Сейчас на фоне Сталинградского сражения многие другие баталии уже уходят на второй план, однако Восточный фронт осенью 42-го кипел битвами от Балтийского до Черного моря. И сегодня мы постараемся воссоздать одно из интереснейших и ключевых сражений Закавказского фронта, в котором удалось остановить части 5-й тд СС в сентябрьских боях.
Когда части группы армий “А” с тяжелыми для себя боями дошли до Алханчуртской долины, то перед ними открывались позиции частей РККА в районе достаточной крупного села Сагопши. Основным “тараном” в продвижении немецких войск была 5-я танковая дивизия СС “Викинг” представленная двумя моторизированными полками (Нордланд и Вестланд), а также танковым батальоном, и противотанковым дивизионом. Силы противника по нашим данным в итоге оценивались до 120 танков и САУ, однако на самом деле части 5-й тд СС представляли из себя структуру несколько более скромную.
В составе ударной группы немцам удалось собрать 58 машин, из которых 34 были танками Т-3 с длинноствольными 50-мм орудиями, а также девять танков Т-4 с 75-мм орудиями, 5 танков Т-2, около десяти самоходок Штуг-3. На их пути стояла 52-я танковая бригада, которая до этого момента находилась в тылу, а теперь на основании устного приказа командующего 9-й армией, с 27 сентября занимала позиции в районе села Сагопши, и создав систему засад, должна была не допустить прорыв противника в район города Грозный. До этого 26 сентября противник силой до 60 танков прорвал оборону 57-й стрелковой бригады, приблизился к долине Алханчурт, так что действовать надо жестко и быстро.
Но сколько танков было в составе 52-й танковой бригады? Надо сказать, что несмотря на общую пестроту сил, они всё таки оказались довольно ограниченными: два танка Т-34, пять танков КВ-1, 13 легких танков Т-60 и 8 танков “Стюарт”. Кроме этого, частям придавался 863-й противотанковый дивизион под командованием майора Ф. Долинского, до этого две части уже воевали друг с другом, так 16-го сентября 863-й иптап поддерживал атаку 52-й тбр и 176-й сд. То есть взаимодействие было налажено.
В целом же, ударная группа эсесовцев наступала на узком участке между Терским и Сунженским ущельем, где были установлены советские танковые засады, а также создана противотанковая оборона из трех основных линий. Первая линия состояла из орудийных засад с автоматчиками, а также танки “Стюарт” и 2 танка Т-34. Вторая линия обороны это КВ и 76-мм противотанковые орудия, третья линия уже состояла из легких танков в составе бригады. Как сообщалось выше, 28 сентября в бой по нашим данным со стороны противника ушло в бой до 120 танков и САУ, и это количество можно считать излишним, преумноженным минимум в два раза.
Немцы рассчитывали на туманную погоду, которая бы не позволила нашим частям вести по ним артиллерийский огонь, однако, как только туман рассеялся, то ситуация для противника оказалась критической. Особенно тяжело стало после того, как были подбиты машины командиров 1-й и 3-й роты. И всё-таки противник предпринял аж шесть атак, и когда в ходе одной из них он прорвался к командному пункту, то в бой вступил комбриг Филиппов, который лично подбил пять немецких танков. Тем временем другой немецкий отряд должен был обойти оборону наших танкистов и артиллеристов для удара во фланг, но и эта группа под командованием оберштурмфюрера Г.Флюгеля в итоге не достигла поставленных целей, особенно учитывая тот факт что её днем атаковала собственная авиация.
По нашим данным, в ходе боя, который длился 10 часов, удалось уничтожить 23 танка противника, подбить еще 31 танк, и того 54! Что интересно, этот бой в жбд 863-го иптап относится к 27 сентября, и согласно ему, части полка уничтожили 12 танков и одну автомашину. Части 52-й тбр потеряли 15 танков, из которых 9 сгорело, и еще шесть удалось эвакуировать. Впрочем, и у нас были потери в офицерском составе: на своем танке КВ-1 погиб Герой Советского Союза лейтенант Болвов, командир 3-й танковой роты 256-го танкового батальона Богомолов. То есть победа далась значительной ценой, да и после этого части 5-й тд СС вновь продолжали атаковать, пока к концу октября 42-го от их дивизии практически ничего не осталось. Но в итоге противнику всё таки не удалось прорваться дальше вглубь Кавказских хребтов.