в статье рассмотрены особенности формирования цифровой экономики в России и ее влияния на тенденции оптимизации налогообложения малого бизнеса. Проанализирована роль малых предприятий, их доля в структуре экономики страны и рынка труда. Выделены основные направления совершенствования налоговой политики государства по отношению к развитию малого бизнеса. Проанализирована роль онлайн-кассы, как механизма оптимизации налоговой политики предприятий малых форм хозяйствования. Ключевые слова: налогообложение; малый бизнес; цифровая экономика; налоги; налоговая политика. На сегодняшний день наблюдается процесс перехода предпринимательских структур, рынков и отраслей к цифровой экономике, что связано, в первую очередь, с последствиями научно-технической революции и с созданием онлайн-бизнеса. Развитие цифровой экономики связано не только с прогрессом отрасли информационных технологий и инноваций, но и с совершенствованием предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса. В частности, происходит автоматизация процессов, минимизация затрат на лишний персонал и использование фриланса. Также, происходит облегчение процесса введения бухгалтерского и налогового учета. Заполнение декларации и подача отчетности в государственные органы становятся легче, что связано с развитием информатизации налогообложения малого бизнеса в России. Развитие цифровой экономики наблюдается практически во всех странах мира, включая Россию. В рамках государственной программы, правительство нашей страны преследует следующие цели перехода к цифровой экономике [6; 7]: - рост вовлеченности общества в деятельности цифровой экономики; - создание рыночной инфраструктуры, при которой будет развитие информационных технологий и взаимодействия субъектов цифровой экономики; - снижение издержек при взаимодействии следующих субъектов «граждан – государства – бизнеса»; - повышение уровня конкурентоспособности экономики. В связи с развитием цифровой экономики происходят изменения не только в рамках национальной экономики, рынков и отраслей, но и в рамках предпринимательских структур, которые приобрели следующую характеристику: - появление информационного фактора при производстве, ставшего необходимым видом ресурса; - увеличение затрат на производство товаров и услуг, рост себестоимости производства, поскольку информация и технологии имеют тенденцию возрастания своей цены и стоимости; - снижение размера транзакционных издержек за счет использования информационных технологий; - рост уровня значения трудовых и интеллектуальных ресурсов, необходимых при производстве и потреблении информационных ресурсов и технологий; - снижение уровня неопределенности и вероятности отсутствия верного прогноза/плана. На современном этапе социально–экономического развития страны наблюдаются следующие особенности малого предпринимательства как экономического института и социального явления [2]: - малый бизнес заполняет все ниши региональных рынков; - малый бизнес обеспечивает рост рыночной конкуренции; - стимулируется рост количества представителей среднего класса. В настоящее время вклад малого предпринимательства в формирование ВВП России составляет 21,5%, а доля занятых – 14,1% экономически активного населения (рисунок 1), что существенно ниже аналогичных показателей в других странах. Рис. 1. Доля МСП при формировании ВВП и рынка труда [2]. Среди вероятных проблем развития малого бизнеса в России, как институциональные, так и фундаментальные факторы, но основные трудности предпринимателей при развитии своего дела, и в целом, даже его обычной организации выступают административные барьеры, финансовая неопределенность и недостаточно эффективная политика поддержки малого предпринимательства. Большинство развитых стран используют различные механизмы поддержки и поощрения деятельности малого бизнеса. В целях содействия развитию малых и средних форм хозяйствования в России в 2007 22 50 53 54 55 14 54 49 46 78 0 20 40 60 80 100 Россия США ВБ Германия Япония Доля ВВП Доля занятых году был принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» [1]. Однако, одним из ключевых вопросов развития малого бизнеса в России является вопрос его налогообложения и налоговой политики. В связи с этим, формируются направления оптимизации налогообложения малых форм хозяйствования в условиях цифровой экономики. В современных условиях существует большое число проблем, которые говорят о недостатках российской системы налогообложения малых предприятий [4, 5]. Для решения этой проблемы можно эффективно использовать успешный опыт других стран, творчески его осмыслив и применяя с учетом характерных особенностей нашей страны. Также важно повышать уровень знаний самих предпринимателей в сфере налогообложения. Только при таких условиях российский малый бизнес сможет развиваться и быть конкурентоспособным. С точки зрения государственной налоговой политики можно предложить следующие рекомендации по устранению проблем налогообложения малого бизнеса [3, 4]: - совершенствование налогового законодательства для его упрощения и прозрачности малого бизнеса; - пересмотр условий предоставления налоговых льгот отечественным малым предпринимателям; - объединение отдельных налогов, которые имеют одну и ту же основу базы с целью упрощения налогового законодательства; - ужесточение налогового контроля за выполнением налоговых обязательств субъектов малого бизнеса; - установление налоговых льгот при реинвестиции прибыли компании для модернизации своего производства; - внедрение договорной системы налоговых льгот для предприятий, участвующих в государственно-частном партнерстве; - законодательное внедрение возможности получения налоговых каникул предприятиями, занимающимися инновационной деятельностью и вложением инвестиций в них. Важную роль в решении проблемы налогообложения малого бизнеса будет играть устранение административных барьеров и жесткого административного давления, что играет неположительную роль в формировании инвестиционного и налогового климата. Однако, существует второе направление оптимизации налогообложения малого бизнеса в России путем создания механизма и инструментов формирования прозрачности введения предпринимательской деятельности, что актуально в связи с развитием цифровой экономики. Речь идет о создании онлайн касс согласно Федеральному закону №54. Новый механизм максимально автоматизирует процесс применения кассы и формализует взаимодействие с Налоговой службой. Это снижает административную нагрузку на добросовестных налогоплательщиков за счет уменьшения количества контрольных мероприятий. Система онлайн-касс создает равные условия ведения бизнеса, при которых «нечестному» предприятию тяжелее получить преимущество за счет неуплаты налогов. Этому способствует и система гражданского контроля, когда любой потребитель может с помощью бесплатного мобильного приложения ФНС России проверить чек и практически в один клик направить в инспекцию жалобу [8]. Основными преимуществами для предпринимателей при использовании онлайн-касс выступают [9]: - отсутствие частых внеочередных проверок со стороны налоговой службы; - возможность зарегистрироваться через интернет за 15 минут; - обслуживание онлайн-кассы экономнее как по времени, так и по финансовым ресурсам; - контроль налоговой службой происходит через интернет. Таким образом, развитие цифровой экономики формирует новое пространство хозяйственной деятельности, где предприятия становятся прозрачнее, а контроль за ними со стороны налоговой службы проще и безопаснее. В связи с этим, происходит оптимизация налогообложения малого бизнеса, что снижает обязательные издержки предпринимателей на различные действия по формированию отчетности и подконтрольности государственным службам регулирования. Именно по этой причине, внедрение таких механизмов, как онлайн-кассы способно стимулировать развитие малых предприятий, формируя на их базе основу для роста национальной экономики Российской Федерации
ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
27 ноября 202127 ноя 2021
5
6 мин