Найти в Дзене
газета "ИСТОКИ"

Сиамский фюрер

(Загадочный друг маршала Сталина)

В самой страшной войне человечества у Германии было много сателлитов, а вот у Японии, по сути, только один – Таиланд. Историю его участия в войне у нас знают слабо, а зря: это один из важных узелков победоносной стратегии сталинской дипломатии в тех невыносимо тяжких условиях. Таиланд (Сиам) представлял собой важное поле работы и тревоги для советской дипломатии и военной стратегии. Очень многое здесь держалось на личности «сиамского фюрера» Пибула Сон Грамма, основателя фашистского таиландского движения, типологически близкого Муссолини и Кемалю, Салазару и Хорти…

В первой мировой войне Сиам участвовал на стороне англичан. В 1920-е годы давление европейских держав на эту страну несколько ослабло, и только внутренняя нестабильность, провоцируемая возросшей динамичностью мировых процессов, привела в 1932 году к государственному перевороту, передавшему всю полноту власти парламенту. В 1935 году король Рама VII отрекся от престола, и королем стал Рама VIII (1935-1946). Но не с его именем, а с именем таиландского «дуче» Пибула Сон Грама связывают установление диктатуры в стране.

Если 20-е годы в мире торжествующе шагали разного рода коммунистические веяния, то в 30-е поднялась встречная волна разнообразного фашизма.

Уже с 1930-х годов в Сиаме как реакция раздражения на болтовню демократов стали усиливаться монархические и националистические настроения.

Будучи конституционной монархией с 1932 года, Таиланд политически развивался в контексте второй мировой войны в условиях японской дальневосточной агрессии.

В 1938 году в стране установилась «темнорубашечная» диктатура Пибула Сонгкрама, опирающегося на офицерскую касту милитаристов. Уже на следующий год грезящий об империалистических захватах Пибул Сонгкрам переименовывает страну в Муанг-Таи, что должно было, по мысли фашистов, символизировать отрыв от европоцентризма, возврат к собственным, азиатским корням и имперским амбициям «желтой расы».

З сентября 1939 года Сиам декларировал о нейтралитете в начавшейся второй мировой войне. Однако осенью 1940 года, после падения Франции в Европе, в Бангкоке (столица Сиама) решили, что пора, наконец, предъявить свои претензии на французский Индокитай.

Поначалу предполагалась ограничиться захватом правого берега реки Меконг. Но сиамцы явно не тянули на роль «азиатских немцев». К концу декабря локальные стычки переросли в полномасштабные военные действия по всей границе. И тогда для ослабления противника командующий военно-морскими силами Франции в Индокитае контр-адмирал Терро решил атаковать и по возможности разбить сиамский флот. Правда, рассчитывать он мог лишь на старый крейсер «Ламотт Пик» да несколько шлюпов и канонерок.

Тем не менее, Терро рискнул, и в середине января 1941 года небольшой отряд из крейсера и четырех канонерок вышел в море.

Рано утром 17 января 1941 г. французский разведывательный самолет обнаружил противника у острова Кочанг. Сиамские моряки вынуждены были открыть огонь, тем самым обнаружив себя. Французы незамеченными подошли ближе и в 6.14 внезапно открыли огонь по вынырнувшим из темноты трем сиамским миноносцам. Менее чем через час два из них затонули под огнем канонерок, а третий, «Трад», спасаясь бегством от преследующего его «Ламотт Пика», отступил за остров. Примерно в половине седьмого, когда вслед за убегающим «Традом» крейсер также обогнул остров, он неожиданно нос к носу встретился с обоими сиамскими броненосцами. Не долго думая, французы выпустили по ним три торпеды и продолжили преследование миноносца.

Пибун Сонгкрам
Пибун Сонгкрам

Как и ожидалось, одна из торпед все-таки поразила цель. «Шри Аюти» потряс сильнейший взрыв, но корабль остался на плаву. Для предотвращения распространения воды и опрокидывания командир был вынужден приткнуть корабль к мели в устье реки Чатхабури.

Сильно поврежденный «Трад» вскоре также был вынужден выброситься на берег, и «Ламотт Пик» занялся оставшимся броненосцем. В 6.45 примерно с расстояния 12 километров противники открыли огонь.

Вскоре к бою подключились и канонерки. Ожесточенная перестрелка продолжалась около получаса. Бой усложнялся тем, что приходилось проводить сложное маневрирование, чтобы стрелять по неприятелю в промежутки между островами. В 7.20 замолчал главный калибр «Донбури», и, сильно кренясь на правый борт, корабль отошел на мелководье.

