Тема «Дыхание», на мой взгляд, довольно проста, поскольку наш дыхательный аппарат легко изображается и представляет собой, в самом общем виде, просто трубку для прохождения воздуха. Однако я ставлю название темы не «Дыхательная система», а «Дыхание», подразумевая, что функция – важнее.
И вот здесь начинаются вопросы, поскольку ученики с младых ногтей привыкли именовать дыханием просто дыхательный акт. Вдох-выдох. Не задумываясь о том, зачем это нужно.
Ну так вот пришла пора задуматься!
Накануне урока задаю домашнее задание для желающих в следующем формате. Проведите соцопрос, задав всего один вопрос: зачем вы дышите. Запишите разные ответы и их количество, принесите на урок.
Обычно ответы такие. «Чтобы жить» - процентов 80. Вариант этого ответа – «Чтобы не умереть». Еще есть такие: «Чтобы насытить кровь кислородом», «Чтобы сердце работало», «Чтобы развивать грудную клетку», «Чтобы мозг мог думать». Встречается еще экзотика вроде «Чтобы дарить растениям углекислый газ», свидетельствующая о том, что фотосинтез не забыт.
В начале первого урока по дыханию вспоминаем это задание. Каждая группа делится внутри себя результатами соцопроса, суммирует их, обсуждает эти результаты и докладывает классу варианты ответов в процентном соотношении. Варианты я записываю на доске для дальнейшего обсуждения.
Отталкиваемся от «Чтобы мозг мог думать», вспоминаем о роли энергии в любом процессе нашей жизнедеятельности, а также о том, откуда энергия берется. Если прозвучал ответ «Чтобы дарить растениям углекислый газ», можно зацепиться за него и выйти на фотосинтез с его результатом в виде запаса энергии. И выйти в финал: кислород – единственный инструмент, при помощи которого клетка может извлечь энергию из питательных веществ.
Чем мне нравится этот этап урока, так это импровизацией. Наши с ребятами рассуждения строятся на тех вариантах ответов, которые они принесут. Но варианты могут быть разными. И я очень люблю это ощущение учительского драйва, когда смотришь на список, мгновенно оцениваешь его потенциал для обсуждения, предлагаешь классу объединить сходные варианты («чтобы жить» и «чтобы не умереть») и строишь беседу по оставшимся.
Итак, мы вышли на значение дыхания как процесса поставки кислорода в клетки для окисления питательных веществ. Однако первоначальное представление детей о дыхании как о простом акте вдоха-выдоха никуда не делось. Поэтому здесь уместно ввести понятия «внешнее дыхание» и «тканевое/клеточное дыхание» как два этапа этого процесса.
Тема «Дыхание» у меня строится из расчета пяти часов:
- Дыхание и его значение. Органы дыхания
- Механизм дыхания
- Газообмен в легких и тканях
- Регуляция дыхания. Заболевания органов дыхания
- Подведение итогов по теме «Дыхание»
Возвращаемся к первому уроку. Я всегда за то, чтобы дети не механически заучивали какие-то факты, а понимали, что к чему. Вот например, почему эволюция не расположила легкие поближе к атмосфере, чтобы не создавать воздуху проблем для проникания? Ведь поместила же она жабры практически на поверхности тела, чтобы они касались воды. А в случае голожаберных моллюсков или личинок амфибий эти органы вообще ответвляются от тела.
Вспоминаем (или заново озвучиваем), что все вещества в организме перемещаются только в растворенном виде. Кислород не является исключением. Органы газообмена обязаны поддерживать влажность своих поверхностей. Следовательно, легкие должны располагаться как можно дальше от сушащей их атмосферы. А из этого следует наличие каких-либо трубок, по которым воздух пойдет из атмосферы к легким.
Теперь, когда ученикам ясна принципиальная схему строения дыхательной системы, можно рассмотреть ее подробнее.
Мы работаем с опорным конспектом ОК-8-11. Термины «легочная плевра», «пристеночная плевра» и «плевральная полость» будут рассмотрены на уроке, посвященном механизму дыхания. Сегодня мы их не трогаем.
На конспекте имеется крупный рисунок, на котором цифрами обозначены отдельные органы. Эти же номера стоят справа возле пустых линеечек. Как только мы обсудим название и функцию каждого органа, вписываем его название на линеечке.
Особое внимание уделяем множеству функций носовой полости. Обсуждаем, почему именно носовая полость настолько многозадачна – из-за непосредственного контакта с окружающей средой (впоследствии обсудим такую же многозадачность ротовой полости).
Очень важно подробно обсудить надгортанник. Прямо поверх рисунка я изображаю стрелками путь пищи и путь воздуха. Дети округляют глаза: как!? они же пересекаются! А вот так! «Когда я ем – я глух и нем», «Кушаю – никого не слушаю» - это все народная мудрость, сохранившая немало жизней.
Для обсуждения гортани и, в частности, голосовых связок, хорошо бы иметь аудиозапись, которую можно было бы изменять следующим образом: потянул за бегунок – «связки удлинились» - голос стал бы звучать ниже. У меня такой нет, но, наверное, умеючи, сделать можно. Дарю идею)
Для обсуждения трахеи у меня есть два шланга. Один резиновый, второй от душа. Пережимаю оба (понятно, что второй только пытаюсь пережать, но даже близко не получается) – и вопросы, почему стенка трахеи состоит из хрящевых полуколец (а пищевод нет) отпадают сразу.
Вот так, постепенно, доходим до легких и снова акцентируем внимание на том, что их поверхность должна быть влажной. И желательно, чтобы эта влага была не просто водой, а жидкостью, способной обезвредить те бактерии, которые добрались до легких, пройдя сквозь «тернии» носовой полости.
И последний вопрос для обсуждения: что же все-таки делают легкие. Удивительно, но некоторые восьмиклассники до сих пор путают газы и их смеси. Воздух и кислород. Так вот, нужно бы им понять, что легкие служат для отделения кислорода от смеси газов и проведения его в кровь. А дыхание как окисление глюкозы – все еще впереди.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!