Найти тему
Записки КОМИвояжёра

«Домострой» – «проклятая книга для феминисток» или «там русский дух»?

Есть такие книги, которые не изучают в школе, не читают по своему выбору, но знают про них всё и все – таков «Домострой». Всем известно, что это доказательство русской дикости, там учат воспитывать детей побоями и проповедуют кнут для жены!

А на самом деле «Домострой» – памятник русской культуры и домашняя энциклопедия, которая наставляла в правилах духовной, семейной и бытовой жизни.

Протопоп Сильвестр, духовник Ивана IV Васильевича, был её редактором, собравшим известные русские и западные книги, чтобы ответить на главные вопросы жизни:

- Как относиться к Церкви и власти;

- Как строить отношения в семье;

- Как вести домашнее хозяйство.

А Вы не хотели бы получить такие советы в молодости от умного, образованного и умудрённого жизнью наставника?

Отношение к власти выражено очень точно: «Царя бойся и служи ему верно, научишься и Небесного Царя бояться», – а дальше философский, прямо-таки диалектический вывод: «Земной царь временен, а Небесный — вечен и Судия нелицемерный, и воздаст каждому по делам его».

В семейной жизни нам советуют иметь чёткие обязанности и строгое распределение места и дела. Да, сейчас на Сильвестра обрушатся чайлдфри и феминистки – он хочет, чтобы женщина сидела дома и нянчила детей, а как же социальная роль свободной женщины?

Сильвестр отвечает: муж добывает, жена хозяйничает, дети помогают и учатся. Не знаю, помнит ли кто старую сценку Райкина, где герой мудро и печально (разве послушают?) мечтал: «Вот если бы отцу платили побольше, чтобы жена работала поменьше, но зато занималась бы детьми получше и тоже побольше, может, и преступников было бы тоже поменьше?»

Именно об этом говорит мудрый Сильвестр: жена в доме хозяйка, воспитательница, на ней любовь, забота, порядок, и деньги тоже у неё, а вот если она забывает свои обязанности, а дети растут неслухами (сейчас этих деток, требующих место в транспорте, качающих права в садике и хамящих в школе, называют гиперактивными – это раньше они были невежами и невеждами), «Домострой» предлагал розгу.

Один умудрённый годами батюшка в частной беседе рассуждал:

– Телесные наказания теперь невозможны, это объявлено дикостью, варварством, вокруг разлилось море демократии, в котором тонут и вежливость, и культура, и даже право. Вот эти знаменитые уличные автохулиганы, которые гоняют на дорогих машинах и хохочут, когда им выписывают после долгой и опасной погони штраф – 500 рублей, о, ещё строже – целая тысяча! А этот «певец» Моргенштерн, который с хохотом заплатил штраф 100 000 рублей за пропаганду наркотиков – да у него одна машина стоит 10 миллионов, он же смеётся над таким правосудием! А вот выписали бы ему полсотни плетей – стал бы он петь о прелестях кайфа? Нет, нельзя, негуманно! А наши дедушки выписывали старый рецепт: «Тупá главы твоей вершина, нужна дубина в три аршина!» И ведь помогало! И кстати, по «Домострою» рукой и розгой можно было воспитывать только мальчиков, девочек – никогда!

Сильвестр рисует образ жены – она молчалива, трудолюбива и добра, во всем советовалась с Богом и мужем. (Что, плохо это, несовременно? Конечно, плохо – я с тихим ужасом смотрю на молодых мам, которые подталкивают коляску животом, потому что в одной руке телефон, а в другой сигарета. Воспитает? Да, дятятко по Пушкину: «Не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку».)

Да, если жена вела себя неправедно, то муж мог ее и «поучить», причем не только словами, но на людях делать это было нельзя, а после «учения» жену следовало пожалеть и приласкать!

Хорошо, отбросим советы «поучить» жену, примем всё остальное – мудрую книгу создал Сильвестр, умную и полезную. Какая в наше время может заменить «Домострой»? Мы и «Моральный кодекс строителя коммунизма» осмеяли и отбросили – что осталось? На основе чего молодым строить семью и жизнь?