Найти тему

ABC анализ.1. Часть 1.

Публикация разделена на две части: в первой рассматривается вариант АВС-анализа; во второй XYZ-анализа.

Мы все знаем, что АВС- анализ основан на правиле Парето:

20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата.

Но всегда ли на практике выполняется такое правило?

Для того, чтобы изучить товарный ассортимент и определить рейтинг товаров по конкретным критериям, применяется ABC-анализ.

Определение той части ассортимента, которая по итогам проведённого анализа обеспечивает максимальный эффект, является смыслом проведения ABC-анализа.

Показателями для анализа обычно являются Объём продаж(количество) и Прибыль.

Учитываем правило, что метод строится по принципу классификации анализируемых ресурсов по трём группам :

А группа, которая обеспечивает 80% продаж/прибыли, и по принятым правилам составляет 15-20% от всего ассортимента;

В группа, которая обеспечивает 15% продаж/прибыли и по принятым правилам составляет 35-20% от всего ассортимента:

С группа: обеспечивает 5% продаж/прибыли и по принятым правилам составляет 50-60% от всех ресурсов

На практике, если ассортимент большой, то границы групп 80%-15%-5% чаще всего изменяются и могут устанавливаться индивидуально собственниками компании.

Какой показатель будет применится в АВС анализе – прибыль или валовые продажи – также, определяет собственник или руководитель компании. В каждом отдельном случае в компании всё зависит от того, какие поставлены цели в период проведения анализа.

Если собственники и руководители компании поставили цель увеличения рентабельности в ближайшие периоды, то правильнее всего провести анализ влияния позиций ассортимента на прибыль.

Если необходимо выявить список самых продаваемых товарах –в таком случае целесообразнее провести анализ продаж.

***

Мы проведём анализ продаж.

Для примера мы рассматриваем оптовую компанию, которая занимается реализацией продуктов питания.

В нашей книге, где производится расчёт, создаём лист и присваиваем ему наименование Ассортимент;

Также создадим листы:

АВС;

XYZ;

цели.

В листе Ассортимент содержится таблица, которую мы немного изменяем, выполняя следующие действия:

Активируем любую ячейку таблицы;

На вкладке Главная выбираем Форматировать как таблицу;

Выбираем вариант, который нам больше всего подходит.

Таблица 4.1. Лист Ассортимент.
Таблица 4.1. Лист Ассортимент.

В ячейке А1 таблицы 4.1. содержится формула

=СЕГОДНЯ()

Формула необходима, если мы сохраняем и распечатываем листы с информацией, которая может изменяться по периодам. Это необходимо для любых компаний, где до сих пор используется сохранение бумажных версий документов.

Таблица 4.2. Лист Ассортимент. Формула суммирования (расположена вверху таблицы).
Таблица 4.2. Лист Ассортимент. Формула суммирования (расположена вверху таблицы).

В таблице 4.2. показано, что в ячейке D2 находится формула суммирования выручки по всем позициям. У нас 297 наименований, но формула создана с учётом возможного увеличения количества анализируемых позиций.

=СУММ(D4:D10002)

Если в вашей компании не планируется существенного увеличения позиций, то можно ограничиться определённым числом, которое содержит последнюю позицию в таблице.

CTRI +A - выделили всю таблицу в листе Ассортимент;

Вставка, Сводная таблица, на новый лист;

Категория, Наименование размещаем в области СТРОК;

Выручка не нужна - определим её формулой по наименованиям;

Конструктор, Промежуточные итоги, Не показывать промежуточные итоги;

Макет отчёта, Повторять все подписи элементов.

Создаём лист и присваиваем ему имя АВС.

В строку 3 помещаем столбцы с такими наименованиями:

1) Дата,

2) Категория,

3) Наименование,

4) Выручка, млн.руб,

5) % от общей выручки,

6) % от общей выручки нарастающим итогом

***

Продолжение

Это Содержание канала. Оно будет закреплено.
Управление ресурсами. Экономика и финансы. 9 августа 2023
Косвенный метод анализа движения денежных средств.
Управление ресурсами. Excel Плюс. Экономика и финансы. 9 октября 2023