Общество потребления представляет собой в первую очередь социально-теоретическую и отчасти экономическую категорию. Этот тип социального устройства стал развиваться после окончания Второй мировой войны в западных странах, как ответ на постоянные экономические кризисы перепроизводства и успешное развитие социалистического типа экономики.
Экономическим базисом общества потребления является капитализм. Развитие технологий и переход на массовое конвейерное производство обеспечил возможность создавать большее количество товаров по более низкой цене.
Производство товаров широкого потребления лежит в основе современной «экономики роста». Её базовые характеристики таковы, что для нормального функционирования необходим постоянный экономический рост. Он, в свою очередь, может быть обеспечен лишь за счёт роста продаж.
Главной целью является не улучшение благосостояния и удовлетворение нужд и потребностей людей, а расширение производства и увеличение обеспеченного спроса на товары и услуги. Одной из главных стратегий производителей позволяющих их обеспечить, является стратегия «запланированного устаревания».
Расходы на товары и услуги постоянно повышаются, иногда обгоняя рост доходов населения. Ограничение, связанное с невозможностью купить дорогостоящую продукцию людьми со средним уровнем дохода, решается посредством широкого распространения кредитования.
Ещё одним помощником в увеличении потребительского спроса является маркетинг. Реклама, манипулируя сознанием людей, формирует и интересы, создаёт тренды, задаёт моду, формирует новую реальность. Человек, находясь под постоянным информационным прессингом, постепенно перестаёт замечать, что его желания и нужды начинают формироваться рекламой.
Указанное обстоятельство является фактором, непосредственно воздействующим на систему ценностей и установок людей. Преобладание массовой культуры, в которой основной целью индивидуума становится потребление, вытесняет традиционные ценности и непосредственно влияет на представления о человеческих отношениях, культуре, религии, любви к Отечеству и т.д. Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего интеллектуального, нравственного и духовного развития человека.
Предметы потребления выходят из моды значительно быстрее, чем теряют функциональность. Ценность вещей всё в большей степени заменяется с потребительской на демонстративную. Всё для большего количества людей обесценивается результат учёбы и труда.
Для производства товаров требуется всё большее количество ресурсов. Их недостаток компенсируется за счёт стран третьего мира, которые становятся источником сырья и дешёвой рабочей силы. Заводы, их продукция и отходы производства всё сильнее загрязняют планету.
Однако данная модель устройства экономики и общества имеет свои непреодолимые ограничения.
Не пропускайте новые публикации, подписывайтесь на канал