Найти в Дзене
Будни психолога

Хроническая неуспешность школьников

Сразу скажу, что это понятие шире, чем академическая/учебная неуспеваемость.


Синдром хронической неуспешности (СХН) складывается в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте.

Причин несколько:
• недостаточная подготовленность ребенка к школе, приводящая к затруднениям с первых дней обучения. Это те случаи, когда родители отдают ребенка в школу с 6 лет, апеллируя к тому, что он уже умеет читать и считать. Кроме познавательных умений для комфортного обучения много значит психологическая готовность.


• несовпадение ожиданий взрослых и достижений ребенка. Самое частое: когда он показывает результаты, которые не устраивают взрослых. Тот же эффект возникает, когда родители начинают учить детей читать и писать в три года и недовольны недостаточно быстрыми успехами.
То есть ребенок постоянно получает негативные оценки окружения, замечания учителей, недовольство родителей. В следствии этого у ребенка падает уверенность в себе, снижается самооценка и в дальнейшем, вплоть до старших классов, поддерживается высокий уровень тревоги.


СХН проявляется как непродуктивная трата времени на несущественные детали, отвлечение от учебы на рассуждения о том, "как будет плохо, если у меня снова ничего не получится, если я опять получу двойку", отказ от заданий, которые уже заранее кажутся ребенку слишком трудными. Опасения заставляют его многократно проверять свою работу, что приводит к дополнительной неоправданной трате времени и сил.
Так ребенок попадает в замкнутый круг: тревога, нарушая деятельность ребенка, ведет к неуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех порождает тревогу, способствуя закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится разорвать этот круг, поэтому неуспешность и становится "хронической".


В подростковом возрасте у детей с СХН нередко совершается переход от позиции плохого ученика к восприятию себя как безнадежно неуспешной личности. Так начинает проявляться новый психологический синдром - тотальный регресс.

Что делать родителям?

Обеспечьте ребенку ощущение успеха:

- Ни в коем случае не сравнивайте его результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашней контрольной он правильно сделал только один пример из десяти, а в сегодняшней - два, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценен взрослыми. Если же сегодняшний результат ниже вчерашнего, то надо лишь выразить твердую уверенность в том, что завтрашний будет выше.

Найдите хотя бы одну сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя.

- Этой сфере надо придать высокую ценность в его глазах. В чем бы он ни был успешен: в спорте, в домашних делах, в компьютерных играх или в рисовании.

- Ни в коем случае нельзя ставить в вину ребенку неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркивать, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.

- Сначала может показаться, что у ребенка нет способностей вообще ни к чему. Но на самом деле такого практически никогда не бывает. Если ребенок хорошо бегает, попробуйте отдать его в секцию легкой атлетики (а не говорить, что на это у него нет времени, потому что он не успевает сделать уроки).

Усидчив и аккуратен? Попробуйте авиамоделирование.

Ребенка, страдающего хронической неуспешностью, нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать (что очевидно), но хвалить именно тогда, когда он что-то делает (а не тогда, когда пассивно сидит, не мешая окружающим).

Проявляйте терпение

- Ждать успехов в учебе придется долго, так как снижение тревожности - длительный процесс, а пробелы в знаниях будут долго давать о себе знать.

- Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания, снижающего тревогу. И нужно смириться с тем, что успехи в учебе не является целью вашего ребенка. Снижайте ценность школьных отметок (но не знаний)

- В особо серьезных случаях приходится идти на обесценивание и ряда других школьных требований и ценностей (например, закрывать глаза на то, что не полностью выполняются домашние задания). Благодаря этим мерам у ребенка постепенно снижается школьная тревога, а так как на уроках он продолжает работать, то накапливаются и некоторые достижения.

Не показывайте свою озабоченность его учебными неудачами.

- Смещайте акценты своих интересов на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурства по классу, экскурсии, дополнительные занятия, но не фиксируйтесь на области неуспеха - школьных отметках.

- Самой значимой должна стать та сфера деятельности, в которой ребенок успешен и может самоутверждаться, обрести утраченную веру в себя.

- Если вы видите проявления глубокой пассивности и безразличия у ребенка, рассмотрите возможность обратиться к специалистам (психологам).