Одаренные дети. Что же это за дети? Вроде дети как дети, или что-то не
так? И как можно распознать такого ребенка?
Одаренный, значит, наделенный каким-то даром. А какой именно дар
у этого ребенка, выявлять задача педагога. В детском саду педагоги наблюдают за малышами. Именно, наблюдение помогает выявить способности и интересы дошкольников.
Работа по выявлению одаренных детей проводится на занятиях. На занятиях педагог видит ребенка, заинтересованного той или иной деятельностью, будь это художественное творчество, конструирование или другие виды. Задача педагога продолжить развивать в ребенке его заинтересованность, способность к этой деятельности. Педагог и сам должен быть всесторонне развит, ведь обучая детей, мы должны развивать его любознательность, и вместе с детьми и сами растем, и развиваемся. Очень удачно вписался в систему дошкольного образования метод проектирования. Благодаря ему, мы узнали, что есть дети в группе, которые, несмотря на свой юный возраст, обладают умением рассуждать и доказывать свою точку зрения. Изучая проект «Антарктида» мы с интересом слушали рассказы и интересную информацию, которые ребенок посмотрел по телевизору или прочитали ему его родители. Более того этот ребенок показал нам фантастический уровень знаний географии. С ним мы участвовали в конкурсах и на олимпиадах. Это придало ему стимул, в дальнейшем заниматься любимым делом.
Как же можно выявить одаренного ребенка еще? Утренники и мероприятия, проводимые в детском саду, способствуют выявлению ребенка с артистическими способностями. Такой ребенок не может усидеть на месте,чтобы не показать себя, он легко запоминает тексты и стихотворения, старается показать, как он красиво может танцевать, любит декламировать перед публикой. У таких детей богатый словарный запас для их возраста, они легко вводят в свою речь новые слова, и умело этим пользуются.
Одаренный ребенок зачастую знает многое о событиях и проблемах, о
которых его сверстники не думают и даже не догадываются. Легко и непринужденно может общаться со взрослыми на темы, несвойственные для его возраста. Он решает задачи, которые требуют умственного усилия и выдает нередко оригинальные пути решения. Такой ребенок постоянно в поиске ответов на все интересующие его вопросы.
Как же организовать работу в детском саду? У таких детей очень развито чувство превосходства. Для них и других детей нужно проводить интеллектуальные, творческие конкурсы, викторины, олимпиады. Одним из главных факторов, влияющих на развитие ребенка, является его семья. Работа с родителями ведется в трех направлениях:
1. Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка.
2. Организация информационной среды для родителей:
– проводятся родительские собрания по теме одаренности у детей,
– педагогами проводятся практикумы, мастер-классы,
– создаются буклеты, стенды,
– проводится анкетирования,
– оформляются благодарственные письма, за активное участие в жизни
детского сада.
3. Совместная деятельность ребенка с родителями. Это и поделки и участие в различных конкурсах, проектах и т.д.
Для развития ребенка необходима не только адекватная оценка его сил и
возможностей, но даже немного завышенная, благодаря чему у него появится запас сил и уверенность при встрече с неудачами.
Самое главное – любить ребенка и принимать его таким, какой он есть:
радоваться его успехам, быть внимательным к его делам и поступкам, развивать его интересы, знания, давать ему возможность выбора, направляя его внимание. Атмосфера доброты, чуткости, внимательности необходима в развитии одаренного ребенка. В обратном случае, способности ребенка могут затихать, угасать из-за отсутствия интереса.
Модели и практики организации работы с одаренными детьми дошкольного возраста
25 февраля 202325 фев 2023
27
3 мин