Четвертая четверть 2019-2020 учебного года была самой необычной за 24 года моей работы в школе. Безусловно, она была очень тяжелой из-за экстренно введенного дистанционного обучения. Сейчас, когда прошло более полугода можно подвести первые итоги такого неожиданного для всех педагогов опыта.
Для начала мне бы хотелось немного рассказать о платформе, на которой наша школа выстраивала дистанционное обучение. Наша платформа была создана на основе Moodl. Она была адаптирована для школьного образования, а затем с учетом пожеланий педагогов и учеников, а также родителей были внесены некоторые изменения в ее работу.
У каждого учителя на платформе была личная страница, где можно было размещать уроки, обращаться к ученикам, отслеживать активность каждого из учащихся .
Для размещения объявлений ученикам было отведено специальное место, где дети читали актуальную информацию (рисунок 3). Там же они могли задавать вопросы и прикреплять свои картинки с пояснениями.
Кроме основных разделов на странице учителя (рисунок 4), присутствовала подробная информация о том, как пользоваться платформой. Инструкции размещались не только в виде текстов и алгоритмов, но и как видеоуроки и ролики в помощь учителям и детям.
Каждый учитель, как и обычный очный урок, мог выстраивать на свое усмотрение. Я старалась, чтобы структура урока не отличалась принципиально от той, к которой ребята привыкли в школе. Появилась возможность больше обращаться к источникам сети интернет. Старалась ребят не перегружать, давать только самое необходимое.
Проверка выполнение заданий, как и отработка материала, могла иметь как фронтальный, так и групповой и индивидуальный характер в зависимости от поставленных задач урока. На выполнение заданий можно было отвести определенное время. Его можно было выставить как на самой платформе, так и ограничить в инструкции .
Выполнение заданий на платформе удобнее, чем другие способы. Оговорюсь, что в условиях работы большой школы, как наша – более 1000 учащихся, практически все из которых работали на платформе, около 100 сотрудников школы и серьезного числа родителей, ее мощности не хватило на неделю. Точнее сама платформа могла работать для размещения заданий, а принимать от такого числа учеников работы, особенно в формате фото не могла. Тогда было принято решение о направлении фото и сканов на почту учителя. Это немного удлинило цепь коммуникации, но зато была сохранена работоспособность платформы.
Работа учителя при проверке работы, прикрепленной к платформе, значительно облегчалась, но приходилось чем-то жертвовать. Не буду показывать, как выглядит письмо на электронной почте, это все знают. Думаю, что при переходе на дистанционное обучение учащихся небольших школ, отдельных классов или единичных учеников вполне можно пользоваться ресурсом самой платформы, не переходя на электронную почту. В целом платформа, которой пользовалась наша школа оказалась жизнеспособной и за 2 месяца ни разу нас не подвела.
Для учеников 9 класса я проводила он-лайн консультации в скайпе. К сожалению, технических возможностей выйти на видеоурок не было у всех выпускников, но многие могли принимать участие в таких занятиях.
На мой взгляд, такие занятия очень продуктивные. Они более эффективны, так как учитель может контролировать работу учащихся. По моему опыту удачнее всего организовывать работу с половиной класса дифференцировано. И снова, я сталась не изменять «место встречи» по подготовке к экзамену. Во время традиционного обучения мы достаточно часто обращались к различным источникам сети Интеренет, продолжили это делать и на дистанте. В частности, на он-лайн консультациях мы обращались к этому сайту и успешно на нем работали.
Для себя за время дистационного обучения я выявила рад «плюсов» и «минусов».
«Плюсы»
1. Работа каждого ученика и учителя в удобном графике ( влияет на результат мотивированных школьников)
2. Решение заданий различными способами (при уровне подготовки средний и выше среднего)
3. Творческий подход к работе
4. Отсутствие пропусков уроков
5. Прозрачность работы учителя для родителей и учеников
«Минусы»
1. При увеличении звезьев цепи коммуникации риск потери информации
2. Больше возможности воспользоваться не своими результатами труда
3. С уровнем подготовки ниже среднего и низким интеллектом затруднение в понимании материала
Вывод: для учащихся с уровнем подотовки средний и выше среднего, с аналогичной мотивацией на учебу дистанционое обучение дает больше «плюсов», для других- больше «минусов».
Наиболее успешно дистанционное обучение в плане обучения математике прошло для учеников 9 класса, сегодняших 10- классников. Безусловно, большую роль сыграл высокий уровень учебной мотивации выпускников, их возрастная зрелость и коммуникативная культура, а также навыки работы с техникой. В настоящее время в 10 классе на уроках повторения я использую элементы задний дистанционной формы работы, что значительно сокраСейчас, когда с начала обучения прошла учебная четверть, мы пожинаем плоды дистанционного образования. У меня есть возможность сравнить уровень обученности учащихся 8 класса (на дистанте были 7) и 10 класса (дистант – 9 класс). Из двух восьмых классов наиболее усвоен материал в классе с высоким уровнем мотивации и уровнем подготовки средним и выше. Сейчас мне приходится только корректировать нюансы, которые не получилось отработать на дистанте. Во втором восьмом классе, где треть ребят испытывают серьезные затруднения в обучении даже в очной форме, после дистанционного формы выявляется много «пробелов». Часть тем приходится объяснять заново.
щает время на проверку заданий, а так же позволяет рассмотреть множество различных решений и выбрать наиболее оптимальное для каждого. Я копирую решения, заслуживающие внимания и размещаю в группе в Вайбре, где дети оценивают решения, мы обсуждаем и каждый пишет в тетрадь то, что ему ближе.
Резюмируя выше сказанное считаю, что дистанционная форма несет для учителей математики как положительные, так и отрицательные моменты. Как со всем новым стоит с ней обращаться осторожно. Опыт, полученный при работе в этой форме бесценен, поэтому положительные его черты стоит обобщать и транслировать.