Найти тему
Мир-Твой

Как помочь ребенку с нарушениями в развитии. Инструкция к применению (в помощь родителям).

Оглавление

Ребенок не смотрит в глаза, не понимает обращенной речи, не говорит, навыков самообслуживания нет. Специалиста, который бы помог, тоже нет. Что делать?

Первое, что надо выяснить, на каком уровне находятся навыки вашего ребенка. Основные вехи развития ребенка, которые необходимы: навык просьбы (манд-реакция), наименование (такт-реакция), поведение слушателя, визуальный навык, имитативный навык, социальные навыки, игра, эхо-реакции и спонтанные вокализации. Это самый первый уровень развития ребенка, который соответствует 0-18 месяцев. Дальше навыки усложняются, добавляются новые навыки. Подробнее в статье "Оценка навыков речи и социального взаимодействия у детей с аутизмом и другими нарушениями".

1. Навык просьбы (манд-реакция)

И так, обратите внимание умеет ли ребенок просить интересующий его предмет, как он это делает? Есть ли указательный жест? Подводит ли он вас к предмету или начинает плакать, кричать падать на пол и т.д.?

Навык просьбы, самый главный в развитии ребенка, если он не сформирован, то неприемлемое поведение функционально начинает выступать в роли просьбы.

Указательный жест, это конечно хорошо, если он есть, но это не значит, что навык просьбы за счет него развит. Нам нужен полноценный навык. Указательный жест – это подспорье. Если его нет, формируем: перед ребенком привлекательный предмет, ребенок тянется, помощник формирует указательный жест его(ребенка) руки и физически помогает указать на предмет. Второй взрослый наименует предмет и отдает ребенку. Самостоятельная реакция у ребенка может наступить и после пятой попытки, может чуть больше времени, но то, что указательный жест появляется быстро, это факт.

Вариант 1. У ребенка есть спонтанные вокализации, есть указательный жест. Ребенок видит привлекательный предмет, показывает на него. Взрослый наименует и тут же отдает предмет. Очень хорошо это происходит с пузырями. Ребенок видит, показывает. Мы: «Пузыри» и дуем. Ребенок попрыгал, похлопал, пузыри лопнули. Он снова к вам показывает, вы: «Пузыри» и снова дуете. 5-6 раз сразу же ребенок получает желаемое, затем вы говорите «Пузыри» и ждете от ребенка реакции, можно добавить «Пу», ребенок повторяет первый слог, или он может попытаться губами повторить и получает снова желаемое. Отрабатываем до тех пор, пока ребенок, не видя предмета подходит к вам и наименует то, что он хочет. Эта стратегия долгая, так как идет отработка над каждым словом.

Вариант 2. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS. Здесь навык просьбы развивается намного быстрее, и быстрее ребенок начинает произносить слова. Ребенок просит с помощью карточки на которой изображен привлекательный для него предмет. Ему не просто надо отдать вам карточку, но и попытаться произнести. На первых порах ребенок просто обменивает, отдает вам карточку вы ее наименуете и отдаете предмет, но в дальнейшем ребенку надо будет дать карточку и наименовать свою просьбу.

При этом ребенок знает, где лежит альбом с карточками, ему не надо кричать и требовать, он просто идет, берет карточку, находит вас и просит. Так же, это может быть просьба не только о привлекательном предмете, ребенок может с помощью карточки сказать, что он хочет пить, кушать, гулять или в туалет, а может он хочет посмотреть мультфильм «Малышарики», но отсутствие речи не позволяет ему это сделать. Зато с помощью карточек, он может выбрать нужный ему мультфильм, подойти к вам сказать первый слог «Му» от мультфильма (ведь вы уже учили с ним «мультфильм», и он за вами «му») и показать на карточку с изображением мультфильма «Три кота».

2. Поведение слушателя.

