Найти в Дзене
КиноманИаК

"Звездный час" Микки Рурка: культовая "Бойцовая рыбка" (1983)

Любой список культового кино будет неполным без фильма, который вывел Микки Рурка в "звезды". И это не "9 с половиной недель", как можно было бы подумать. "Бойцовая рыбка" - это удивительное кино: лента провалилась в прокате, только усугубив финансовые проблемы Френсиса Форда Копполы, однако, в небольшой период времени стала по-настоящему культовой и на карьерах юных актеров, игравших в ней, никак не сказалась. Интересно даже то, что она утвердила Микки Рурка как будущую звезду, заслуживающую главные роли. До этого у будущего секс-символа были роли второго плана в лентах вроде "Забегаловки" или "Жара тела". Даже больше, именно тут появился уставший от жизни эгоист и манипулятор, чье амплуа так удачно окажется подходящим для Рурка. При этом, для самого Копполы этот фильм стал одним из триггеров, ускоривших его падение с голливудского Олимпа. Хотя основные проблемы ему принесли "Клуб Коттон" и "От всего сердца". Про последний фильм отдельно упомяну: вместе с "Разыскивающим" Фридкина и "Вратами рая" Чимино (где Рурк тоже мелькает) "От всего сердца" знаменовал в принципе закат авторской волны кино в Голливуде, после этих провалов продюсеры перестали давать творческую свободу режиссерам. А "От всего сердца" был как раз первым фильмом, который должен был недавно созданную киностудию Копполы Zoetrope вывести на достаточно серьезный уровень. Тем не менее, эти планы не удались, и Копполе пришлось перейти к постановке лент попроще: первыми стали "Изгои" по бестселлеру Сьюзан Хинтон, работая с которой, режиссер ознакомился с другим ее романом про young adult - речь как раз о "Бойцовой рыбке". Коппола так был восхищен этой книгой, что оперативно сделал киноадаптацию и поставил ленту. Сегодня вспомним об этом культовом фильме.

В небольшом городке на Среднем Западе в не совсем определенное время, чем-то напоминающее 50-е годы прошлого века живет главный герой по имени Расти Джеймс. Он еще не закончил школу, однако уже является главарем своей собственной банды. У героя есть козырь - его старший брат, которого называют Мотоциклистом, когда-то был грозой всего города и возглавлял свою банду, но в какой-то момент уехал из города и растворился во времени. Часть его авторитета перешла и на Расти, который как бесстрашный лидер, всегда готов в первых рядах пуститься во все тяжкие ради своих. Тем не менее, вся его банда состоит из сверстников, таких же школьников, у которых есть вполне насущные проблемы, вроде где подработать и сдать экзамены. Расти пасет полицейский, который мечтал поймать на месте преступления Мотоциклиста, но не смог, и теперь охотится за его младшим братом.

-2

Во время одной из стычек с противоборствующей группировкой появляется старший брат Расти - Мотоциклист, его имя мы так и не узнаем. Мотоциклист, сыгранный Рурком, является дальтоником (события фильма мы видим с его точки зрения), экспрессивно курит, не слезает с любимого байка и уже разочаровался в жизни, хотя всего на 5 лет старше своего брата. Хотя и нет понимания, где он был несколько лет, герой Рурка многое переосмыслил и более не желает иметь никакого дела с бандами. Он видит, как его брат совершает те же ошибки и боится, что его это приведет либо к гибели, либо к такому же разочарованию в жизни. Мотоциклист возвращается, чтобы спасти брата, а не себя, будто еще не завершил свое дело. Это возвращение меняет многие вещи: героя Рурка многие встречают с уважением и ожидают, что он вернется к своей деятельности (хотя Мотоциклист со всем завязал, как только местные банды начали связываться с продажей всяких веществ), но тот самый полицейский возобновляет свою охоту и переключает внимание на рурковского персонажа.

