Найти в Дзене
Pусский гурман

«Призраки прошлого в современном искусстве».

Оглавление

«Современное изобразительное искусство — это не искусство, которое изображает. Это искусство, являющее художника». Дмитрий Александрович Пригов

В окружающем нас пространстве могут соседствовать разные эпохи: церкви петровского барокко стоят лицом к лицу со зданиями сталинского ампира, а им в свою очередь дышит в спину стеклобетонный «капром». За одну только жизнь человеку удается стать свидетелем сменяющихся периодов и событий, поэтому и мы сами представляем собой нагромождение и переплетение разных культурных и исторических слоев.

Человек - художник может трансформировать переживания от увиденного через образы. Это его способ осмыслить прожитое, приспособиться к переменам настоящего и заглянуть в будущее. Произведение искусства есть не что иное, как акт переживания настоящего через очертания, которые художник успел вобрать в себя за прожитую жизнь. Узнаваемость образов выступает здесь, как способ общения между художником и зрителем.

1. Образы и приметы советского времени, ставшие уже легендой, символом и, если хотите, одним из брендов России, сегодня могут использоваться для передачи острых социально - политических тем, иронии, бунта, ностальгии, разочарования, вдохновения и приобретать современный контекст. . Будь то отголоски соцреализма, изображения предметов быта, использование слоганов, упоминание событий, использование типажей или передача атмосферы ушедшей эпохи – неважно. Мы по-новому переосмысляем время, которое продолжает жить в нас самих.

Игорь Макаревич СССР оплот мира, 1989
Игорь Макаревич СССР оплот мира, 1989

Александр Бродский

Пишущая машинка, 2018

-2

Артём Лоскутов

Запрещенка, 2018

-3

Пётр Беленок

Припять, 1987

-4

Георгий Гурьянов

Без названия, 1998

-5

Арсен Савадов

Буквы, 2008

-6

Сергей Братков

Из серии «ВДВ», 2002

-7

Константин Батынков

Москва. Большой Каменный мост, 2012

-8

Константин Батынков

Кремль, 2012

-9

Группа «Doping-Pong»

На мостике, 2021

-10

Ринат Волигамси

Пуговицы, 2019

-11

Оскар Рабин

Мoсгаз, 1966

-12

Ринат Волигамси

Пятиэтажки, 2015

-13

Михаил Рогинский

Без названия, 1999-2000

-14

Юрий Шабельников, Юрий Хоровский Красная площадь из серии «Конец фильма», 2008

-15

2. Современный язык искусства передается и через отсылки к стилевым направлениям века XX, отвоевавшим свои позиции в искусстве: модернизм, конструктивизм, авангардизм, абстракционизм и сюрреализм.Только здесь, уже за знакомыми нам формами изображения, проявляется влияние видео-цифровой эпохи конца XX - начала века XXI.

В работах представлен синтез авангардных течений с достижениями науки, образов научной фантастики и компьютерным пиксель-артом. Художники, сохраняя связь с опытом конструктивизма, привносят черты футуризма, трансформируя тем самым прошлое в будущее.

«В искусстве нет прогресса. Есть спираль», - как говорил Сергей Довлатов. Рассматривая картины современности, при всем новаторстве и бесконечном поиске новых форм для высказывания, сложно не согласиться с писателем. Поколение, вышедшее из советского времени в постсоветское пространство, продолжает традиции начала века, давая им новую жизнь.

Виктор Алимпиев

ADMIRER, 2014

-16

Франциско Инфанте-Арана

Дискретная спираль, обозначающая квадрат из серии «Образы метафизического измерения», 2007

-17

Эдуард Штейнберг

Композиция с крестом, 1970

-18

Михаил Шварцман

Безмятежность, 1988

-19

Михаил Шварцман

Иература, 1970

-20

Олег Целков

Портрет, 1964

-21

Валерий Кошляков

Клуб с пальмой из серии «Утопический модернизм», 2016

-22

Арсений Жиляев

Рубен Белоглазов. Цветок №6, 2014

-23

Владимир Логутов

Из серии «Руины индустриального», 2021

-24

Франциско Инфанте-Арана

Артефакты из серии «De la Napoule», 1994

-25

Владимир Немухин

Земля и воля. Посвящается Малевичу, 2008

-26

Михаил Доляновский Пирамидка из серии «После лужайки», 2021

-27

Пётр Беленок Черный круг, 1981

-28

Леонид Цхэ

Без названия, 2021

-29

Сергей Бугаев (Африка)

