Особенности и тенденции современного состояния ключевых параметров бюджетов г. Москвы
В статье проведен анализ основных особенностей и тенденций бюджета г. Москвы на 2019 - 2021гг, с учетом различных факторов, влияющих на его развитие и реализацию в настоящее время. Также рассмотрены положительные и отрицательные стороны московской бюджетной политики и предложены меры по оптимизации бюджета г.Москвы.
Цель – изучение особенностей и тенденций ключевых моментов регионального бюджета на примере г. Москвы
Задачи:
-анализ бюджета г. Москвы;
-изучение современного состояния и тенденций ключевых моментов регионального бюджета на примере г. Москвы
Методы исследования: изучение источников и литературы, SWOT-анализ
Бюджет г. Москвы имеет свои особенности, так как город является не только столицей, но и главным финансовым центром страны.
В настоящий момент остро стоит вопрос увеличения поступлений бюджета, снижения дефицита и восстановления положительных показателей профицита.
Таблица 1. Доходы, расходы и профицит бюджета Москвы за 2018-2020 гг
Год
Доходы млрд руб
Расходы млрд руб
Профицит млрд руб
2018
2 376,60
2 315,1
61,5
2019
2 630,90
2 685
-54,1
2020
2 869
3 006,1
-137.4
График 1. Доходы, расходы, профицит бюджета Москвы 2018-2020гг
На настоящее время уровень бюджетной устойчивости Москвы идет на спад.
Бюджетная сбалансированность также находится в проблемном состоянии – из –за эпидемии короновируса большая часть бюджетных средств идет на здоравоохранение, а также на поддержку граждан и малого бизнеса.
В 2021 году расходы в Москве на здравоохранение составляют 741,9 млрд рублей. Траты бюджетных средств предусматриват закупку льготных медикаментов на сумму 45,7 млрд рублей, оказание медицинской помощи - 33 млрд рублей, расходы на строительство объектов здравоохранения - 55,1 млрд рублей. 10 млрд рублей выделено на борьбу с короновирусом, финансирование мероприятий здоровья матерей и детей на аналогичную сумму. (источник mosgorzdrav.ru)
В отношении субъектов малого и среднего бизнеса также осуществляются меры финансовой поддержки в сиде субсидий, снижения цен на аренду и коммунальные платежи, а также возмещение затрат по реализации продукции за границу. Мерами поддержки в настоящий момент являются: выплата фиксированных 15 тыс. руб., выплата 6,5 тыс.руб. на застрахованного работника, без привлечения работников – 21,5 тыс. руб. (источник: официальный сайт мэра г. Москвы https://www.mos.ru/dpir/)
Подобные расходы нельзя назвать непредвиденными, но они оказывают серьезную нагрузку на бюджет Москвы.
На социальную поддержку незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, ветеранов) в 2021 году выделено 571,6 млрд. руб. В 2022 году на улучшение системы социальной защиты и рынок занятости планируется выделение 588,7 млрд руб., в 2023 году – 598,7 млрд. руб. на поддержку сирот и многодетных семей. (источник https://budget.mos.ru/budget/)
Проблемы, возникающие в бюджете Москвы объясняются не только расходами на лечение короновирусной инфекции, большими затратами на систему здравоохранения, но и общим спадом экономики в мире, а также снижением коньюктуры в нефтяной области.
За 2018 год, нефтегазовые доходы составили 9 трлн руб., или 46,3% всех доходов федерального бюджета; за весь 2019 года, по последним данным Минфина, нефтегазовые доходы составилипочти 8 трлн. Руб. В 2020 году эта сумма составляет всего 5 трлн. Руб. (источник Минфин https://minfin.gov.ru/ru).
Сложности возникают, когда к нефтегазовым доходам Минфин относит налоговые и прочие постоянные платежи.
Соглашение ОПЕК от 2020 года сократило нефтяную добычу на 10 млн баррелей нефти в сутки, ограничения коснулись Россиию и Саудовскую Аравию.
Данные факторы обеспечили падение доходов в бюджет Москвы от нефтегазовых компаний с 17% до 6% с 2011 года.
В марте 2021 года государства ОПЕК и «не ОПЕК» не продилил сделку и ее действие закончилось 1 апреля. Это понизило стоимость барреля нефти до $22 с $66, значительно уменьшив поступления в московский бюджет денежных средств.
