем году Морли выпустил фирменную именную педаль "квакушки", из всех претендентов на имя остался только один настоящий – Стив Вай.
36. Red Hot Chili Peppers "Under The Bridge", гитара – Джон Фрушанте, эффект "компрессия".
Видео с официального ютуб-канала Red Hot Chili Peppers
"Компрессия" или сжатие аудио – процесс уменьшения динамического диапазона сигнала.
В свое время "Under the Bridge" стала в 1992 году для Red Hot Chili Peppers "билетом" в мейнстрим. Песня начинается с медленного вступления гитариста RHCP Джона Фрушанте, по словам гитариста, в значительной степени оно было вдохновленно композицией Джими Хендрикса "Little Wing".
Компрессия – отличный способ сделать звучание чистых гитар более насыщенным и полным, добавляя к общему звуковому фону нюансы более тонкими средствами, чем бустер или овердрайв. Во вступлении к этому хиту 1992 года Фрушанте использовал свою "Fender Jaguar" 1966 года, пропущенную через компрессор "MXR Dyna Comp", чтобы сделать звук более густым, но при этом сохранить его чистым.
Это относительно простая функция, которую любой может выполнить педалью компрессора, хотя стоит отметить, что Фрушанте держал шкалу чувствительности примерно на полпути, чтобы не терять слишком много в динамике. Любое другое привело бы к тому, что его саунд звучал бы излишне обработанным и сжатым.
35. Black Sabbath "Black Sabbath", гитара – Тони Айомми, эффект "усиление высоких частот".
Видео с официального ютуб-канала Black Sabbath
Песня просто невероятно тяжела. В последней трети добавляется фирменный быстрый "айоммовский" рифф, а заканчивается все темой болеро. "Шесть минут и семнадцать секунд подлинного зла и подлинной гениальности". До Black Sabbath Тони Айомми и Билл Уорд вместе играли в Mythology, тогда же Айомми впервые попал в руки высокочастотный усилитель "Dallas Arbiter Rangemaster", который позже был модифицирован братом друга. Как рассказывал Тони Айомми 2010 году:
"Я не знаю, что он с этим сделал, но это было действительно хорошо".
34. Black Sabbath "Paranoid", гитара – Тони Айомми, эффект "кольцевой модулятор".
Видео с официального ютуб-канала Black Sabbath
"Кольцевой модулятор" – простой прибор, который может быть использован для создания необычных звуков на выходе инструмента, может создавать очень диссонансные звуки.
Было бы справедливо сказать, что кольцевой модулятор – один из тех эффектов, которые вы либо любите, либо ненавидите. Даже сам Тони Айомми был против того, чтобы наложить эффект на соло из этого заглавного трека 1970 года, но был вынужден уступить предложению продюсера Роджера Бейна. Эффектный гитарный сигнал, сдвинутый вправо, казался "глючным" и роботизированным и в конечном итоге больше походил на то, что вы слышите в научно-фантастических фильмах.
33. The Smashing Pumpkins "Cherub rock", гитары – Билли Корган и Джеймс Иха, эффект "фузз".
Видео с официального ютуб-канала The Smashing Pumpkins
Этот трек 1993 года от американских альтернативщиков The Smashing Pumpkins, написанный гитаристом Билли Корганом, был номинирован на премию "Грэмми" за лучшее исполнение в стиле хард-рок. Заметный эффект на гитарном соло был достигнут записью соло на две разные бобины, которые затем запускались одновременно, со слегка измененной скоростью одной ленты. Как признавался о соло позже Корган:
"По сути, мы "украли" это у Джими Хендрикса. Но Джими Хендрикс, вероятно, "украл" его у Уэса Монтгомери".
Фузз был основным компонентом звучания группы на альбоме "Siamese Dream". Гитаристы Билли Корган и Джеймс Иха использовали "Electro-Harmonix Big Muffs" и "Marshall JCM800" для создания массивных риффов с двойной атакой, подобных "Cherub Rock". Качественная педаль "фузза", как хорошая альтернатива дисторшну, станет достойным дополнением к любому педальному набору.
