Беда бывает, когда творческие люди садятся за мемуары. Трудно понять, где иссякают настоящие воспоминания и начинается роман… Читайте эти вещи с большим подозрением, чем мемуары нетворческих личностей.
Писал недавно я статью о прототипе Рассеянного с улицы Бассейной… Это был существующий в реальности знаменитый русский химик Каблуков. Каблуков постоянно впадал в спунеризмы – это такая ошибка в речи, когда слова обмениваются слогами. Вместо «чашечки кофе» случается «кошечка чая», вместо «моря и гор» возникают «горе и моры», вместо «физики и химии» – «физия и химика». Профессор Каблуков этим прославился до такой степени, что его стали пародировать. Стали придумывать анекдоты.
Вопрос: где правда, а где анекдот? Хочется знать подлинные выражения профессора.
К счастью, нашлись воспоминания человека, который общался с Иваном Каблуковым лично и записал то, что слышал своими ушами:
Литература о его «речениях» в Москве составилась огромной – думаю, что много бывало в ней и присочинено досужими личностями. Но и того, что мне лично удалось услышать, более нежели достаточно. Сейчас я хочу поделиться с читателями этой моей коллекцией, причем оговариваюсь, что во всем этом нет ничего легендарного и вымышленного.
Сабанеев Л. Л. Воспоминания о России. М., 2005.
Весомо, правда? Впрочем, есть одна проблема! Кто поручиться за правдивость автора воспоминаний?
Богатая практика вырабатывает «звериную чуйку» на недостоверные детали. Слишком все складно получается у Сабанеева! И прежде чем написать статью, я должен был посмотреть, на что похожи мемуары в целом.
Именно потому в статье про ляпсусы «Рассеянного» мне пришлось написать осторожно: может быть, автор воспоминаний все это слышал своими ушами, а может быть, и не слышал…
Берем одну из первых главок, об отце мемуариста (Л. П. Сабанееве):
Он (…) был (…) на Яве и Борнео, где присутствовал при грандиозной сейсмической катастрофе, когда часть острова упала в море и вызванная этим падением колоссальная волна разбилась у берегов... Соединенных Штатов.
Допустим, оползневое цунами... Если волна из окрестностей Калимантана через океан дошла до США, она должна за много тысяч километров стать очень маленькой, не "колоссальной". Впрочем, автор мог неточно выразиться.
В числе друзей отца:
знаменитый путешественник Семенов-ТяньШаньский, доживший до 102-летнего возраста
На самом деле, до 87 лет. Но автор мог и перепутать.
И еще друг отца:
путешественник Пржевальский – исследователь Средней Азии, присылавший моему отцу грандиозные рога горных оленей (точнее, баранов), на которые они падали с громадных высот (нельзя сказать, что это был удобный способ передвижения)
Кто на кого упал? Баран на Пржевальского? Пржевальский и его товарищи – на барана? Или баран падал на собственные рога, которые ему служили как бы для амортизации? Похоже, третий вариант звучит не так безумно, как другие (это правда: пишут, что огромные рога могут уберечь голову от удара, если животное промахнется в прыжке). Мемуарист не всегда ясно выражает свои мысли.
И далее этого читаем:
Все эти зоологические реликвии я бережно хранил у себя до кончины моего отца, когда я предпочел пожертвовать их в Зоологический музей Московского университета, оттого что размеры жизни стали катастрофически уменьшаться: из квартиры в тридцать четыре комнаты пришлось сократиться в скромные шесть-семь комнат.
34 комнаты. В первый раз читаю про такие квартиры. Квартиры по 14-15 комнат не были редкостью, однако 34?! Но предположим, что речь шла не о квартире, а об особняке и что были подсчитаны не жилые комнаты, а общее число всех помещений.
И про товарища отца, которого мемуарист застал «уже глубоким стариком»:
Не могу не упомянуть еще одного сподвижника в путешествиях моего отца – Данилова. (…) Знаменит же он в отцовском кружке был главным образом тем, что в одном из его путешествий его укусила бешеная собака и он подробно описывал страшные галлюцинации, которые он испытал. Ему посоветовали обратиться к китайским шаманам, которые его вылечили (и его собаку) купаньем в озере Балхаш.
Так не бывает! Если проявились бы симптомы бешенства, смерть наступила бы в ста случаях из ста. Но, предположим, путешественник подумал, что собака – бешеная, от этого почувствовал себя плохо (эффект ноцебо), а потом «вылечился».
Читаем дальше:
При этом ему еще поведали о легенде тамошних шаманов об этом озере. Шаманы твердо верили, что озеро Балхаш – бездонное, что оно проходит через весь земной шар насквозь, причем его путь в земной коре чрезвычайно извилистый, и что оно выходит вновь на землю на южном полярном континенте.
Про «южный континент» было известно Сабанееву. А пастухам-казахам? Понятно, он додумал это сам.
К сожалению, Данилов умер, когда мне минуло шесть лет, и я очень скорбел о том, что я не успел от него выведать всех его наблюдений и знаний.
Ну конечно! Значит, эти истории мальчик знал, в основном, из вторых рук, от этого и искажения. Но читаем дальше, про отца мемуариста:
Отец мой был геркулесова сложения и огромного роста (2.30 метра).
То есть знаменитый русский зоолог, создатель журнала «Природа и охота» Леонид Павлович Сабанеев (1844-98) имел рост 2 метра 30 сантиметров? И я только сейчас об этом узнаю? Бывают люди с таким ростом, однако их единицы и они хорошо известны.
Но предположим, что мемуарист напутал 203 и 230 или неверно перевел футы с вершками в метры с сантиметрами...
Стоп! Не слишком ли много этих «но»? Каждую странность можно было б объяснить в отдельности, но почему их столько на двух-трех страницах?
Что это такое, фантастическая невнимательность? Или невнимание к своим фантазиям, в которые иной мемуарист может поверить, как в воспоминания?
Теперь читаем биографию нашего автора: Леонид Леонидович Сабанеев (1881-1968), музыковед и музыкальный критик, композитор. Окончил физико-математический факультет Московского университета, защитил докторскую диссертацию по математике. Приват-доцент, потом профессор.
Внушает уважение, не правда ли?
Музыка Сабанеева иногда исполняется даже в наши дни. Еще большую известность он получил как музыкальный критик, особенно в 1910-х годах…
Что еще? Вот!
12 декабря 1916 года должны были впервые исполнять «Скифскую сюиту» Прокофьева., 13 декабря 1916 года Сабанеев опубликовал разгромную рецензию на услышанное:
«Ведь это же варварская сюита».
И даже описал, как автор дирижировал в концертном зале:
«Автор сам дирижировал с варварским увлечением».
Беда в том, что концерта вообще не состоялось, Прокофьев НЕ дирижировал. Критик НЕ мог слышать мелодии. Объявленный концерт отменили в последний момент, ноты же еще не были изданы…
Критик все выдумал – и обругал композитора просто так. Скандал после статьи был грандиозный.
Единожды солжешь, и кто тебе поверит? Нет, я не утверждаю, что воспоминания у Сабанеева – тоже лживые. Но пользоваться ими можно… как бы сказать помягче? С большой осторожностью.
А жалко! Человек многое повидал и пишет ИНТЕРЕСНО.
Читайте также:
#история #наука #мемуары #20 век #19 век #история россии