Идея создания шрафбатов в годы Великой Отечественной войны была не нова. Штрафные части были в британской, германской, финской армиях. В РККА по распоряжению Троцкого они стали формироваться с лета 1918 года.
Первые месяцы Отечественной войны были тяжелейшими. Немало наблюдалось случаев паникерства и дезертирства. Командиры часто реагировали самым жестким образом, вплоть до самосуда. Так продолжалось до 1942 года, когда провинившихся стали отправлять под трибунал. Штрафная часть стала альтернативой расстрелу, когда вину можно было «смыть кровью».
Направлялись в эти соединения военнослужащие за различные повинности: уличенные во вредительстве и саботаже, небрежно относящиеся к вооружению и технике, симулировавшие болезни, занимавшиеся членовредительством. За трусость в бою, за пьянство, за невыполнение приказа, самоволку, драку, оскорбление начальства…
С 1942 года в шрафбаты стали отправлять и работников тыла. Например, относившихся к своим обязанностям бездушно и бюрократически. Или за повторное опоздание на работу более, чем на 20 минут, что приравнивалось к прогулу. Были в штрафбатах и зеки, где-то их было немного, где-то они составляли большинство. Воры, уголовники-рецидивисты, бандиты, дезертиры…
В отношении подчиненных офицеры вели себя в основном уважительно. Получить пулю в бою никто не хотел. Но тот же командир имел право добавить срок пребывания в роте, а за совершение тяжкого преступления - расстрелять. Воевали заключенные в целом добросовестно, за месяц штрафбата могли списать до четырех лет тюрьмы, за два месяца до семи лет, три месяца до десяти лет. Желание реабилитироваться было большим. Конечно, не все штрафники рвались в бой. Таких бойцов командир и замполит подгоняли оружием.
Среди штрафников были командиры бригад, командиры полков, помощники начштабов дивизии, комбаты, командиры рот, командиры эскадрильи, начальники погранзастав, командиры взводов, особисты… Все они воевали в качестве рядовых. Бывшие офицеры имели право на прежние должности по ранению или отбытию срока.
Конечно, и вероятность погибнуть в штрафбате была в 3 - 6 раз больше, чем в других подразделениях. Эти части бросали на самые тяжелые участки фронта. Поэтому и снабжали достаточным количеством оружия и боеприпасов, часто самым передовым оружием, которое ещё не дошло до гвардейских частей. Кормили и одевали хорошо. Но большой разницы между штрафными и обычными стрелковыми ротами не было. И те, и другие назначались в разведку боем, на прорыв обороны противника или вставали на пути его наступления.
Из проштрафившихся летчиков, например, уклонявшихся от воздушного боя, самовольно покинувших часть, формировали штрафные эскадрильи. Отправлять их в обычный штрафбат было нецелесообразно, слишком много времени приходилось на подготовку новых кадров. Но, после случаев перехода советских летчиков на сторону врага, их стали отправлять в обычные штрафные части.
Командовали штрафбатами строевые офицеры, чистые перед законом. Им полагались дополнительные льготы. Либо командиром становился штрафник, искупивший вину.
Наказание снималось по первому ранению. Редко, по отбытию срока. Никого не направляли в штрафбат повторно.
Штрафники никогда не жили в населенных пунктах. Только в поле, в траншеях или землянках. В штрафбатах не было партийной или комсомольской организации. Также их никогда не сопровождали заградотряды. Не направляли в штрафные части политических заключенных, несмотря на то, что многие из них рвались на фронт защищать Родину.
За годы войны в нашей армии действовали свыше 60 штрафных батальонов и более 1000 штрафных рот. По сравнению с действующей армией, их численность была мала. Например, в 1944 году в армии было 6, 4 миллиона человек, в штрафбатах – около 143 тысяч. Но умалять роль штрафников в приближении Победы тоже неправильно.