В прошлой статье рекомендовал своим читателям прочитать книгу Уоррен Баффет рекомендует "Как найти идеальную для инвестора компанию". Статья написана на основе данной книги и содержит её краткое содержание. В статье выделил основные моменты, что позволит после прочтения сэкономить время и деньги.
На фондовом рынке множество компаний и перед тем, как купить долю в бизнесе у потенциального акционера должно сформироваться желание нажать на кнопку «Купить» и стать одним из собственников, возможно на минуту, а может быть и на всю жизнь.
Как многие выбирают компании для своего портфеля
- Пользуются услугами данной компании
- Популярность компании в медиа пространстве
- Фундаментальный анализ
- Подсказка товарища, друга и других источников.
- Перспективная отрасль
- Финансовые отчеты и цифры
- Другие варианты
К сожалению малая часть людей интересуется финансовыми отчетами компаний в промежутке хотя бы 5 летнего срока. Я сам в начале своего инвестиционного пути покупал компании по следующим параметрам: пользуюсь услугами данной компании или же считаю отрасль в которой компания предоставляет товары и/или услуги перспективной.
Для многих начинающих инвесторов рекомендую приобрести знания по чтению финансовых отчетов компаний и перед тем, как делать очередную покупку, читать отчеты, которые доступны всем желающим. Подходящая книга для данной цели: Уоррен Баффет рекомендует «Как найти идеальную для инвестора компанию» 2008 года выпуска. Данную книгу использую, как краткое пособие, которое ежегодно перечитываю.
Коротко о книге и её содержании
С помощью данной книги Вы в короткие сроки сможете ознакомиться с тем, как компания предоставляет финансовую отчетность, что означает каждая строчка отчёта и насколько она важна для Уоррена Баффета и долгосрочных инвесторов.
В книге есть отсылка о стратегии отца стоимостного инвестирования Грэма, в которой он в первую очередь смотрел на балансовую стоимость и покупал компании у которых стоимость ликвидных активов была в 2 раза больше, чем стоимость компании. После того, как данные компании росли на 50%, Грэм избавлялся от них и искал другие компании для своего портфеля. Если же за два года компания не росла, он все равно избавлялся от неё. Портфель мог состоять из 100 и более разных компаний, чтобы снизить риски.
Для Грэма не имело значения каким будет состояние компании через более долгий срок, но он думал в более широкой перспективе, чем спекулянты.
Уоррен Баффет проанализировал компании, которые они с Грэмом покупали, а затем продавали после 50% роста и заметил, что данные компании в последующем росли и могли бы принести намного больше денег. Уоррен заметил, что если компания обладает конкурентным преимуществом, то в будущем котировки будут намного выше и держать акции таких компании намного выгодней, так же данным компаниям не грозит банкротство и чем ниже котировки опускают спекулянты, тем выгодней их можно приобрести на долгий срок и именно данные акции принесут богатства своему владельцу. Так Уоррен Баффет понял, что необязательно ждать, когда спекулянты опустят котировки данных компаний до минимума, а можно приобретать их по справедливой цене.
В книге часто идут упоминания о таких компания как: Coca-Cola, Philip Morris, Pepsi, P&G и другие. Данные компании владеют кусочком мозга покупателей, им не надо тратить много денег на разработку новой продукции.
По каким показателям из отчетов по мнению Уоррена Баффета можно заметить, что у компании есть конкурентное преимущество.
Валовая маржа = Валовая прибыль: Валовый доход
Если у компании маржа валовой прибыли не менее 40%, то она обладает той или иной формой конкурентного преимущества. Если же маржа не дотягивает до 20%, то это указывает на то, что в отрасли, где работает компания большая конкуренция.
В пример были взяты следующие компании
- Coca-Cola = 60%
- Microsoft = 79%
- Apple = 33%
Коммерческие и общехозяйственные расходы
- Coca-Cola – 59%
- Moodys – 25%
- P&G -61 %
Баффет понял, что от компаний с большими SGA расходами стоит держаться подальше, если же у компании они не велики, то возможно они тратят на научные разработки, в пример можно взять фарму и технологичные компании.
