Ходит мнение, что более-менее серьезно обращать внимание на жанр фентези кинематографисты начали обращать внимание после грандиозного успеха трилогии "Властелин колец" Питера Джексона. Отдельные особенно оригинально мыслящие субъекты считают, что интерес к фентези появился только после появления "Игр престолов", которые побили рекорды по своим рейтингам на телевидении. Надо сказать, что, мягко говоря, они не особенно правы. К жанру фентези на протяжении всей истории кино присутствовал немалый интерес, но многое упиралось в технические возможности реализации, которые долгое время были ограничены. В 80-е годы, с появлением визуальных эффектов и успехом разных франшиз вроде "Звездных войн", жанр фентези пережил свой очередной ренессанс: вышли две части "Конана-варвара", "Легенда", "Уиллоу", "Принцесса-невеста", "Бесконечная история", "Мио, мой Мио" и многие другие прекрасные картины, заметно обогатившие жанр. Однако, среди них отдельным бриллиантом является картина создателя "Маппет-шоу" Джима Хенсона, известная во всем мире как "Лабиринт". Сегодня хочу вспомнить это прекрасное кино.
Для студии Lucasfilm, в активе которой были 2 большие франшизы "Звездные войны" и "Индиана Джонс" было принципиально важно найти новую историю, из которой можно было бы снять достойное кино и развить его в отдельном направлении. Поэтому Джордж Лукас как сам участвовал в создании различных идей, так и привлекал других перспективных кинематографистов. На телевидении уже на протяжении изрядного количества лет хитом было "Маппет-шоу", где почти все главные герои были говорящими куклами. Создатель этого телешоу Джим Хенсон считался настоящим талантом, тем более, что в перерывах между съемками шоу, он пытался реализоваться как полноценный режиссер, начав свои творческие поиски с короткометражек. Одна из них, "Отрезок времени", даже получила номинацию на "Оскар". А вышедший в 1979 году полнометражный фильм про Маппетов стал большим хитом, почти в 8 раз окупив свой бюджет. Сиквел "Большое кукольное путешествие" был менее успешен, но это не остановило Джорджа Лукаса: Хенсон получил предложение, от которого нельзя было отказаться, Лукас старался не экономить ради результата.
Хенсон вместе с иллюстратором Брайаном Фраудом накидал 90-страничную сказку про девочку, которая оказалась в волшебной стране и противостоит королю гоблинов Джарету. первый вариант сценария написал один из участников Монти Пайтона Терри Джонс. Далее сценарий прошел через руки десятка сценаристов, среди которых были Элейн Мэй и детский писатель Дэннис Ли. С последним Хенсон сделал упор на образе короля гоблинов Джарета, который должен был максимально отличаться от предполагаемого образа, став высоким блондином с безумной прической. Дуэт решил, что сыграть Джарета должен кто-то из рок-звезд, в топ-3 попали Боуи, Стинг и Майкл Джексон (хотя он и поп-звезда все-таки). Однако, явным лидером оказался Боуи. Исполнителю Space oddity предложили сценарий, и Боуи он очень понравился. Однако, экстравагантный певец предложил идею, чтобы его герой еще и пел в кадре, что было воспринято с энтузиазмом.
Но если с исполнителем роли Джарета вопрос решился быстро, то на роль главной героини Сары Уильямс долго не могли никого подобрать, возрастная планка была 18-20 лет. Лишь когда ее решили снизить на пару лет, на кастинг пришла Дженнифер Коннелли, у которой в активе уже была роль в "Однажды в Америке", и она всех покорила. На картину выделили 25 миллионов долларов, Джордж Лукас выступил ее продюсером. Лента вышла в прокат 27 июня 1986 года.
Главная героиня Сара Уильямс живет в семье с отцом, мачехой и их недавно рожденным сыном. Поскольку постоянные просьбы посидеть с младшим сводным братом раздражают Сару и мешают ей вести свою жизнь как хочется, в какой-то момент героиня не сдерживается и в сердцах просит, чтобы ее брата утащили гоблины. К ее ужасу, это происходит в ту же ночь. Испуганная Сара видит перед собой прекрасного и эпатажного короля гоблинов Джарета, который говорит, что исполнил ее желание. В отчаянии Сара пытается изменить ситуацию, однако, Джарет, питающий к героине определенные чувства, решает дать ей шанс и переносит в свою страну. У Сары есть 13 часов, чтобы добраться до замка Джарета, после чего ее брат превратится в гоблина и никогда не вернется. За это время Сара сумеет переосмыслить свои взгляды и с помощью новообретенных друзей спасти ситуацию.
