Парад 1 мая 1938 г. После колонны всадников на Красную площадь въезжают военные мотоциклисты. В то время это были новые войска, которые только начали формировать. Задачи у них были чем-то схожи с легкой кавалерией - разведка, диверсии, неожиданные и быстрые атаки, рейды в тылу врага.
Но к началу войны в новых мотоциклетных полках не хватало техники. В начале 40-х в СССР производили около 5 тыс. мотоциклов в год, а в германии - 200 тыс. Наставление для мотоциклетных войск появилось буквально за несколько дней до того, как гитлеровцы напали на Советский Союз. «Действия мотоциклетных подразделений должны быть дерзкими, инициативными, хитрыми, вводить в заблуждение и создавать панику в тылу врага» - эту фразу, как руководство к действию приняли бойцы Ивана Плевако, который командовал 20-м мотоциклетным полком.
С подразделением Плевако немцы встретились в Белоруссии в самом начале войны. Военные мотоциклисты получили у гитлеровцев прозвище «Болотные дьяволы». Они наносили атаки из самых топких и лесистых мест, где и пешему человеку пройти не просто, а после бесследно исчезали среди гиблых болот. прекрасное знание особенностей местности позволяло Плевако с легкостью уходить от погони, совершать фланговые атаки и уничтожать противника.
В свое подразделение Плевако набрал опытных бойцов и командиров, которые успели повоевать в Финляндии. В полку были автомобили, бронемашины, тягачи, минометы и противотанковые орудия. Но мотоциклов не хватало - всего около 20 машин с колясками. Тогда Плевако убедил командование призвать на службу жителей из соседних областей со своими мотоцклами. так в полку появились 50 крепких солдат на железных конях.
Полк Плевако был расположен в 100 км. от Бреста, в населенном пункте Дрогичин. Расположение полка оказалось удачным, ведь он не попал в окружение наступающих немецких частей. 23 июня в полк прибыл командующий 4-й армией генерал-майор Александр Коробков. Он поручил создать рубеж обороны возле Дрогичина и как минимум на двое суток задержать гитлеровцев. Нужно было выиграть время, чтобы вывезти оружие со складов НКВД. Они находились на расположенной неподалеку станции.
Это был приказ на грани невозможного. В распоряжении Плевако было всего 1500 человек, включая сотрудников милиции и бойцов истребительных частей. Против них была многочисленная армия группы «Центр». На западной окраине Дрогичина солдаты начали рыть окопы. К 24 июня окопы были отрыты, установлены пулеметы и артиллерийские орудия. В полдень 24 июня состоялось первое столкновение бойцов Ивана Плевако с врагом.
Красноармейцы подкараулили немецких разведчиков-велосипедистов, взяли в плен связиста и положили двух мотоциклистов, которые бросились на помощь сослуживцам. Вечером завязался серьезный бой. На рубеже обороны красноармейцы подбили несколько легких танков. Немцы, которые рассчитывали взять город без боя, не ожидали такого решительного отпора и не решились наступать ночью без поддержки тяжелой артиллерии и авиации.
Утром немецкие гаубицы стали расстреливать позиции мотострелкового полка, а самолеты сбрасывать бомбы. Но к этому моменту советских бойцов там уже не было. Ночью Плевако увел своих бойцов на другой рубеж, который был в 5 км. и заранее подготовлен инженерными частями к обороне.
Немцы решили, что красноармейцы бросили Дрогичин и без опаски зашли в город. Разведчики доложили, что советских солдат там нет. Лошади-тяжеловозы тащили пушки, колонна приблизилась к городской площади. Внезапно со всех сторон застрочили пулеметы Максим - оказалось, что это засада. В тот день немецкие солдаты в первый раз попали под плотный огонь.
Неожиданная засада бойцов Плевако посеяла в рядах гитлеровцев настоящую панику. Командующие танковыми группами писали в штаб армии, что им противостоит стрелковый корпус, то есть десятки тысяч солдат. Сообщения напуганных генералов позже обнаружили в захваченном немецком архиве.
Мотоциклисты Плевако действовали как партизаны - скрытно, неожиданно, быстро. Они нападали на немцев несколько раз в день, взрывали склады, минировали дороги и железнодорожные пути, устраивали засады на небольшие отряды. Такие нападения сильно замедлили продвижение южного фланга группы армии «Центр», ведь немецким офицерам и солдатам за каждым деревом мерещился «болотный дьявол». Они шли вперед очень осторожно, внимательно изучая каждый километр пути.
В середине июля боевые мотоциклисты стали кавалеристами. Солдат и технику передали 121 кавалерийскому полку. К этому моменту большая часть мотоциклов вышла из строя, а массовое производство двухколесных машин для фронта было переналажено лишь в 1942 г. Командовать кавалерийским полком назначили Ивана Плевако. У него был большой опыт управления конными подразделениями.
В дальнейшем полк вел оборонительные бои а Белоруссии, Смоленской области и под Москвой. Иван Плевако дослужился до подполковника. На последней сохранившейся фотографии его грудь украшают два ордена - «Красного знамени» «Красной звезды». Командир «Болотных дьяволов» погиб летом 1942 г. под Вязьмой.
Наш Telegram канал: https://t.me/joinchat/VFwrfBZgfHUfQldh