Если SGA расходы менее 30% и на НИОКР тоже небольшие расходы, то это считается фантастическим.
Затраты на научные исследования.
Merk – 29% НИОКР 49% SGA
Intel - 30% НИОКР
У Moodys расходов на научные исследования нет никаких, так же, как и Coca-Cola.
Баффет не любит компании, которые тратят много на НИОКР, объясняя это тем, что патенты имеют срок действия и заканчиваются, а если компания не будет тратить деньги на данное направление, то потеряет конкурентное преимущество.
Процентные расходы
Баффет сторонится компаний, которые тратят большую часть прибыли на процентные расходы. Я в свою очередь тоже не особо люблю компании, которые большую часть прибыли тратят для того, чтобы расплатиться по долгам, ещё более абсурдно выглядит, когда такая компания платит дивиденды в «долг» для того, чтобы поддерживать популярность акций. Мне в первую очередь приходят на ум такие компании, как МТС и ExxonMobil.
P&G - 8% от операционной прибыли
AAL – 92% от операционной прибыли
Прибыль до вычета налога
Баффет всегда рассматривает прибыль до вычета налога. Это позволяет ему сравнить интересующие предприятия с другими инвестиционными возможностями. Одним из краеугольных камней его философии является взгляд на акции компании, как на акции- облигации с растущим купонным доходом.
Чистая прибыль
Coca-Cola – 21 %
Moodys - 31%
GM - не превышает 3%
Прежде всего стоит смотреть чистую прибыль в исторической перспективе. Компании с более устойчивым конкурентным преимуществом имеют более высокую чистую прибыль относительно валового дохода, чем конкуренты.
Если бы у Баффета была возможность выбирать между компанией получающей 2 миллиарда $ чистой прибыли при выручке 10 миллиардов $ и компанией, получающей 5 миллиардов $ чистой прибыли при выручке 100 миллиардов $, он бы выбрал первую компанию.
Если компания имеет не менее 20% чистой прибыли от валового дохода, велика вероятность, что компания имеет конкурентное преимущество.
Прибыль на акцию
Бля Баффета очень важно видеть стабильность и восходящий тренд, его не интересуют компании, у которых прибыль на акцию подвержена сильным колебаниям.
Балансовый отчет
В книге вы сможете ознакомиться с тем, как составляется балансовый отчет и какие составляющие в нем есть. Выделю моменты, которые по моему мнению важны.
Коэффициент текущей ликвидности
Считается, что если коэффициент текущей ликвидности равен 1 или выше, то это хорошо, если меньше 1, то плохо. Однако если заметить компании с заведомо надежным конкурентным преимуществом, то обнаружим странную вещь: у многих компаний он ниже единицы. С точки зрения аналитиков старой школы, это означает, что данным компаниям должно быть тяжело рассчитываться по текущим обязательствам. В реальности же они зарабатывают так много, что им довольно легко гасить свои долги.
Долгосрочные долги с наступившим сроком оплаты
Когда Вы покупаете акции компании, обладающей устойчивым конкурентным преимуществом, но переживающей временные, разовые и вполне разрешимые затруднения (дочерняя компания, работающая совершенно в другой сфере бизнеса, оказывается без оборотных средств), нужно просто заглянуть в ближайшее будущее и посмотреть, сколько долгосрочных долгов компании придется погашать в следующие несколько лет. Если на какой-то определенный год приходится большая сумма погашения, это может испугать инвесторов и снизить котировки, создавая благоприятный момент для покупки.
Нераспределенная прибыль – секрет сверх богатства
Компания может распоряжаться своей прибылью по-разному: дивиденды, выкуп акций или сохранить для дальнейшего расширения производства. Когда прибыль остается в компании, она добавляется к акционерному капиталу и учитывается в графе «Нераспределенная прибыль».
Уоррен придерживается твердой политики оставлять 100% чистой прибыли в компании и увеличивать акционерный капитал. Дивиденды облагаются налогами в России 13 % и выделяя условно 1 миллиард ₽ на дивиденды инвесторам дойдет только 870 миллионов ₽, а 130 миллионов уйдет в налоговую 😊.
