Публикация разделена на две части: в первой рассматривается вариант АВС-анализа; во второй XYZ-анализа.
Мы все знаем, что АВС- анализ основан на правиле Парето:
20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата.
Но всегда ли на практике выполняется такое правило?
Для того, чтобы изучить товарный ассортимент и определить рейтинг товаров по конкретным критериям, применяется ABC-анализ.
Определение той части ассортимента, которая по итогам проведённого анализа обеспечивает максимальный эффект, является смыслом проведения ABC-анализа.
Показателями для анализа обычно являются Объём продаж(количество) и Прибыль.
Учитываем правило, что метод строится по принципу классификации анализируемых ресурсов по трём группам :
А группа, которая обеспечивает 80% продаж/прибыли, и по принятым правилам составляет 15-20% от всего ассортимента;
В группа, которая обеспечивает 15% продаж/прибыли и по принятым правилам составляет 35-20% от всего ассортимента:
С группа: обеспечивает 5% продаж/прибыли и по принятым правилам составляет 50-60% от всех ресурсов
На практике, если ассортимент большой, то границы групп 80%-15%-5% чаще всего изменяются и могут устанавливаться индивидуально собственниками компании.
Какой показатель будет применится в АВС анализе – прибыль или валовые продажи – также, определяет собственник или руководитель компании. В каждом отдельном случае в компании всё зависит от того, какие поставлены цели в период проведения анализа.
Если собственники и руководители компании поставили цель увеличения рентабельности в ближайшие периоды, то правильнее всего провести анализ влияния позиций ассортимента на прибыль.
Если необходимо выявить список самых продаваемых товарах –в таком случае целесообразнее провести анализ продаж.
***
Мы проведём анализ продаж.
Для примера мы рассматриваем оптовую компанию, которая занимается реализацией продуктов питания.
В нашей книге, где производится расчёт, создаём лист и присваиваем ему наименование Ассортимент;
Также создадим листы:
АВС;
XYZ;
цели.
В листе Ассортимент содержится таблица, которую мы немного изменяем, выполняя следующие действия:
Активируем любую ячейку таблицы;
На вкладке Главная выбираем Форматировать как таблицу;
Выбираем вариант, который нам больше всего подходит.
В ячейке А1 таблицы 4.1. содержится формула
=СЕГОДНЯ()
Формула необходима, если мы сохраняем и распечатываем листы с информацией, которая может изменяться по периодам. Это необходимо для любых компаний, где до сих пор используется сохранение бумажных версий документов.
В таблице 4.2. показано, что в ячейке D2 находится формула суммирования выручки по всем позициям. У нас 297 наименований, но формула создана с учётом возможного увеличения количества анализируемых позиций.
=СУММ(D4:D10002)
Если в вашей компании не планируется существенного увеличения позиций, то можно ограничиться определённым числом, которое содержит последнюю позицию в таблице.
CTRI +A - выделили всю таблицу в листе Ассортимент;
Вставка, Сводная таблица, на новый лист;
Категория, Наименование размещаем в области СТРОК;
Выручка не нужна - определим её формулой по наименованиям;
Конструктор, Промежуточные итоги, Не показывать промежуточные итоги;
Макет отчёта, Повторять все подписи элементов.
Создаём лист и присваиваем ему имя АВС.
В строку 3 помещаем столбцы с такими наименованиями:
1) Дата,
2) Категория,
3) Наименование,
4) Выручка, млн.руб,
5) % от общей выручки,
6) % от общей выручки нарастающим итогом
***
Продолжение