Значительную часть в московский бюджет вносят НДФЛ, уровень которых в регионе также высок, как и уровень зарплат. Поступления НДФЛ в московский бюджет за 2021 год выросли на 23,4 процента. 90% объема НДФЛ уплачиваются организациями и ИП за счет высокого оборота их доходов. В 2021 году зафиксирован их рост на 22,4 процента по отношению к 2020 году и на 28,8 % к 2019. В 2021 году в московский бюджет поступления НДФЛ, составили 852,2 миллиарда рублей. Именно НДФЛ составляют основу бюджета Москвы в период посткороновирусных ограничений. (Официальный сайт мэра Москвы https://www.mos.ru)
График средней стоимости нефти
Предполагается, что дополнением к бюджетным средствам Москвы будут использоваться займы государства на внутреннем рынке, а также средства Фонда благосостояния.
Таблица 2.Возможные бюджетные показатели бюджета Москвы 2022, 2023, 2024 гг.
год
Показатели
Доходы
Расходы
Дефицит
2022
3261,5
3633,4
-372
2023
3444
3732
-228
2024
3637
3862,1
-225,1
Еще одна графа доходов московского бюджета – штрафы с камер видеофиксации и платных парковок. Доходы с парковок тратятся на благоустройства дворовых территорий и озеленение улиц (официальный сайт мэра Москвы https://www.mos.ru).
Полученные доходы из общего бюджета передаются округам пропорционально собранной суммы. Так, с центрального округа было собрано 1,679 миллиарда рублей, с южного - 758 миллионов рублей, восточного — 559 миллионов рублей, 498 миллионов рублей с северного. (https://parking.mos.ru)
Общая сумма в год от платных парковок – 20 млрд в год – для мегаполиса это ничтожно мало, особенно с учетом трат на содержание и оплату труда сотрудников.
Малы бюджетные поступления и от камер видеофиксации. В среднем они варьеруются в районе 8 млрд руб в год (источник сайт ГИБДД https://гибдд.рф/r/77), что не обеспечивает достаточных поступлений в бюджет при затратах около 1 млрд руб на ремонт, техническое обслужение, проверку системы и программного обеспечения.
В настоящий момент бюджет Москвы не обладает стабильностью и не является сбалансированным в силу как внутренних (ограничения пандемии), так и внешних причин (нефтяная политика РФ) – поступления в 2021 году значительно ниже, чем в 2018-2020. Основными источниками расходов из бюджета Москвы в настоящий момент является область здравоохранения, поддержка бизнеса и социально незащищенныхз слоев населения. Основными источниками формирования бюджета являются НДФЛ, а также налоги с доходов организаций. Поступления от нефтепромышленности не стабильны, а такие источники как платные парковки и штрафы от камер видеофиксации экономически не выгодны – значительная часть доходов от них уходит на их же содержание.
Методы оптимизации бюджета г. Москвы
К основным методам оптимизации бюджета г.Москвы относятся:
· Совершенствование бюджетной системы московской области в отношении основных направлений;
· Контроль за расходами бюджетных средств;
· Совершенствование кредитного рейтинга Москвы;
· Совершенствование системы государственных закупок;
· Привлечение долговых средств и рефинансирование имеющихся долгов;
· Аккумулирование финансовых средств города за счет переоценки налоговых льгот, увеличения прибыли организаций, увеличения неналоговых поступлений.[4]
SWOT-анализ
Strengths (Сильные стороны)
Weaknesses (Слабые стороны)
Консервативная бюджетная политика
Дополнительные расходы ограничены рамками бюджетного правила;
Стабильность курса рубля и поддержка конкурентоспособности среди московских предпринимателей
Сохранение налоговых ставок неизменными даже при росте профицита (как мера поддержки в период пандемии)
Низкий уровень профицита и его зависимость от внешних воздействий;
Сложность программно целевой структуры бюджета, так как оценка эффективности государственных программ, проводимых в регионе, проблематична
Opportunities (Возможности)
Threats (Угрозы)
Возможность использования излишков денежных средств из ФНБ на восстановление экономики региона после короновирусных ограничений
Покрытие дефицита в регионе за счет личных средств
Экономические показатели не соответствуют целевым параметрам;
Рост инфляции выше допустимого значения
Ужесточение монетарной политики ЦБ