Простым языком, на сколько ребенок понимает обращенную речь. Реагирует ли он на голос говорящего? Устанавливает ли зрительный контакт? Реагирует ли на свое имя? Смотрит, прикасается или показывает на кого-нибудь из семьи, животного или на привлекательные игрушки если его спросить об этом? Например, «Где мама?» или «Где (имя кошки)» или спросить где, любимая игрушка. Может ли ребенок выполнять различные моторные действия, без визуальной подсказки? Например, «Покажи, как ты прыгаешь?» или «Похлопай в ладоши», «Дотронься до носа» и т.п. Если ребенок этого не делает, начинаем формировать этот навык.

Устанавливаем зрительный контакт. Сложно, но можно. Подкрепляем каждый раз, когда ребенок на нас смотрит. Как это сделать уже писала в статье "Ребенок не устанавливает зрительный контакт"

Как научить ребенка реагировать на свое имя, когда его зовут. Нам понадобится помощник. Зовем ребенка по имени, помощник подводит ребенка к нам, поощряем ребенка. Помощник не должен вести ребенка за ручку или идти рядом, он находится за ребенком, направляя ребенка, чтобы у него (ребенка) создавалось впечатление самостоятельной реакции. 5-6 раз полная помощь ребенку (может и больше раз понадобится, все зависит от ребенка), затем ждем самостоятельной реакции пару секунд и если она произошла подкрепляем, если нет, то помощник направляет и так же подкрепляем.

То же самое при указывании на члена семьи, животного или привлекательных предметов, спрашиваем, помощник на первых порах помогает, подкрепляем.

Чтобы навык не был механическим, меняемся местами с помощником. Критерий усвоения навыка: ребенок, показывает поведение в трех разных местах с тремя разными людьми.

Учим понимать речь. На примере «Похлопай в ладоши». Даем инструкцию «похлопай» помощник с сзади ребенка берет его руки и хлопает, подкрепляем (даем поощрение). Доводим до самостоятельной реакции. Ребенок сделал 3 правильных реакции подряд – «похлопай» - похлопал – подкрепление. Даем инструкцию «Руки вверх» - помощник помогает. Снова до самостоятельных реакций. 3 самостоятельные реакции «Руки вверх», возвращаемся «Похлопай», ребенок сделал. Можно поиграть «Руки вверх» и «Похлопай», ребенок самостоятельно выполняет, можно учить другому моторному действию объединяя затем в игре с известными уже. Таким образом ребенок учится понимать то что ему говорят, прислушиваться, сосредотачиваться на говорящем человеке.

3. Эхо-реакции.

И последний важный навык, о котором поговорим в этой статье. То, что нас изначально интересует. Речь ребенка. Если ее нет, то естественно ребенок не сможет повторять за нами звуки, слоги и слова. Как же ее запустить.

Для начала надо проверить, а есть ли у ребенка имитативный навык? Может ли ребенок повторить за вами после инструкции «Сделай так!»? Ведь если этого навыка у вашего ребенка нет, даже логопед откажет в работе, так как логопеду важно чтобы ребенок мог повторить за ним.

Чему мы учим ребенка?

Движения крупной моторики, крупной моторики с предметами, мелкой моторики, мелкой моторики с предметами. По инструкции «Сделай так!», показываем «похлопать в ладоши», помощник помогает, подкрепляем. Доводим до самостоятельной реакции. Репертуар имитативный навыков очень широкий. Например, движения крупной моторики с предметами: пнуть мяч ногой; покатать машинку; поставить кубик на кубик; позвенеть маракасом; позвонить в колокольчик и т.д.

После того как ваш ребенок освоил большой репертуар имитативных навыков, у него появилась спонтанная имитация, мы спокойно можем перейти к артикуляционной имитации: широко открыть рот, как при произношении А; широко растянуть губы так, чтобы было видно зубы (заборчик); подуть; пощелкать зубами; провести языком по верхним зубам и т.д.

Ну и теперь можно приступить к эхо-реакции. Вы произносите звук, слог, ребенок за вами повторяет.

Очень хорошая стратегия «Поведенческий импульс, 3х1», когда мы показываем 3 моторных движения (это может быть крупная, мелкая моторика или движения с предметами), а затем произносим звук или слог. Детям нравится, и они с удовольствием начинают повторять звуки.

Надеюсь статья была полезна.