Найти тему

Приступаем к теме «Дыхание» в 8 классе. Пора, наконец, понять, зачем мы дышим

Тема «Дыхание», на мой взгляд, довольно проста, поскольку наш дыхательный аппарат легко изображается и представляет собой, в самом общем виде, просто трубку для прохождения воздуха. Однако я ставлю название темы не «Дыхательная система», а «Дыхание», подразумевая, что функция – важнее.

И вот здесь начинаются вопросы, поскольку ученики с младых ногтей привыкли именовать дыханием просто дыхательный акт. Вдох-выдох. Не задумываясь о том, зачем это нужно.

Ну так вот пришла пора задуматься!

Накануне урока задаю домашнее задание для желающих в следующем формате. Проведите соцопрос, задав всего один вопрос: зачем вы дышите. Запишите разные ответы и их количество, принесите на урок.

Обычно ответы такие. «Чтобы жить» - процентов 80. Вариант этого ответа – «Чтобы не умереть». Еще есть такие: «Чтобы насытить кровь кислородом», «Чтобы сердце работало», «Чтобы развивать грудную клетку», «Чтобы мозг мог думать». Встречается еще экзотика вроде «Чтобы дарить растениям углекислый газ», свидетельствующая о том, что фотосинтез не забыт.

В начале первого урока по дыханию вспоминаем это задание. Каждая группа делится внутри себя результатами соцопроса, суммирует их, обсуждает эти результаты и докладывает классу варианты ответов в процентном соотношении. Варианты я записываю на доске для дальнейшего обсуждения.

Отталкиваемся от «Чтобы мозг мог думать», вспоминаем о роли энергии в любом процессе нашей жизнедеятельности, а также о том, откуда энергия берется. Если прозвучал ответ «Чтобы дарить растениям углекислый газ», можно зацепиться за него и выйти на фотосинтез с его результатом в виде запаса энергии. И выйти в финал: кислород – единственный инструмент, при помощи которого клетка может извлечь энергию из питательных веществ.

Чем мне нравится этот этап урока, так это импровизацией. Наши с ребятами рассуждения строятся на тех вариантах ответов, которые они принесут. Но варианты могут быть разными. И я очень люблю это ощущение учительского драйва, когда смотришь на список, мгновенно оцениваешь его потенциал для обсуждения, предлагаешь классу объединить сходные варианты («чтобы жить» и «чтобы не умереть») и строишь беседу по оставшимся.

Итак, мы вышли на значение дыхания как процесса поставки кислорода в клетки для окисления питательных веществ. Однако первоначальное представление детей о дыхании как о простом акте вдоха-выдоха никуда не делось. Поэтому здесь уместно ввести понятия «внешнее дыхание» и «тканевое/клеточное дыхание» как два этапа этого процесса.

Тема «Дыхание» у меня строится из расчета пяти часов:

  1. Дыхание и его значение. Органы дыхания
  2. Механизм дыхания
  3. Газообмен в легких и тканях
  4. Регуляция дыхания. Заболевания органов дыхания
  5. Подведение итогов по теме «Дыхание»

Возвращаемся к первому уроку. Я всегда за то, чтобы дети не механически заучивали какие-то факты, а понимали, что к чему. Вот например, почему эволюция не расположила легкие поближе к атмосфере, чтобы не создавать воздуху проблем для проникания? Ведь поместила же она жабры практически на поверхности тела, чтобы они касались воды. А в случае голожаберных моллюсков или личинок амфибий эти органы вообще ответвляются от тела.

Вспоминаем (или заново озвучиваем), что все вещества в организме перемещаются только в растворенном виде. Кислород не является исключением. Органы газообмена обязаны поддерживать влажность своих поверхностей. Следовательно, легкие должны располагаться как можно дальше от сушащей их атмосферы. А из этого следует наличие каких-либо трубок, по которым воздух пойдет из атмосферы к легким.

-2

Теперь, когда ученикам ясна принципиальная схему строения дыхательной системы, можно рассмотреть ее подробнее.

Мы работаем с опорным конспектом ОК-8-11. Термины «легочная плевра», «пристеночная плевра» и «плевральная полость» будут рассмотрены на уроке, посвященном механизму дыхания. Сегодня мы их не трогаем.

Зеленые кружки - это гиперссылки на слайде, чтобы не писать слова рукой. Да и шрифт печатный лучше читается
Зеленые кружки - это гиперссылки на слайде, чтобы не писать слова рукой. Да и шрифт печатный лучше читается

На конспекте имеется крупный рисунок, на котором цифрами обозначены отдельные органы. Эти же номера стоят справа возле пустых линеечек. Как только мы обсудим название и функцию каждого органа, вписываем его название на линеечке.

Особое внимание уделяем множеству функций носовой полости. Обсуждаем, почему именно носовая полость настолько многозадачна – из-за непосредственного контакта с окружающей средой (впоследствии обсудим такую же многозадачность ротовой полости).

Очень важно подробно обсудить надгортанник. Прямо поверх рисунка я изображаю стрелками путь пищи и путь воздуха. Дети округляют глаза: как!? они же пересекаются! А вот так! «Когда я ем – я глух и нем», «Кушаю – никого не слушаю» - это все народная мудрость, сохранившая немало жизней.

Для обсуждения гортани и, в частности, голосовых связок, хорошо бы иметь аудиозапись, которую можно было бы изменять следующим образом: потянул за бегунок – «связки удлинились» - голос стал бы звучать ниже. У меня такой нет, но, наверное, умеючи, сделать можно. Дарю идею)

Для обсуждения трахеи у меня есть два шланга. Один резиновый, второй от душа. Пережимаю оба (понятно, что второй только пытаюсь пережать, но даже близко не получается) – и вопросы, почему стенка трахеи состоит из хрящевых полуколец (а пищевод нет) отпадают сразу.

Вот так, постепенно, доходим до легких и снова акцентируем внимание на том, что их поверхность должна быть влажной. И желательно, чтобы эта влага была не просто водой, а жидкостью, способной обезвредить те бактерии, которые добрались до легких, пройдя сквозь «тернии» носовой полости.

Функция надгортанника выделена красным, потому что ребенок может забыть все сказанное на уроке и спокойно творить дальше. А вот знание о крошке на языке в момент смеха - это вопрос выживания.
Функция надгортанника выделена красным, потому что ребенок может забыть все сказанное на уроке и спокойно творить дальше. А вот знание о крошке на языке в момент смеха - это вопрос выживания.

И последний вопрос для обсуждения: что же все-таки делают легкие. Удивительно, но некоторые восьмиклассники до сих пор путают газы и их смеси. Воздух и кислород. Так вот, нужно бы им понять, что легкие служат для отделения кислорода от смеси газов и проведения его в кровь. А дыхание как окисление глюкозы – все еще впереди.

Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!