Привет всем! Сегодня мы ответим на по настоящему важный вопрос, который, как мне кажется, волновал всех на протяжении долгих лет детства. Меня, по крайней мере, он интересовал. Но я вырос и получил специальность инженера по автотранспорту. Теперь я знаю ответ на него. Возможно в этом и был скрытый смысл получать образование.
Наверное у каждого осталось воспоминание о городском автобусе ЛиАЗ, которые в основном составляли парк городских автобусов в 90-е годы. Пучеглазый в простонародии или Луноход. Я из того поколения которое застало еще вот такие штуки, установленные внутри салона. Молодежи, наверное, не объяснишь что это такое и для чего нужно. У нас в городе компостеры были с кнопками, пользуясь которыми можно было сломать себе руку.
К сожалению, в мое время ими уже никто не пользовался ибо в городском автопарке моего города царил хаос.
Но довольно ностальгии, давайте ближе к сути. Луноход издавал очень специфический звук, который нельзя спутать вообще ни с чем. Так почему же именно этот автобус издавал такие звуки и почему другие автобусы их не производили?
Все дело в трансмиссии. ЛиАЗ-677 имеет очень специфическую, даже по нашим временам, разновидность коробки передач. Называется такой тип трансмиссии ГМП - гидромеханическая передача. Однако, эта коробка передач не была напрямую связана с двигателем. Она устанавливалась отдельно от двигателя прямо под полом пассажирского салона. От того внутри звук был намного лучше слышен. Кстати, коробки эти постоянно текли, что дико раздражало водителей.
Между коробкой передач и двигателем располагался карданный вал, который передавал крутящий момент от двигателя к ГМП. Он виден на фото выше. Особенностью конструкции такой трансмиссии является постоянный привод, который поступает от двигателя. То есть, карданный вал от двигателя к коробке передач вращается постоянно пока заведен двигатель.
Пока включена передача и автобус движется, карданный вал нагружен и никаких звуков не издает. Однако, когда автобус останавливается и выключает передачу, нагрузка с карданного вала снимается и проявляются все люфты в шлицевых соединениях кардана, подшипников и т.д. Карданный вал, по сути своей, это полая металлическая труба. Именно эта деталь и издавала странный звук, когда автобус стоял на остановке в ожидании пассажиров.
Со временем эти автобусы ушли на покой, унеся с собой целую эпоху из жизни многих людей. Наверное, предложи мне сейчас покататься на таком, я бы все же не отказался.