Изначально, в Советском Союзе, а затем в Российской Федерации в отношении дизельного топлива действовал стандарт ГОСТ 305-82. В соответствии с ним, в зависимости от условий применения, устанавливались 3 марки дизельного топлива:
Л (летнее) – для использования при температуре окружающего воздуха О °С и выше. При этом в обозначении указывалась количество серы и температура вспышки (например, Л-0,2-40)
3 (зимнее) – для использования при температуре окружающего воздуха не ниже минус 20 °С (с температурой застывания топлива не выше минус 35 °С) либо не ниже минус 30 °С и выше (с температурой застывания топлива не выше минус 45 °С). В обозначении указывалась количество серы и температура застывания топлива (например, Л-0,2-35)
А (арктическое) – для использования эксплуатации при температуре окружающего воздуха до минус 50 °С. В обозначении также указывалось количество серы и температура застывания топлива (например, А-0,05-50)
Стоит отметить, что стандарт ГОСТ 305-82 уже давно не действует, однако старые обозначения дизельного топлива ещё иногда встречаются в запросах покупателей.
Качество европейского дизельного топлива, начиная с 1993 года определяется стандартом EN 590. Несмотря на то, что эти спецификации не являются обязательными, они соблюдаются всеми поставщиками топлива в Европе. Начиная с конца 1990-х годов, цетановое число, содержание серы и содержание биодизельного топлива FAME, также подпадают под действие данных экологических норм.
Развитие стандарта EN 590 происходило со следующими изменениями:
EN 590: 1993 - первая спецификация дизельного топлива ЕС. Он установил предел содержания серы в 0,2% и цетановое число 49 для дорожного и внедорожного дизельного топлива. Иногда обозначается как дизельное топливо стандарта Евро 1.
EN 590: 1996 - Этот стандарт отражает новый предел содержания серы в 500 частей на миллион. Цетановое число осталось на уровне 49. Иногда его называют дизельным топливом Евро 2.
EN 590: 1999 - Этот стандарт отражает требования к сере (350 ppm) и цетановому числу (51), указанные в Директиве 98/70 / EC (так называемое дизельное топливо Euro 3).
EN 590: 2004 - Пределы содержания серы 50 ppm (так называемый Euro 4) и 10 ppm (Euro 5) в соответствии с Директивой 2003/17 / EC. Содержание FAME 5%.
EN 590: 2009 - содержание FAME 7% в соответствии с Директивой 2009/30 / EC. Эта директива также устанавливает обязательные требования к биотопливу для нефтеперерабатывающих заводов и вводит ограничение в 10 ppm S для внедорожного топлива с 2011 года.
В Российской Федерации в настоящее время действует адаптированный межгосударственный стандарт EN 590:2009 - ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009)» Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия.» В соответствии с этим стандартом, исходя из условий применения, эксплуатационных характеристик и физико-химических свойств классифицируют летнее (Л), межсезонное (Е), зимнее (З) и арктическое (А) дизельное топливо.
В свою очередь дизельное топливо разделяют на сорта, в зависимости от предельной температуры фильтруемости, обозначаемые буквами от A до F:
А – предельная температура фильтруемости не выше 50С
B - не выше 00С
С – не выше -50С
D - не выше -100С
D - не выше -150С
D - не выше -200С
сорта А, В, С, D относят к летнему, а сорта E,F – к межсезонному,
а также классы для зимнего и арктического топлива, обозначаемые цифрами от 0 до 4:
При этом классы 0-3 относят к зимнему, в класс 4 – к арктическому.
В зависимости от экологического класса массовая доля серы не превышает:
- для К3 – не более 350,0 мг/кг,
- для К4 – не более 50 мг/кг,
- для К5 – не более 10 мг/кг.
В нормативных документах и при заказе топлива применяют условное обозначение состоящее из: - марки топлива (наименование, сорт или класс, экологический класс),
- обозначение (в скобках)
- обозначение стандарта.
В условном обозначении при заказе и в нормативных документах указывают марку дизельного топлива (включающую наименование, сорт/класс, экологический класс топлива), обозначение (указывают в скобках) и обозначение настоящего стандарта.
Таким образом обозначение состоит из групп знаков, разделенных дефисом (наименование-условие применения – экологический класс):
Например,
ДТ-Л-К5 – обозначает летнее, сорта A (B, C, D), экологического класса К5
ДТ-Е-К5 - межсезонное, сорта E (F), экологического класса К5
ДТ-З-К5 - зимнее, экологического класса К5
ДТ-A-К5 - арктическое, класса 4, экологического класса К5
Помимо ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009) в настоящее время также действует принятый более ранее ГОСТ Р 52368-2005 (EN 590:2009) Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия., определяющий национальные стандарты Российской Федерации на дизельное топливо ЕВРО, а также рекомендуемый для применения в странах Таможенного союза ТР ТС 013/2011 Технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту". Отметим, что условные обозначения дизельного топлива в приведенных стандартах унифицированы и приведены к единому виду.
Особо отметим что современная классификация дизельного топлива фактически использует только 2 параметра – массовое содержание серы и температуру применяемости. В то же время оно характеризуется значительным количеством показателей, определяющим его качество и сферу применения. Эти показатели производители указывают в паспортах качества. Для того чтобы разобраться в многообразии различных физико-химических параметрах топлива и выбрать наиболее подходящее топлива для нужного применения и с максимально эффективной ценой, следует обратится к квалифицированным специалистам. ООО «Топливная Компания МАКСОЙЛ» облает значительным опытом в области нефтепродуктов, имеет собственную высокотехнологичную лабораторию, квалифицированных специалистов и поможет Вам подобрать необходимое топливо для решения задач с максимальной эффективностью, качеством и надежностью при минимально возможной стоимости.