В 7.50 «Ламотт Пик» сделал еще один торпедный залп по отходящему неприятелю и был вынужден прекратить преследование из-за отсутствия точных карт места боя. И вскоре французская эскадра без значительных повреждений с триумфом возвратилась в родной Сайгон.

«Донбури» же ушел недалеко: он сел на мель у острова Кочанг. В тот же день, правда, его удалось снять, и подошедший корабль снабжения взял его на буксир. Но, видя, что броненосец не спасти, в 13.40 командир приказал оставить корабль. Через три часа броненосец перевернулся и ушел на дно.

Потеря пяти боевых кораблей отрезвляюще подействовала на правящую верхушку, и 29 сентября Сиам запросил мира.

В рапорте контр-адмирала Терро об итоге битвы у Кочанга 17 января 1941 года было указано, что 11 января 1941 года около 11 часов утра французская эскадра возвратилась в Сайгон без значительных повреждений.

Япония активно «посредничала» в агрессии Таиланда и признавала права сиамского фюрера на значительную часть французской территории в Индокитае.

В декабре 1941 года фашистское правительство Таиланда заключило «Наступательный и оборонительный союз между Японией и Таи», который по духу и букве очень напоминал аналогичные договоры между Германией, с одной стороны, и Венгрией, Румынией, Болгарией – с другой. Японские военные части, по договору, были размещены на территории Таиланда.

Хроника этих событий была такова.

12 июня 1940 года между Сиамом с Англией и Францией подписаны пакты о ненападении. Однако 7 декабря 1941 года Япония настаивает на свободном проходе своих войск по территории Сиама для нападения на английские владения, но тайцы отказывают.

11 декабря 1941 года японцы развязывают войну, атакуя Перл Харбор, Филиппины и Сингапур. Естественно, в Таиланде власти оказались между двух огней: нужно было выбирать, с кем дружить дальше, ибо дружить со всеми не представлялось возможным.

Сон Грам был, как и Франко, осторожен. Симпатизируя японской военщине, он, тем не менее, сначала консультируется с Англией. Отчасти это было проверкой сил предполагаемого противника. Англия была взвешена и сочтена легкой…

Англичане войск для прикрытия Сиама не имели, и потому советовали тайцами самостоятельно противостоять Японии.

Осознав этот факт, Сон Грам соглашается на пропуск японских войск. Япония обещает уважать суверенитет и независимость Таиланда. Однако этим дело не ограничилось.

21 декабря 1941 года Япония и Сиам заключают альянс. Согласно ему, Сиам соглашается помочь Японии в войне против Англии и США, а Япония – помощь Сиаму в возращении утраченных ранее территорий.

антифранцузский митинг в Бангкоке в 1941 г.
антифранцузский митинг в Бангкоке в 1941 г.

Именно в этих условиях стремительного военного и политического сближения Японии и Таиланда маршал Сталин рассмотрел и благосклонно принял инициативу дипломатов по установлению дипломатических отношений между СССР и правительством Пибула Сон Грама.

Дипломатические отношения между Сиамом и Россией были прерваны после Октябрьской революции, и реакционные режимы Сиама очень долго не желали признавать СССР. И вдруг в разгар мировой войны – такая неожиданная инициатива по отношению к стране-агрессору!

Естественно, Сталин не питал к Пибулу Сон Граму и его банде штурмовиков симпатий, как не заблуждался и относительно их политической природы. Но в геополитическом раскладе будущего генералиссимуса знаки дружеской симпатии к главному союзнику агрессивной Японии могли помочь канализировать агрессию Империи восходящего солнца в сторону от СССР.

Сталин и его дипломаты надеялись, что установление дипломатических отношений и другие жесты вежливости сыграют не последнюю роль в косвенном влиянии союзника-сателлита на Токио.

Так оно и вышло. Естественно, Таиланд был не единственным фактором, склонившим Токио атаковать англичан и американцев, а не СССР; но он, снабжавший Японию железной рудой, вольфрамом, древесиной, а самое главное – стратегически необходимым и незаменимым каучуком, сыграл свою роль в самоопределении японской военщины.

Когда же японская военщина определилась и напала на страны Запада, в январе 1942 года, вскоре после Японии, в полном соответствии с договором, Таиланд объявил войну Англии и США. Восточные рубежи СССР были спасены. Тайские войска играли важную роль во время бирманского наступления, а их руководители по совокупности совершенных зверств и неоправданных жестокостей вполне заслужили определение «военных преступников».

Однако с юридической точки зрения дело было не так просто. Ведь 25 января 1942 года американские и английские самолеты сами впервые бомбили Бангкок, после чего Сиам, собственно, и объявил войну Англии и США, имея основания считать себя жертвой агрессии.

