Классическое место работы уголовного следователя выглядит как комната ужасов. Полутемное помещение, по стенам которого развешаны страшные фотки расследуемых преступлений, самая жуть + портреты подозреваемых и свидетелей. И еще между ними нитки натянуты. Или стрелки нарисованы маркером. Такой образ нам преподносит любой голливудский фильм или сериал о работе полиции или ФБР. А в последнее время подражательствовать стали и российские киноделы: теперь и наши следаки в каждом втором криминальном боевике облепливают свои кабинеты, а то и домашние комнаты ужасом из папочек с делом.
Конечно, все это дичайшая дичь и неправда!
Короче всего этот важный аспект работы следствия сформулировал Глеб Жеглов в известном советском сериале "Место встречи изменить нельзя". "Ты у меня хоть один документ на столе прочитать смог?" - спрашивает он своего коллегу Шарапова. Тот отвечает, что не смог, потому что Жеглов всегда переворачивает документ, с которым работает, если кто-то входит в кабинет, а когда сам выходит из кабинета - всегда убирает все бумаги в сейф.
И это действительно самое главное: материалы следствия - тексты или фотографии - не должны быть доступны посторонним. А кабинет следователя это, вопреки ожиданиям, не мрачная келья затворника, а вполне себе проходной двор. За день там могут побывать несколько коллег из разных отделов (которые могут иметь свой интерес в расследуемом деле), пара-тройка свидетелей (которым показывать материалы следствия - вредить следствию), подозреваемый (ну, тут вообще без комментариев). А вечером придет уборщица, и ее психику тоже надо беречь. К тому же уборщица может просто смахнуть пару расклеенных по стенкам фоток и нарушить все замыслы по раскрытию преступления :) А если серьезно, любой посторонний, может эти фотографии или документы со стены взять. И мало того, что следователь получит взыскание за утерю документов - это может сказаться на результатах расследования или даже стать причиной появления новых преступлений и преступников. Мать знаменитого "новокузнецкого монстра" Александра Спесивцева работала как раз уборщицей в отделе милиции и приносила домой страшные фотографии из папок с делами, которые следователи не убирали в сейфы. Психика ребенка не выдержала, и результат - десятилетие ужаса, в котором жил целый город.
Я думаю, если бы следователи действительно каждый день пялились на подобные снимки, их бы психика тоже не выдерживала...
Точно так же не вывешиваются гигантские распечатки фотографий мест преступлений и подозреваемых при доведении материалов дела до, например, расширяемой команды, которая будет над ним работать. Новым сотрудникам просто раздают папки с документами и на словах, без кинопроекторов и прочих визуальных спецэффектов, объясняют, что к чему.
Тем не менее, штамп настолько врос в кинематографическую культуру, что буквально обязывает. Если посмотреть старые советские фильмы о работе следователей - то сцены в их кабинетах окажутся самыми скучными. Голые стены, голые столы, глухие шкафы и закрытые сейфы. А весь динамизм - только между следователем и допрашиваемым. Или коллегой. Зритель же хочет следить за историей не только на словах, но и глазами. И имеет на это право - в конце концов, ради него снимали кино. Поэтому постановщики идут на такое дичайшее допущение, как размазывание всего дела по рабочему пространству следственного кабинета или даже всего отдела.
Кстати, то же можно сказать и о работе некоторых экспертов. Самый известный из которых в кино - знаменитый Декстер, эксперт по брызгам крови. Все мы помним, какие великолепные инсталляции он устраивал из красных ниток на местах преступлений. И, конечно, ничего подобного настоящий эксперт делать бы не стал. Потому что, во-первых, таким образом он наглядно дал бы ознакомиться с важной для следствия информацией любому, кто оказался на месте преступления (а это часто тоже тот еще проходной двор). Во-вторых, дал бы возможность вмешаться в его работу: оборви незаметно несколько ниточек, и вот эксперт уже искажает выводы. Ну а в третьих, это просто занимает время и может испортить улики: ведь все эти стойки для ниток нужно таскать, а кнопки и скрепки для них - втыкать в разные поверхности, для втыкания не предназначенные. В реальности рабочими инструментами Декстера были бы, как это чаще всего бывает, ноутбук и собственная голова, а не мотки красной пряжи. Но картинка. Какая прекрасная получалась картинка!
И практический вывод: если вы оказались в кабинете следователя и видите там какие-то фотографии или тексты, связанные с преступлением - это не ошибка и не случайность. Скорее всего их разместили специально, чтобы вы их увидели - посмотреть на вашу реакцию. И если до этого вы, например, считали себя просто свидетелем, то с этого момента у вас есть серьезный повод подозревать, что под вас быстро и энергично копают.