А для читателей я приготовила небольшой опросник по литературе и русскому языку в конце статьи.
Это будет просто позор, а не провал. Знаете почему? А всё равно все напишут, не сомневаюсь. Говорят, что в больших городах очень строгое видеонаблюдение и прочие премудрости, чтобы избежать списывания. Так вот, у нас в поселке тоже есть. Но чудесным образом пишут все. Наверное, высшие чудотворные силы защищают местные школы от полного провала.
Вы скажете, что глупости, что опять репетитор придирается и тянет одеяло на себя. Ничего подобного. Рассказываю про одиннадцатиклассника, которого я взяла сверх расписания, в свой выходной день. Очень просили местные мамы, а я человек сердобольный. Взяла. Прошу учесть, что это хорошист, а не какой-нибудь там отстающий ученик.
– Так, темы какие будут, знаешь?
– Да! Там про путешествия, про спектакль и меня, про жизнь ещё. Кому лучше живётся в России.
– Может, "Кому на Руси жить хорошо?"
– Ну как-то так.
– Ладно, а ещё?
– "Преступление и наказание". Вот я по ней буду писать. Там можно аргумент привести про братьев Карамазиных.
– Про Карамазовых.
– Про Карамазиных. Нам Надежда Андреевна так говорила.
– Ну допустим, а когда ты книгу читал, там...
– Я не читал! Когда я буду читать?! Вы вообще знаете, сколько там страниц?!
Примерно так сложился наш диалог на первом занятии. И я не удивилась, потому что давно обучаю школьников из местных школ. Мне парня надо готовить к письменной части экзамена, в которой, для примера, будет вот такое задание. Навскидку, чтобы вы, дорогие читатели, могли прочувствовать всю глубину, так сказать, этой драмы – современного школьного образования.
И даже ерунда, что мы пишем сочинение не по зову души, не потому, что нам понравилось произведение, а по строгому плану: вступление, два аргумента, заключение. И ничего, что "Братья Карамазовы" и "Преступление и наказание" это два разных произведения, да ерунда! Школьная литература очень далека от чтения по доброй воле. Никто из ребят сейчас не читает. Никто. Единицы. Ископаемые мамонты.
Чтобы справиться с таким заданием, надо хотя бы владеть терминологией, накопленной за 11 лет. Да даже не в терминах дело. Здесь простой логикой можно оперировать. Если откинуть научные слова, то надо просто понять, как мы не говорим. И всё решится само собой.
Но беда в том, что современные школьники вообще не говорят. Никак они не говорят. Общаются, в основном, посредством переписки (тоже кривой) в интернете. А устная речь нынче – это набор междометий и вырезок из крылатых современных выражений, выдернутых, опять же, из интернета.
"... ну, абобус, короче.."
Вспоминайте, у нас с вами (мне 47 лет) тоже был сленг. Он есть и в каждом возрасте, и в каждой профессии. Только мы при этом хотя бы знали, что такое подлежащее и сказуемое! Здесь же – тишина! А это хорошист!
Я спросила, что такое существительное.
И мы пробили дно.
Если бы я снимала фильм, то здесь плёнка отмоталась бы назад, и из статного, симпатичного и уверенного в себе юноши мы бы получили робкого и открытого второклассника:
– Что такое существительное?
– Существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы...
Но он не ответил. И сообщил, что ещё один мальчик, его одноклассник, тоже хочет готовиться к ЕГЭ. Он немножко похуже, троечник.
Руки у меня опустились, я сдалась. Пусть приходит.
***
Дорогие читатели! Пройдите, пожалуйста, небольшой опрос!
- Вы помните, что такое подлежащее и сказуемое? Без интернета, очень вас прошу!
- Сколько ошибок вы сделаете, если будете писать важное сообщение в мессенджере?
- Какие классические произведения из мировой литературы являются вашими любимыми? Что прочитали за последнее время?
- Как вы считаете, грамотное письмо – это нужная вещь, или при развитии современных технологий оно уходит в прошлое?
Жду вас, друзья мои, в комментариях!
Дорогие критики! Если вы не работаете в школе, если ваши дети не школьники, подождите с упрёками. Вот очень вас прошу. Я устала от ваших придирок, нападок и неверия. Я ни слова не придумала. Ни одного слова.
Да, всё так и есть. Да, образование катится в пропасть. Да, сейчас так можно. Да.
Чтобы сгладить острые углы, вот вам весёлое видео про английский язык: