Верхушка Третьего Рейха имело очень четко понимание о том, как именно должна строить свою жизнь немецкая женщина: свою жизнь она должна была посветить служением мужу, материнству и ведению дома.
Именно это и заявил Гитлер выступая в 1934 году, перед Женской национал-социалистической организацией. Тогда же, вернули в обиход, забытое было выражение кайзера Вильгельма II: «Kinder, Küche, Kirche» («Дети, кухня, церковь»).
Все происходящее было легко объяснимо. Проигравшая в Первой мировой войне Германия остро нуждалась в новых, воспитанных в верной идеологии граждан. А значит, женщина должна была рожать и верно воспитывать детей.
Так что первым делом, как это обычно и бывает в подобных ситуациях, правительство взяло курс на "возвращение традиционных семейных ценностей и гендерным ролям".
Был принят закон о поощрении брака, который позволял молодожёнам взять государственный приличный кредит. После рождения каждого ребенка долг автоматически уменьшался, так что, рождение четверых детей полностью покрывало кредит.
К тому же правительство стало тщательно следить за нравственным обликом молодых женщин: им запрещалось пить, курить, вызывающе одеваться и краситься, были запрещены аборты. За отношение с иностранцем можно было попасть в тюрьму.
Однако все эти меры не принесли ожидаемого результата и тогда было принято решение открыть "школы невест", где из девушек планировали вырастить готовых рожать и воспитывать в нужной идеологии патриоток.
Сертификат невесты — путёвка в жизнь
В 1936 году открылась первая школа. Первыми ученицами новых школ стали девушки, которые хотели выйти замуж за членов СС, чуть позже в школы стали принимать тех, кто хотел выйти за офицера. К 1944 году школ было уже 32.
От идеальной нацистской жены требовалось многое: быть истиной арийкой, не иметь физических увечий и психических заболеваний, в том числе и у родственников. Девушка должна была быть, в идеальном варианте, светлокожей, голубоглазой или зеленоглазой блондинкой.
Курс обучения был шесть недель, в него включали обучение ведения дома, в том числе кулинарии, уходу за детьми и домашними животными. Много времени уделялось физической культуре. Девушкам вкладывали в головы, что они обязаны воспитывать детей в соответствии с нацистскими убеждениями и быть верными Гитлеру. Правда, окончить школу удавалось не всем: тем, кто не получил сертификат об окончании школы было запрещено выходить замуж.
При этом выбор у девушек был небольшой - сертификат об окончании школы невест был едва ли не единственной возможностью получить достойное место в жизни. К тому моменту образование для женщин было едва ли не запрещено, из "мужских" сфер, таких как здравоохранения, образования и юриспруденции женщин начали увольнять. Так что удачный брак с «образцовым немцем» оставался единственным шансом на обеспечение достойного уровня жизни. При этом невесты с сертификатами были нарасхват – брак с выпускницей такой школы считался престижным.
Да и пропаганда работала в нужном направлении: домашний труд женщины превозносился как почетный и уважаемый. Многодетных матерей отмечали специальной наградой «Почётный крест немецкой матери» трёх степеней (в зависимости от числа детей). Если женщина работала, а после замужества становилась домохозяйкой, ей выдавалась беспроцентная ссуда в размере 600 марок. На каждого ребенка платили пособие — около 30 марок в месяц. Многодетные семьи, в которых росли более 8 детей, получали дополнительное пособие — 500 марок в месяц. Благодаря этим мерам, рождаемость повышалась с впечатляющей скоростью: в 1934 году на свет появилось около миллиона детей, а в 1939 эта цифра превысила 1,5 миллиона.
Не замужем — работать!
С женщинами, которые не смогли окончить школу невест Третий рейх не церемонился: с 1939 года всех незамужних немок младше 25 лет обязали трудиться на благо страны и партии. И в основном это был тяжелый низкоквалифицированный физический труд. Это в лучшем случае в худшем, девушек отправляли в трудовые лагеря.