32. Joe Satriani "Surfing With the Alien", эффект "Вау-Вау".
Видео с официального ютуб-канала Joe Satriani
Эта заглавная композиция из одноименного второго студийного альбома гитариста Джо Сатриани увидела свет в 1987 году. Она считается одной из величайших гитарных соло-пьес, когда-либо исполненных музыкантами и одним из самых известных треков Сатриани в шред-стилистике.
Однажды утром Сатриани записал мелодию. Он подключил педаль Вау-Вау "Dunlop Cry Baby" и эмулятор лампового усилителя "Tube driver" к своему 100-ваттному усилку "Marshall" и решил использовать гитарный процессор "Eventide 949". Затем он записал композицию и соло примерно за полчаса. Но процессор сломался, и он не смог воссоздать первоначальный эффект, поэтому было принято решение оставить исходную версию.
31. Jeff Buckley "Hallelujah", эффект "реверберации".
Видео с официального ютуб-канала Jeff Buckley
"Реверберация" – это эффект отражения, как если бы вы крикнули в большом помещении с высоким потолком, и в результате многократного отражения волны звука от стен возникло бы эхо.
Джефф Бакли более всего известен благодаря своей кавер-версии песни Леонарда Коэна "Hallelujah". Незабываемое исполнение Бакли включало несколько красивых гитарных арпеджио, пронизанных навязчивой реверберацией. Продюсер Энди Уоллес направлял "Telecaster" Бакли через короткие, средние и длинные ревербераторы, которые затем смешивались и подвергались эквализации, чтобы отправить это душераздирающее выступление в более эфирное, духовное пространство. Результатом всего стало исполнение, признанное культурным наследием человечества.
" Есть в музыке нечто... Наверное, это называется свободой".
30. Nirvana "Smells Like Teen Spirit", гитара – Курт Кобейн, эффекты: "дисторшн" и "хорус".
Видео с официального ютуб-канала Nirvana
"Дисторшн" – звуковой эффект характерного искажения звука за счет "жесткой" обрезки амплитуды аудиосигнала.
Эта песня, написаная Куртом Кобейном, Кристом Новоселичем и Дейвом Гролом, способствовала феноменальной популярности "Nevermind", второго и самого коммерчески успешного альбома американской гранж-группы Nirvana, позволив ему занять верхние строчки во многих музыкальных чартах 1992 года. "Smells Like Teen Spirit" была первым и одним из самых популярных хитов группы.
Песня, которая изменила все и определила поколение, опиралась всего на два гитарных эффекта. Искаженный рифф Курта Кобейна сменялся припевом, состоящим из двух нот в куплетах, а в припеве и инструментале вырывался весь ад.
Кобейн взял в студию для записи альбома "Nevermind" три гитары: "Jaguar", "Mustang" и "Strat", модифицированные хамбакерами. Обычно он выбирал "Strat" с хамбакером на бридже, а также педаль дисторшн "Boss DS-1" и "Electro-Harmonix Small Clone" для хорус в живых выступлениях этой песни, так что это лучшее предположение о том, что он использовал для ее записи.
29. Bon Jovi "Livin' On a Prayer", гитара – Ричи Самбора, эффект "ток-бокс".
Видео с официального ютуб-канала Bon Jovi
"Ток-бокс" – блок эффектов, позволяющий музыкантам изменять звук музыкального инструмента, так что его звучание приобретает интонации человеческого голоса.
Обычно, упоминая "ток-бокс", чаще вспоминают Питера Фрэмптона, и если он, а также Aerosmith поддерживали ток-бокс в 70-х, то Ричи Самбора использовал его в 80-х на хитовом сингле Bon Jovi 1986 года с альбома "Slippery When Wet". Целое новое поколение задавалось вопросом, что это за крутой, странный звук и почему это гитарист так ворчит...
28. Guns N’ Roses "Sweet Child O’ Mine", гитара – Слэш, эффект "Вау-Вау".
Видео с официального ютуб-канала Guns N’ Roses
У каждого десятилетия есть свой рок-гимн. В то время как в 70-х это была "Stairway To Heaven", а в 90-х – "Smells Like Teen Spirit", самым запоминающимся тоном 80-х должен быть "Sweet Child о 'Mine". Это был хит номер один в США, который подтвердил Guns N 'Roses как величайшую рок-группу поколения, продвинув дебютный альбом "Appetite For Destruction", вышедший в июле 1988 года, до мультиплатинового статуса.
