Конечно, Залмана Кинга сложно назвать известнейшим классиком мирового кино, однако, нельзя игнорировать тот факт, что в 80-е он сумел создать ряд картин, которые определенно повлияли на жанр и стали этапными. Его работы представляют собой смесь психологической драмы и софткорной эротики, и это за короткий период времени определило "режиссерский" почерк Залмана Кинга. При этом, самое интересное, что единственным настоящим хитом по кассе были "9 1/2 недель", в которых Залман был сценаристом и участие в создании этой ленты предопределило его дальнейшее развитие как режиссера. Ни одна из его режиссерских работ не может похвастать ни высокими рейтингами критиков, ни впечатляющими кассовыми сборами. Но это не помешало ему обрести своего зрителя, а некоторым картинам стать настоящей классикой спустя годы. Сегодня предлагаю поговорить о знаковой работе Кинга - вышедшей 1989 году картине "Дикая орхидея".
Отмечу, что элемент фантазии всегда ярко выражен в фильмах Залмана Кинга. Это яркая и чувственная фантазия, с которой, как правило, и начинается действие. Этот элемент особенно важен в творчестве самого Залмана Кинга, так как он рано женился и никогда не был замечен в каких-либо громких историях с хождением налево. Однако, фантазия режиссера работала на полную. Как правило, можно даже выделить "вселенную Залмана Кинга", где есть определенные типажи и законы действия.
Все эти типажи и законы настолько часто кочевали из одной картины в другую, что их условно можно назвать "залманизмами". Подробный разбор этих "залманизмов" уже делал раньше, в рецензии на "Слияние двух лун". Однако, не могу не отметить, что они ярко проявляются и в "Дикой орхидее": тот же соблазнительный главный герой, который больше ищет для себя жертву, которой можно манипулировать, тот же женский персонаж, который либо не имеет большого жизненного опыта, либо переживает травмирующее действие вроде развода и не понимает, как жить дальше. Из-за чего быстро попадает в сети альфы-манипулятора, который сначала играется со своей "жертвой", а потом начинает испытывать определенные чувства. Но "Дикая орхидея" интересна другим: здесь нет четко построенного сюжета, это скорее некий поток чувственного сознания на фоне потрясающих южно-американских пейзажей.
Сюжет ленты не страдает особыми сценарными изысками: молодая девушка по имени Эмили получает работу в юридической фирме, и ее через несколько дней отправляют в командировку в Бразилию под присмотром одной из начальниц фирмы - Клаудии Деннис, дамы деловитой и хваткой. Буквально в первый же день Клаудия сливается под предлогом важных дел, оставляя Эмили разбираться со сделкой по покупке коммерческой недвижимости (отеля). В рамках этой сделки Эмили попадает на ужин со странным миллионером Джеймсом Уилером, который вроде проявляет больше, чем просто рабочий интерес.
Уилер вовлекает Эмили в череду разнообразных событий, которые так или иначе связаны с соблазном. Будь то зажигательная бразильская вечеринка или поездка в лимузине с богатой замужней парой, которая никак не может наладить свою сексуальную жизнь. Все эти танцы, драки, даже секс замужней пары в машине при посторонних постепенно разжигают чувственность Эмили, однако, Уилер не похоже, что заинтересован в соблазнении главной героини. Ему гораздо интереснее манипулировать другими и разжигать в них страсти, при этом, себя Джеймс не считает способным на чувства из-за своей сложной жизни. Но все же даже желая не испытывать чувств, происходит ровно обратное, из-за чего и Джеймс, и Эмили понимают и себя, и друг друга.
Конечно, описанная мотивация Уилера смотрится, откровенно говоря, странно: у зрителя создается впечатление, что он либо импотент, либо любитель куколдизма. По сути, только финальные сцены дают объяснение его поведению. Правда, и о мотивации Клаудии тоже станет кое-что известно, но, как уже и упоминал, прописанный сюжет в этой ленте - это условность. Тут нет четкой структуры, присутствует примерная канва и четко выписанные типажи, которые действуют по определенным законам "вселенной Залмана Кинга".
Идет ли это в минус фильму? Скорее нет, чем да. Залман Кинг никогда не стремился создавать множество различных сюжетов, хотя даже тут он слишком размыт. Однако, здесь на первый план выходит чувственная атмосферность и некоторая эротичность, сюжет отходит на глубокий второй план. Фильм демонстрирует раскрытие чувственности главной героини и сделано это в виде потока сознания, в котором много экзотических и эротических образов. Картина способна пленить зрителя чудесными тропическими видами Бразилии, чувственной музыкой, прекрасно пленительными актерами, которые здесь очень органичны. Конечно, Кэрри Отис - не актриса, но ее молодость и сексуальность вкупе с невероятным обаянием Микки Рурка создают невероятную химию между главными героями.
Даже та самая сцена страстного воссоединения главных героев, когда все чувства оказались открыты, по мнению ряда источников, снималась по-настоящему. Конечно, и Рурк, и Отис это отрицали, однако, сам Залман Кинг напрямую намекал, что актеры отыграли по-настоящему и по максимуму. Косвенно это подтверждается возникшими проблемами на пост-монтажной стадии, когда рейтинговая комиссия MPAA хотела присвоить фильму рейтинг X, что равносильно ленте с порнографическим содержанием. Конечно, это бы негативно сказалось на коммерческом потенциале, поэтому картину порезали, избавившись от наиболее "горячих" сцен, что в итоге привело к присвоению рейтинга R.
Однако, внесу небольшую ложку дегтя. Хотя Микки Рурк и Кэрри Отис отыграли великолепно и даже поженились по итогам съемок в этой картине, уже видно, что у обоих актеров были некоторые проблемы. У Отис, любившей по "модельной" привычке баловаться запрещенными веществами, сформировалась к тому времени сильная зависимость, ну а Рурк просто не просыхал от алкоголя, почувствовав себя на вершине мира. Поскольку он уже был звездой к тому времени, то почувствовал себя вправе не учить сценарии, импровизировать по ходу и вносить свои личные "хотелки" в образ персонажа. Поэтому Уилер одевается как рокер и катается на мотоциклах, отображая самого Рурка тех лет. Совместная жизнь у пары не задалась, причем после проблем с карьерой и желания избавиться от зависимостей. Возможно, что и яркая химия, перешедшая в страстную любовь между актерами, тоже была некой фантазией, смутной дымкой, которая все же рассеялась.
Как это было обычно для режиссерской работы Залмана Кинга, фильм не понравился критикам, его разнесли основательно, выдав лишь 1/10 положительных рецензий. В прокате лента хитом не стала, при бюджете 7 миллионов долларов собрала всего лишь 11 миллионов в мировом прокате. Однако, со временем обрела популярность на видео и сейчас у зрителей вызывает гораздо больше положительных эмоций. Не факт, что фильм может понравиться по сюжету, но он точно возьмет своей атмосферностью и легкой эротической наэлектризованностью.
Рекомендую к прочтению обзор картины "Слияние двух лун":
А также обзор картины "Связь" - дебюта братьев Вачовски:
Не забываем про треш-обзор "Русалочки":
------------------------------------------------------------------------------------
Спасибо за внимание!
Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.