Клином черным бей черных из серии «Анти-Лисицкий», 1988

-30

Из проекта «Теория хаоса от М. Мауса», 2012

-31

Александр Цикаришвили, Лиза Цикаришвили

Рабы твоей короны, 2021

-32

Влад Кульков

Без названия, 2013

-33

Кирилл Макаров

Без названия, 2019

-34

Вячеслав Беречинский

Вечер, 2021

-35

Константин Батынков

Москва Сити, 2018

-36

Егор Кошелев

Пижамные игры. Распил, 2021

-37

Владимир Карташов

Vanitas, 2019

-38

Красил Макар

Полет спелых ягод, 2021

-39

Вадим Захаров

Без названия, 1985

-40

3. Пожалуй, бесконечным источником вдохновения по-прежнему служит тема обращения к детству или отображение происходящего внутри через стиль примитивизм.. С помощью ярких красок, сюрреалистичных сюжетов и образов художники рисуют свой мир, идущий в разрез с той серьезной монументальностью, которую зачастую диктует окружающая действительность. А порой именно через резкий контраст между наивным живописным исполнением и сюжетом, вшитым в ткань произведения, как нельзя лучше передаётся грусть, горечь, беспокойство и трагизм, переживаемые автором. Работы, навеянные образами детства или переданные через форму детского рисунка, служат и для выражения иррационального и трансцендентного опыта художника.

Виктор Пивоваров

Драгоценные нокадры, 1991

-41

Валерий Чтак

Песни, Стихи (диптих), 2021

-42

Алексей Каллима

Качели, 2020

-43

Олег Хвостов

Утка, 2021

-44

Олег Котельников

Счастье, 1989

-45

Андрей Крисанов

К звёздам, 2009

-46

Тимур Новиков

Фонтанка, 1983

-47

Олег Котельников

Волос-Америки, 1988

-48

Юрий Злотников

Из серии «Люди, пространство, ритмы», конец 1980-x - начало 1990-х

-49

Илья Кабаков

Свободный автобус, 2012

-50

Леонид Пурыгин

Без названия, 1994

-51

Инал Савченков

Без названия, 2005

-52

Виктор Цой

Без названия, 1980-е

-53

Владислав Мамышев-Монро

Monroe Владик, 1990

-54

Константин Звездочётов

Perfect Paradise / Coca-Cola, 2009

-55

Дмитрий Шабалин

Elemental, 2021

-56

4. В современном изобразительном искусстве используются и отсылки к жанрам, видам и техникам классической школы мировой живописи, цитирование ее сюжетов. Только в этом случае они мастерски компилируются с фотографией, коллажированием, рекламой и кинематографом.

Интересно наблюдать, как обыгрываются классические образы и сюжеты, будь то парадный европейский портрет, натюрморт или иконопись. Так, с помощью символов и техник нового времени перед нами предстаёт многослойный, часто психоделический пирог современного искусства, который мы способны или не способны переварить.

Александр Виноградов, Владимир Дубосарский

Я была игрушкой для богатых, 2009

-57

Валерий Кошляков

Гепард. Настенный музей из серии «Афишная графика», 2005

-58

Лаврентий Бруни

Триколор (триптих), 2000

-59

Ринат Волигамси

Иоан, 2004

-60

Анатолий Осмоловский

Из серии «Хлеба», 2007

-61

Пасмур Рачуйко

Все будет хорошо, мой маленький котеночек!, 2021

-62

Фёдор Хиросигэ

Pluto/La Liberte из серии «the night before transgression», 2020-2021

-63

И все же, несмотря на череду отсылок к прошлому, как писал Фёдор Достоевский, искусство всегда современно. Поэтому когда наш взгляд цепляется за узнаваемые знаки и формы, выраженные через произведения искусства – мы без труда сможем узнать в них себя и тем самым установить связь с автором произведения. Так, благодаря знакомым образам у нас появляется шанс открыть новые миры, в которые погружает нас художник.