В пример взяты показатели Coca-Cola
- Прибыль после вычета налогов: 5,9 миллиардов $
- Выкуп и дивиденды: 3,1 миллиарда $
- Нераспределенная прибыль 2,8 миллиарда $
Для тех, кто занимается поиском компаний с конкурентным преимуществом, счет нераспределенной прибыли является одним из важнейших содержащихся в балансовом отчете.
Казначейские акции в балансовом отчете служат хорошим индикатором наличия у компании конкурентного преимущества.
Рентабельность акционерного капитала - компании, обладающие устойчивым конкурентным преимущество имеют рентабельность акционерного капитала выше средней.
Coca-Cola– 30%
Pepsi Co – 34%
AAL – не превышает 4%
UAL – в удачные годы 15%
Капитальные расходы
Их отсутствие является одним из секретов обогащения. Уоррен ранее утверждал, что не покупает акции телекоммуникационных компаний, как так они тратят огромное количество денег на капитальные расходы, удивительно недавно увидеть в покупках Verizon, особенно сейчас, когда пойдут капитальные затраты на 5G сети.
Теория Уоррена Баффета акций – облигаций
Компании, обладающие конкурентным преимуществом, отличаются такой экономической силой и предсказуемостью в плане роста, что их акции можно считать своим рода акциями-облигациями с постоянно возрастающим купонным доходом.
Под купонным доходом понимают отнюдь не дивиденды, а растущую до налоговую прибыль в расчете на акцию. В книге приведен пример с акциями Coca-Cola, которые Баффет покупал в 1980 году по 6,5$, до налоговая прибыль 0,7$, после налоговая 0,46$. Уоррен мог рассуждать, что приобрел акцию-облигацию с первоначальной процентной ставкой 10,7% годовых (до налоговой прибыли). Учитывая темпы роста прибыли компании, он мог рассчитывать, что на 15% в год будет возрастать доход.
К 2007 году доналоговая прибыль 3,96$ (средний рост 9,35%), после налоговая 2,57$. Это означает, что акции купленные Баффетом приносят ему 60% (до налоговой прибыли) и 40% после налоговой прибыли. Увидев такой рост чистой прибыли рынок переоценит стоимость акции.
В пример берется средняя доходность облигаций 6,5 % и до налоговая прибыль 3,96$, что соответствует 60 $ за акцию (3,96:0,065=60), на тот момент акции торговались в диапазоне от 45 до 64 $.
Так же в пример приведены акции «Washington Post», которые покупались за 6,36$ и спустя 30 лет стали приносить в год 34$ чистой прибыли, значит акции-облигации стали приносить 534% после налоговой прибыли в год.
Как Уоррен Баффет определяет время для продажи
С точки зрения Уоррена, акции чудесных компаний не стоит продавать пока они пользуются конкурентным преимуществом. Чем дольше Вы держите данные компании, тем больше богатства они вам приносят. Еще стоит учесть тот факт, что, продавая акции Вы будете платить налоги (учитывая законодательство РФ, срок владения, суммы, Вы при продаже возможно и не будете платить налог).
Но всё таки бывают моменты, когда выгоднее продать компанию на бычьем рынке, чем держать её. Если создается впечатление, что компания потеряет конкурентное преимущество от неё тоже стоит избавляться (в пример взяты газеты и телекомпании). На бычьем рынке чаще всего котировки акций превосходят долгосрочные экономические реалии. В пример приводится показатель P/E 40 или выше, значит от компании пора избавляться.
Если Вы на бычьем рынке избавляетесь от акции одной компании, когда все растут, не стоит спешить и вкладываться в другие переоцененные, чаще всего вклад в ОФЗ или казначейские облигации выглядит более выгодным и стоит дождаться очередного падения и справедливой стоимости для акций с устойчивым конкурентным преимуществом.
Прочитав данную книгу можно сделать однозначный вывод, что финансовые отчеты и фундаментальные показатели имеют первоочередную важность по сравнению с техническим анализом или нынешней стоимостью акции.