В нашем мире все циклично. Это касается и кризисов. Экономика не в состоянии быть всегда на спаде или подъеме. Взлеты и падения неизбежны, пусть и бывают более либо менее выраженными. Получается, что без кризисов обойтись нельзя. Это плохая новость. Но есть и хорошая: зная, что придет спад, почему бы не подготовиться к встрече, минимизировав тем самым последствия для своего бизнеса.
Надеяться на лучшее, готовясь к худшему
Наверное, многие скажут, что стратегия, когда приходится ждать чего-то плохого, автоматически проигрышная. Зачем так жить и как вести бизнес в таких условиях? Как ставить глобальные цели, если знаешь, что все придет к упадку? Очень просто! Главное не забывать, что после кризисов наступает пора возможностей, вот к ней и готовьтесь во всеоружии.
Если многие компании пришли в себя после жесточайших ограничений, которые пришлось пережить из-за пандемии и продолжать работать, то почему бы не поверить, что все возможно?
Шаги, которые помогут вам пережить кризис
Давайте посмотрим, что конкретно вы в состоянии предпринять для того, чтобы ваш бизнес выстоял в смутные времена и вернулся еще сильнее, чем был раньше.
- Держите руку на пульсе. У любого события есть новостной фон и предпосылки. Да, верить всем слухам подряд - это не лучшее решение. Однако, относясь внимательно к происходящему вокруг и прислушиваясь к мнению грамотных экспертов, вполне вероятно получить преимущество по сравнению с менее внимательными конкурентами.
- Старайтесь предвидеть. Откажитесь от ненужных расходов, которые в кризис обернутся дополнительными финансовыми проблемами. Предусмотрите, как бороться с тем, что, возможно, возникнут перебои у поставщиков. Клиенты не смогут постоянно наращивать спрос. Заранее определите стратегию, как вы будете работать в новых условиях.
- Создайте подушку безопасности. Наличные, а также варианты того, как получить деньги в случае острой необходимости избавят вас от перспективы попадания в долги. Когда средства необходимы срочно, обстоятельства давят, а запасов нет, человек склонен совершать глупые поступки, которые в будущем будут стоить очень дорого. Во всех смыслах.
- Диалог с банками и акционерами. Обстоятельства могут измениться в любой момент и гарантий никто не даст, но все же будет полезным заранее обговорить с банками перспективу открытия кредитных линий, а с акционерами - планы по финансированию. Это даст понимание хотя бы на первое время и для формирования базовых шагов стратегии.
- Оптимизируйте штат. Это неприятный, но необходимый процесс, который позволит выжить всей компании. Кризисные времена не лучший момент для работы с дорогими сотрудниками, от услуг которых реально отказаться. Если не провести оптимизацию, то, рано или поздно, придется попрощаться со всем штатом.
- Откажитесь от необязательных капитальных инвестиций. Делать это важно с умом, не останавливая ключевые проекты. Но то, что не только сомнительно, но и принесет дополнительные расходы в будущем, лучше устранить.
- Настройтесь играть в долгую. Не стоит оценивать кризисный период, как что-то крайне временное. Иногда компании, даже выполняя правильную подготовку, просто не рассчитывают, насколько затянется спад. Намного лучше, если кризис закончится раньше, чем вы ожидали, чем наоборот.
- В кризисе ваша сила. И это важно понять. В условиях агрессивной среды происходит не только гибель компаний. Сильные учатся находить новые возможности и открывать для себя новые рынки. Так происходит всегда, и очередной спад - это не исключение.
Помните, что после дождя появляется радуга. А после упадка начинается подъем. Когда все закончится, вы окажетесь на новом, более чистом и благоприятном рынке. И, если вам удалось подготовиться и пережить не лучшие времена, то в благоприятных условиях, рост практически неизбежен.