Найти тему

Цифровизация образования: кастовое общество и дети как товар

Живём во времена цифровизации образования. Хорошая же задумка? Как проявляется: переводим образование «в цифру», учебники — в планшеты. Ковид нам в помощь: локдаун, карантин, дистанционное образование.

Забавно, что параллельно проходят аресты и розыск топ-менеджеров Сбера. В чём связь? Связь в том, что участники процесса занимались профанацией части научных исследований, положенных в основу нового образования. Посмотрите на «героев цифровизации».

Любая технология — инструмент. Результат зависит от того, как пользуются. Лично я не против современных технологий в образовании. У меня вопросы по качеству и целям.

Что такое образование?

Образование состоит не в том, чтобы «знать всё на свете», а в том, чтобы знать, как устроен мир. По необходимости доучивать что-то в той области, которая интересна.
Школа даёт структурированные знания, что позволяет анализировать явления и события, происходящие в мире. Исчезают мистика и догматизм. Только факты.
Воспитание шагает рядом. Учимся, общаемся, приобретаем навыки, как жить дружно.

Какое бы ни было образование — самое натуральное или цифровое, два безусловных требования остаются:

  • дать знания, формирующие научное мировоззрение;
  • воспитать и научить общаться, совершать поступки и нести за них ответственность.

Образование и воспитание формируют будущее общества. В России демократия и общество решает, каким будет завтра. Или нет?

Кто и почему решил пересмотреть подход к образованию

Предлагаю вам посмотреть видео о том, как всё начиналось. Смотреть с 20:16.

В данном видео, если позволите без имён, идет диалог между сотрудниками Сбера и главой Центробанка. Беседа проходила в 2012 году.

Некоторым стало страшно. Страшно, что образованные люди, благодаря доступной информации в сети, откажутся исполнять роль баранов на заклании. Поэтому сегодня идёт цифровизация образования.

Грамотное образование позволяет анализировать и сопоставлять факты. Находить недостающие. Если ограничить доступ к обширному банку знаний, то народ в своей массе станет глупее. Поверит в мистику. Например, что царь от Бога. Будет легче управлять.

Ввели новые термины: «цифровая школа», «конкурентное образование» и «цифровое портфолио».

Цифровая школа — отлично, если удобно пользоваться ученикам, родителям и педагогам. Так что не так? Что беспокоит? Можно было создать единую государственную общедоступную базу всех методических и учебных материалов.

Однако всё идёт иным путём.

Что такое «цифровой след» 

Цифровой след — это когда интернет запоминает все действия пользователя и все введённые данные. То же самое, что ходить в красящей обуви по белому холсту. След в буквальном смысле.

Как применять след правильно? Можно отслеживать положительные и лучшие результаты, чтобы распространять их на всех. Применительно к образованию — значит собирать все практики и объективно оценивать по результатам. Применять лучшее.

  • Почему не собирают удачные работы учеников, чтобы другие видели их путь?
  • Почему не собирают работающие методики учителей, чтобы остальным было у кого учиться?
  • Что мешает собирать и обобщать все знания в одной системе?
  • Что мешает сделать систему, открытую для общественности?

Мешает боязнь потерять власть над обществом.

Поэтому «цифровой след» сейчас настроен на то, чтобы фиксировать ошибки, заносить их в систему и вешать ярлычок на школьника: «умный — сдал»/ «глупый — не сдал».
Когда знания оценивает педагог, он может отследить прогресс. Компьютер не прощает ошибок. Получается как китайский социальный рейтинг. Или однозначно «хороший», и мы тебя допускаем к следующему уровню, или однозначно «плохой», и мы тебя во всём ограничим.

Но сам по себе цифровой след — отличный инструмент, а не вселенское зло, если применяют с пользой.

Конкурентное образование: по сравнению с достижениями другой страны, или конкурирует человек с человеком?

Видите разницу? В первом случае есть шанс получить раньше других продвинутые технологии и покорить космос, во втором — нервный срыв и истощение. Одно дело, когда сравниваешь успех с собой вчерашним. Другое дело, когда соревнуешься с Васей.

Знания оцениваются по тестам. Тесты упрощают систему. Исчезают индивидуальность и творческий подход.

Вспоминается пермский мальчик, который выучил правильные ответы по психологическому тесту. Сдал. Купил оружие. Грустно и страшно.

Сколько ни говорят про доступность образования, все цифровые сервисы имеют коммерческую основу. Платить за сервисы родителям.