В первом и единственном сингле GN'R номер один в США есть много важных моментов, но тот, в котором Слэш задействовал свою педаль "Cry Baby Wah", может быть самым главным из всех: это преобразовало песню из обычной софт-рокой баллады в нечто более тяжелое и увесистое. Наверняка после выхода пластинки с этим треком Джим Данлоп сделал значительную часть продаж своих "квакушек".
27. The Police "Walking On The Moon", гитара – Энди Саммерс, эффекты: "компрессия", "дилей" и "модуляция".
Видео с официального ютуб-канала The Police
"Модуляция" – эффект, получаемый в процессе изменения значений одного параметра сигнала. Модулирующие эффекты являются, если можно так выразиться, самыми "эффектными", поскольку именно они преобразуют обычное звучание гитары в нечто булькающее, колеблющееся или мяукающее.
Есть несколько причин, по которым гитарная работа Энди Саммерса над "Walking On The Moon", сингле The Police 1979 года, навсегда останется одной из его самых запоминающихся. Во-первых, это вступительный аккорд Dm11, ошеломляющий настолько, что трио позволяло ему висеть в воздухе во многих местах на протяжении всей песни.
А поместив устройства "Electro-Harmonix Electric Mistress" и "Maestro Echoplex" перед своим гитарным усилителем "Twin Reverb" и, возможно, компрессором "MXR Dyna Comp", Саммерс нашел способы добавить всему еще больше блеска. Как он вспоминал в 2010 году:
"На "Walking On The Moon" может быть какая-то компрессия, я не могу вспомнить. Я никогда не был полностью уверен в педалях компрессора – иногда они звучат хорошо, а иногда нет, так что, возможно, я не использовал их. В основном это был припев и дилэй "Echoplex" с двойной реверберацией".
26. Stevie Ray Vaughan & Double Trouble "Cold Shot", эффекты: "овердрайв" и "ротари-спикер".
Видео с официального ютуб-канала Stevie Ray Vaughan
"Овердрайв" (от английского "overdrive" – перегрузка) – звуковой эффект, в основе которого лежит искажение входного сигнала за счет "мягкого" ограничения его амплитуды (перегруза).
"Ротари-спикер" (от английского "rotary speaker" – вращающийся динамик) – эффект вращающихся динамиков. Динамики могут вращаться так быстро, что создается водянистый и переливчатый эффект Доплера.
Эта песня из второго студийного альбома "Couldn't Stand The Weather" группы великого SRV стала одним из самых известных примеров использования технологии вращающихся динамиков, придуманной Лесли и воплощенной в "Fender Vibratone". Уникальность тембра "Fender Vibratone" происходит из того, что в корпусе используется гитарный, а не средне- или низкочастотный динамик. Подобно акустическим системам Лесли "Model 16" и "Model 18", корпус, благодаря эффекту Доплера, издает почти водянистый звук – с вариациями высоты тона и амплитуды, вызванными его однороторным динамиком.
В настоящее время, конечно, нет недостатка в поворотных прибамбасах для создания подобного эффекта – хотя бы "The Pinwheel" от "Fender", в котором есть один "Vibratone" и два режима Лесли, а также "Strymon Lex" и "Neo Instruments Mini Vent II".
Еще одним ключевым аспектом звука SRV была легендарная зеленая педаль овердрайва "Ibanez Tube Screamer", которую он использовал для управления своими усилителями – за свою легендарную карьеру он переключался с оригинальной "TS808" на "TS9" и "TS10".
Окончание здесь:
☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!
➤Другие статьи схожей тематики:
❇️50 величайших гитарных риффов всех времен по мнению читателей "Total Guitar" и "Guitar World"
❇️Лучшие гитаристы-новаторы и первопроходцы всех времен по версии журнала "Total Guitar"
❇️20 лучших гитарных соло всех времен от Business Insider, свежий взгляд
❇️Топ-10 лучших металл-гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"
❇️15 лучших гитарных треков на Хэллоуин по версии "Guitar World"
❇️Топ-25 величайших гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"
❇️Топ-10 лучших шред-гитаристов всех времен
❇️Топ-10 лучших блюзовых гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"