В первых числах декабря 1917 г. в Мариинском дворце начал работу Высший совет народного хозяйства Российской социалистической республики. По одной из версий, идея его создания зародилась в центральном совете фабрично-заводских комитетов. Бухарин, Смирнов, Ларин предлагали ввести в правление ВСНХ представителей буржуазии, но предложение было отвергнуто. Большинство отказалось превращать экономический орган пролетариата в «бесплодную парламентскую говорильню» (?).
Кремлевский мечтатель
Перед ВСНХ стояли огромные задачи. В.И. Ульянов (Ленин), мечтая об укреплении могущества и независимости республики трудящихся, заявлял:
«Аппарату типа Высшего совета народного хозяйства суждено расти, развиваться и крепнуть, заполняя собой всю главнейшую деятельность организованного общества».
Однако ВСНХ был органом управления, не имевшим поначалу объекта управления. Точнее говоря, такой объект был, но находился в частных руках. Целые отрасли промышленности, крупные фабрики и заводы действовали в Российской империи к моменту ее политической смерти. Ими-то и задумали управлять новоявленные советские плановики.
Многообещающие переговоры
В декабре 1917 г. правительство Ленина начало переговоры с А.П. Мещерским – владельцем большой группы заводов транспортного машиностроения. Ленин считал, что у таких людей как Мещерский, имевших дело «с организацией производства и распределения для миллионов и десятков миллионов», нужно было учиться.
В этом глава Совнаркома был, безусловно, прав: большевики понятия не имели, как управлять производством и распределением. Всю жизнь их специализацией была подпольная работа, а прятаться годами от «охранки» - совсем не то, что нужно для управленческой работы государственного уровня.
Большевики предложили Мещерскому стать техническим руководителем государственно-капиталистического треста заводов транспортного машиностроения. До революции Мещерского – совладельца и директора-распорядителя Сормовского и Коломенского заводов – называли «русским Фордом».
«Архижулик»
Мещерский, видимо, понимал, что напрямую отказать Ленину было бы опрометчиво. Поэтому (или по какой-то другой причине) «русский Форд» представил Совнаркому несколько проектов создания треста, в которых он, как истинный частный предприниматель, постарался свести к минимуму роли государства в управлении предприятиями. Естественно, что большую части основного капитала он предполагал сохранить за собственниками.
Ознакомившись с проектами Мещерского, Ленин обозвал крупнейшего предпринимателя России «архижуликом» и выбросил его «прожекты» в мусорный ящик.
ГОМЗа
В апреле 1918 г. заводы транспортного машиностроения (Сормовский, Коломенский, Брянский и другие) были национализированы. На их базе возник социалистический трест Государственное объединение машиностроительных заводов (ГОМЗа).
В начале 1918 г. Советское государство присвоило себе разветвленную сеть синдиката Продамет, занимавшегося продажей металла, и стало широко использовать его местные и центральные органы для централизованного распределения металла.
Казус Козина – Чубаря
Напоследок приведу отрывок из биографии В.Я. Чубаря. Осенью 1918 г. на пленуме ВСНХ выступил Козин – один из руководителей Союза металлистов и стал критиковать работу отдела металла ВСНХ:
«Мы не можем мириться с таким положением» Союз металлистов принял решение отозвать своих представителей из отдела»
Слово взял Чубарь – на тот момент член Президиума ВСНХ РСФСР:
«Хорошо ли работает отдел металла ВСНХ? Скажем прямо: плохо работает! Это всем понятно».
Эпилог
Далее Чубарь красиво говорил о том, что у создателей диктатуры пролетариата нет «нянек, которые выработали бы за нас систему и план» и прочее в том же ораторском стиле. С самого начала любому здравомыслящему человеку было ясно, что государственное планирование всего и вся погубит экономику страны в короткие сроки и сделает е неконкурентоспособной.
Так, собственно, и получилось. Не то чтобы хозяйственная жизнь СССР замерла на месте, но первой экономикой мира по инновациям, по уровню удовлетворения потребительского спроса она никогда не была. Распределительная система поставила крест на частной инициативе «Мещерских», а вместо этого нужно было регулировать капитал налогами и ограничивать его аппетиты профсоюзами. Только не «приводными ремнями коммунизма», а настоящими, самоизбранными.
Дочитали текст до конца? Поставьте лайк и подпишитесь на канал "ИстПросвет", чтобы не пропустить новую статью
О неточностях и опечатках пишите автору