Есть много платформ, где знания можно получить бесплатно, но… сертификат необходимо оплатить. Сертификат нужен для «цифрового портфолио». Получаем «отрицательный отбор» по имущественному цензу.

Богатство — не показатель ума. Умные рождаются и в бедных семьях, в богатых деньги не прибавят ума неодарённому ребёнку.

Цифровое портфолио сейчас больше похоже на перечень пройденных тестов

В какой момент портфолио, как альбом творческих работ, превратилось в перечень стандартизированных тестов?
Напоминает сертификат качества на товар. Дети как товар.

Видна попытка превратить процесс образования в массовое производство учеников. Образование превращается в услугу по тестированию. Происходит стандартизация учеников и классификация их по кастам.

Идёт к тому, что портфолио ученика будет способом классификации. Способом, не позволяющим ничего исправить. Стандартизированный процесс штамповки согласно установленным «цифровым стандартам».

-2

Идём на Запад. Кто не согласен — в бан

Узкая специализация, сертификаты, тестирование. Кому выгодны эти вещи? Крупным корпорациям и банкам. Узкие специалисты нужны только им. Они хотят решать, какое будущее будет. Их будущее. Население будет «серой массой».
Помните? Это уже было: хождение только строем и превращение общества в машину, состоящую из стандартизированных частей узкой специализации. Кадр из фильма
Помните? Это уже было: хождение только строем и превращение общества в машину, состоящую из стандартизированных частей узкой специализации. Кадр из фильма

Западным корпорациям и банкам не нужны «старые образцы». Только новенькие «запасные части».

-4

Общество — не машина. Образовательный процесс — не технология индустриального массового производства стандартизированных частей.

Цифровая школа не должна быть основана на разделении на хороших и плохих, на бедных и богатых.

Цифровое образование может обеспечить системным и научно обоснованным мировоззрением и воспитанием. Все могут стать участниками сложного современного общества, способными совершать поступки и нести ответственность.

Глупые не должны становиться глупее, потому что тогда и умные не станут умнее. Быть умным среди беспросветной серости банально опасно.

-5
Обложка книги Стругацких «Трудно быть богом»
Обложка книги Стругацких «Трудно быть богом»

Рецепт: «Как создать кастовое общество»

Если продолжится сегрегация в образовании, будет кастовое общество. Где никто, кроме маленькой прослойки с платным и очень дорогим образованием, не понимает, что происходит в обществе, из-за отсутствия широкого кругозора и системного представления.
Зато будут официальные «толкователи», которые объяснят происходящее.
Поясню: если образование платное и дорогое — значит, у людей нет знаний по всем предметам школьного курса, включая астрономию и черчение.
Читать и писать может каждый. Вопрос, что читать: весь перечень мировых открытий или только одну рекомендованную и кем-то подкорректированную книгу. Книгу, данные из которой нельзя ни сравнить, ни проверить на достоверность.

Такое кастовое общество при мощи современных технологий опасно для самого себя

  • Не требуется никаких знаний, чтобы сломать компьютер. Нужны знания, чтобы его использовать.
  • Не требуется специальных знаний, чтобы стрелять из автомата. Требуются образование и воспитание, чтобы этого не делать. В кастовом обществе найдутся желающие воспользоваться оружием, поскольку будет казаться: «Так проще, и это решает все проблемы».

Дети быстро вырастут. Вместе с ними вырастут проблемы до уровня общества. Общества, в котором всем жить.

Я за новые технологии в образовании. Но кто-то должен процесс проверять. Есть вопросы:

  • Как получилось, что родителей забыли спросить?
  • Как вышло, что родители не участвуют в построении будущего своих детей?

В том, что делают с образованием, нет будущего в интересах общества

Интернет расширяет границы. Можно изучать то, чего не найти в районной библиотеке.

Сейчас эти границы знаний хотят закрыть. И это даже не железный занавес из далекого СССР. Это кастовое общество и средние века.

Что вы думаете по поводу «цифровизации образования»? Пишите в комментариях.

Если вам тоже не всё равно, в каком обществе жить детям, подписывайтесь на наш канал!

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-7

Автор: Екатерина Лесникова, 3d artist, мама двух девочек на СО

Ещё на тему:

Не учись, будь глупым, и будут тебе счастье и деньги. Мода в современном образовании

Провальные реформы в образовании. К чему приведут эксперименты над нашими детьми?

Читайте другие статьи автора:

Чем грозит ребёнку ориентация на успешный успех?

История в учебниках и явная лажа