В 1943 году у сиамского фюрера Пибула появляется мощный конкурент – Приди Паномонг. Именно Паномонг организует движение сопротивления против японцев и их союзников в сотрудничестве с движением «Свободный Таиланд», созданным в Вашингтоне тайским послом.

Как и Муссолини, сиамский фюрер пал жертвой интриг королевского двора. Видя исход войны, правящая элита Таиланда в июле 1944 свергает правительство Пибула Сон Грама. Формально фюрер Сиама отправлен в отставку собственной же Национальной Ассамблеей.

Благодаря этому акту (параллельному по сути и времени свержению Маннергейма в Финляндии и Муссолини в Италии) в 1945 году Таиланд не потерял ни метра своей довоенной территории (его границы были приведены в полное соответствие с довоенными).

Сталин не настаивал на привлечении Пибула Сон Грама к Токийскому процессу над военными преступниками Азии.

Конечно, в советские годы нестандартный геополитический ход Сталина, в нужный момент «подружившегося» с «младшим братом» японского агрессора, чтобы надежнее замириться со «старшим», замалчивался по многим причинам. Это казалось «скабрезным» в рамках начетнической идеологии, это показывало проницательность Сталина – а ведь шла борьба с его культом, это, наконец, представлялось неважным перед лицом иных, более ярких и грандиозных, успехов.

15 августа 1945 года была закончена вторая мировая война. В Таиланде с 16 августа 1945 года с поддержкой Национальной Ассамблеи Приди Паномонгом оспорены объявления войны Англии и США.

Однако Пибул все еще оставался действующим политиком Таиланда, как и Франко в Испании. 1 сентября 1945 года премьер-министр Куанг удаляется, а новым премьером становится Сени Прамой, бывший посол в США.

Куанг создает Демократическую партию, первую политическую партию в Таиланде, близкую к консервативным и монархическим кругам.

1 января 1946 Сиам подписывает мирный договор с Англией и Индией, а в 1946 году возобновлены дипломатические отношения между Сиамом и Англией.

Однако дворцовые интриги не стихают: король Рама VIII был убит в 1946 г. 8 ноября 1947 года государственный переворот под руководством чернорубашечного полковника Сарит Танарата увенчался успехом, и 9 ноября была объявлена новая временная конституция.

Когда в 1947 году Пибул Сон Грам, счастливо избежавший судьбы повешенных японских генералов, путем переворота снова пришел к власти в Бангкоке (американцы надеялись на его солидный фашистский стаж по подавлению «опасно разрастающегося» демократического движения), генералиссимус Сталин не только не прервал дипломатических отношений с чернорубашечником, но и весьма активизировал их.

Куанг Апайвонг снова приглашен на должность премьер-министра, а фюрер Сиама Пибул Сон Грам стал главнокомандующим таиландской армией.

Однако «дружбой» назвать отношения Сталина и Пибула можно только в шутку. Естественно, идейно Пибул был бесконечно далек от страны советов, хотя и оказал ей некоторую геополитическую помощь в самый страшный год второй мировой войны.

В 1950 году реакционный, фашистский Таиланд послал войска в Корею по просьбе ООН для участия в Корейской войне на стороне Южной Кореи, а в 1951 году при попытке государственного переворота заговорщики из числа военно-морских офицеров похищают премьер-министра и министра обороны и организуют альтернативное правительство.

За этим случаем видели руку Пибула, мечтающего вернуть себе полноту власти. Этот случай, потерпевший неудачу, ослабил позиции Пибула.

Власть ушла тогда в руки более удачливых претендентов – генерала Сарит Танарата и его помощника генерала Пао.

В 1954 году Таиланд становится членом СЕАТО. Другими членами организации являются США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Филиппины. Штаб-квартирой СЕАТО становится Бангкок.

Пибул все еще сохраняет значительную власть, однако он «морально устарел». В мае 1957 года король Рама IX выражает свое недовольство Пибулом Сон Грамом за то, что последний не посетил церемонию празднования 2500-летия буддизма. Начинают возвращаться кадры компартии из-за границы. Формируются первые военные коммунистические отряды.

16 сентября 1957 года милитаристы под руководством Сарит Танарата отстраняют от власти маршала Пибула Сон Грама и генерала Пао. Пибул бежит через Камбоджу в Японию, где в 1964 г. умирает. Пао бежит в Швейцарию, где остается до своей смерти через несколько лет.

Что ж, жизнь и судьба Пибула, как и наши отношения с Таиландом, еще раз доказывают, что жизнь сложнее правил, а история делается не по схемам.

Об этом стоит помнить и сейчас.

А. ЛЕОНИДОВ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!