-3

Мотоциклист пытается донести до Расти, что не надо восторгаться его образом того прошлого, где герой Рурка был связан с криминалом, ни к чему хорошему это не приведет, однако герой Мэтта Диллона слишком восхищен прежним образом брата и никак не хочет принимать его новую ипостась. Расти считает, что все доносимые Мотоциклистом вещи - это лишь временное разочарование, все пройдет и герой Рурка снова превратится в того самого бесстрашного героя, которого боится весь город. Мотоциклист же медленными шагами, но доносит свою жизненную философию до брата, намекая, что уже пора взрослеть, а это ,в свою очередь, несет пересмотр многих ценностей и поиск себя уже в зрелом состоянии.

-4

Весь этот городок, все эти банды - это лишь засасывающее болото, которое полностью отнимает свободу. Словно "Человек бунтующий" из философии Камю, герой Рурка успевает вырваться и получить абсолютную свободу, а теперь к этому подталкивает и брата. Эпицентром всего становится зоомагазин, где продается та самая бойцовая рыбка, которой место на свободе в океане, а не в аквариуме. Вырваться из собственных оков означает обрести долгожданную свободу.

-5

Для проработки образа Мотоциклиста Коппола вручил Рурку несколько книг Альбера Камю, который не только их как следует проштудировал, но и воплотил в жизнь. Частично Рурк вложил часть своей души, и именно на этом фильме формируется его имидж самовлюбленного психопата, который разочаровался в жизни, но одновременно и смог ее постигнуть, обретя абсолютную свободу. Именно в этот образ влюбились зрители и потом эксплуатировали режиссеры. После этой ленты и последовали "9 с половиной недель", "Год дракона", "Красавчик Джонни" и многие другие именитые картины того периода, уже закрепившие за Рурком статус суперзвезды. Конечно, на фоне такой проработки своего героя Рурком, герой Диллона Расти Джеймс кажется второплановым персонажем, хотя тут у него и главная роль. Словно герою "Лихорадки субботнего вечера", до Расти все же доходит жизненная позиция брата и понимание, что необходимо взрослеть. Пусть и придется заплатить за это огромную цену, но бойцовая рыбка в итоге все же будет свободна.

-6

Конечно, хочется отметить плеяду игравших здесь актеров: это и Деннис Хоппер, и Крис Пенн, и Дайан Лейн, и Николас Кейдж. У них роли не самые большие, но словно фигуры на шахматной доске, каждый из них делает тонко выверенный ход, влияющий на развитие сюжета. Удивительно, но решивший работать с почти всей командой "Изгоев" Коппола прочувствовал оригинальный роман тоньше и сильнее, чем в случае с "Изгоями". Его кино - это четко выверенный оммаж как немецкому экспрессионизму, так и остросоциальным лентам 50-х. При этом, Коппола не стремится копировать манеру тех лет, скорее он пытается выделиться собственным авангардным стилем в операторской работе и монтаже (именно эти приемы вдохновили Годфри Редджио на создание продолжений его работы "Кояанискаци"). Отдельно стоит отметить саундтрек Стюарта Коупленда, соратника Стинга по группе The Police.

-7

Критикам фильм понравился, хотя авангардную составляющую приняли не все из них. В кинотеатрах фильм провалился, при бюджете в 10 миллионов собрать удалось 2,5 миллиона. Причем, студия Уорнер, которой понравились "Изгои", отказалась финансировать "Бойцовую рыбку", поэтому в этот раз продюсером выступила студия "Юниверсал". Как оказалось, чуйка Уорнеров не подвела: фильм не оправдал ожиданий в прокате, более того, лишь усугубил финансовые проблемы Копполы, которому до середины 90-х пришлось браться за самые разные проекты, чтобы отдать долги по ряду своих проектов, самым провальным из которых была лента "От всего сердца". Но есть кино, которое со временем пересматривается и находит свой путь к сердцу зрителя и заслуженное признание. Так и произошло с "Бойцовой рыбкой": в наши дни это заслуженно культовое кино, которое называют одним из лучших как в карьере Рурка, так и Копполы. В общем, в уютный свободный вечер, если хочется чего-то ностальгического и неординарного, вы знаете, что можно пересмотреть или увидеть впервые.

-8

Рекомендую к прочтению обзоры других культовых лент 80-х:

------------------------------------------------------------------------------------

Спасибо за внимание!

Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.