Надо сказать, что хотя структурно сюжет повторяет "Волшебника из страны Оз" (или "Волшебника изумрудного города", кому как нравится), это вполне самостоятельная и даже самобытная история. У каждого персонажа здесь есть своя проработка, а мораль пусть и стара как мир, но раскрывает идею, что важно внутреннее содержание каждого, а не внешность или иные атрибуты.
Прекрасная Дженнифер Коннелли отлично справляется со своей ролью, демонстрируя то упрямого ребенка, то смелую и взрослеющую девушку, которой не чуждо самопожертвование ради другого, если это придется. Но настоящий король экрана, безусловно, Дэвид Боуи. Его герой - это настоящая рок-звезда фентезийного мира, у которого есть несколько сцен - настоящих музыкальных номеров. При этом, черствый внешне, но эмоциональный и склонный к любви, его герой чувствует странную тягу к Саре, которая, по сути, является его врагом. Музыкальная составляющая - это отдельная похвала фильму. Песни вроде Magic dance и великолепного As the world falls down, придают повествованию пусть и некой условности происходящего, но наполненной романтической отчужденностью, которая обречена из-за антагонизма главных героев, но не менее чувственная от этого.
Отдельной похвалы заслуживает работа художника-постановщика. Фентезийный мир здесь проработан до мелочей, у зрителя возникает настоящий эффект присутствия, причем декорации для этой картины были реально возведены на мощностях британской студии «Elstree Studios». А сам замок гоблинов вдохновлен литографией Мориса Эшера "Относительность".
Причем, в фильме сделана первая попытка реалистичной анимации при помощи визуальных эффектов и она сработана на хорошем для тех лет уровне. Однако, самих визуальных эффектов тут немного, основу тут составляют отлично сделанные декорации и анимированные куклы, которые выглядят по-настоящему впечатляюще даже в наши дни. Джим Хенсон как будто вложил весь свой опыт в эту картину, к сожалению, ставшую его "лебединой песней" (спустя 4 года Хенсон уйдет из жизни от стрептококковой инфекции, так и не успев снять новых фильмов).
Хотя фильм вышел в разгар летнего сезона, зрители особого интереса не проявили: при бюджете в 25 миллионов фильм собрал всего 12 миллионов долларов, став кассовым разочарованием. Критики тоже были не в восторге, которые открыто писали, что не понимают, для какой аудитории сделан этот фильм: для взрослых он слишком наивен и прямолинеен, а детей некоторые сцены могут просто напугать. Фильм получил пару номинаций на BAFTA и Сатурн за спецэффекты и работу художника, но ничего не выиграл. Тем не менее, прокат в мире продолжался больше года и картина смогла наскрести еще 20 миллионов долларов по разным данным. Далее фильм вышел на видео и тут его ждала совсем иная судьба.
За небольшой промежуток времени после выхода на VHS фильм стал суперхитом, а уже спустя 5-6 лет стал считаться культовым. Этот успех, пусть и запоздалый, постарались развить: студия Марвел начала выпускать по нему комиксы, выпустили разные новеллизации, даже японскую мангу. Лента реально стала объектом культа, вполне заслуженно.
В настоящее время идут разговоры о запуске либо продолжения, либо создания римейка, даже вроде как к разработке привлечен Скотт Дерриксон, режиссер "Синистера" и "Доктора Стренджа", однако, реальных шагов к созданию пока нет. Да и учитывая качество современных продолжений / перезапусков, вряд ли это сильно огорчит зрителей, любящих оригинальный фильм.
Советую к прочтению обзор на прекрасную "Бесконечную историю":
Также не пройдите мимо обзора на "Фокус-покус":
А кто любит обзоры позабористее - мой разнос новой "Русалочки":
------------------------------------------------------------------------------------
Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.