Найти тему
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. На службе Империи. Корвет «Рында»

Оглавление

Корвет «Рында». Худ. В.В. Игнациус. 1889г. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.
Корвет «Рында». Худ. В.В. Игнациус. 1889г. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.

В середине 80-х годов 19-го века Российский Императорский флот пополнили два однотипных корвета «Витязь» и «Рында», первые русские бронепалубные крейсера и первые крейсера I ранга по новой классификации 1892 года. Это были корабли, которые несли на себе отпечаток переходной эпохи, когда технический прогресс создавал новые классы кораблей, а со стапелей сходили образцы, причудливо сочетающие в себе черты старого и нового. Наиболее прославлен корвет «Витязь», главным образом благодаря своему командиру-Степану Осиповичу Макарову, превратившему заурядный корабль в научно-исследовательский центр мирового значения. Но «Рынде», зато, выпала более длинная и,по-своему, интересная биография. Если «Витязь» посвятил себя служению науке, то «Рында» скромно и добросовестно служил империи.

О создании кораблей и судьбе «Витязя»-здесь:

Рында
Рында

«Рында» (с 8 мая 1917 года «Освободитель»). Общество франко-русских заводов, Галерный Островок, С.-Петербург. Заложен 13 октября 1883 года, спущен на воду 18 июня 1885 года, вступил в строй в 1886 году. 1 февраля 1892 г. переклассифицирован в крейсер 1-го ранга. Прошел капитальный ремонт в 1905 году. С 24 марта 1906 года. учебное судно. С 8 мая 1917 года посыльное судно. С мая 1918 года находился в Кронштадтском порту на хранении. 12 мая 1922 года выделен к передаче Комгосфондов для демонтажа и реализации, но продолжал оставаться в распоряжении РККФ. 29 июня 1926 года сдан «Рудметаллторгу» и 18 августа 1926 г. исключен из списков судов флота. Затем длительное время эксплуатировался на Неве в акватории Ленинградского морского торгового порта в качестве несамоходной наливной баржи.

Водоизмещение нормальное 3508 тонн ( 3537 тонн), проектное 2950 тонн. Длина 79,4. Ширина 13,72 м. Осадка 5,0/6,07 м.
Бронирование- броневая палуба 37-38 мм
Двигатели-1 горизонтальная паровая машина типа «компаунд», 10 цилиндрических котлов, 3000 индикаторных л. с. Движитель 1 винт. Скорость хода 14,4 узла. Площадь парусов 1670 кв. м. Запас угля 470/500 тонн. Дальность плавания 3200 морских миль, 2400 миль на 10 узлах. Экипаж 396 человек.
Вооружение- 10 × 152-мм/28, 4 × 87-мм 4-фн пушки обр. 1867 г, 10 × 47-мм револьверных пушек(или 8-37-мм митральез). Минно-торпедное вооружение- Три надводных 381-мм торпедных аппарата (6 торпед).

После модернизации-4 х 1 - 152мм/25 обр 1877 г., 4 х 1 - 87мм/21 обр 1877 г., 2 х 1 - 47мм/40 Гочкиса, 6 х 5 - 37мм/17 Гочкиса, 1 - 381 мм ТТ (нос)

Вооружение на 1900—1909 годы- 4—6дм/ 28-дм пушки обр 1877 г.,, 2—75мм/50-мм, 2—4-фн обр. 1877 г., 2-47мм, 6-37мм револьверных, 1-2,5-дм пушка Барановского. 1 носовой 38-см торпедный аппарат.

1901 год - снято 2 х 1 - 87мм/21; установлено 4 х 5ств. - 37мм/17 Hotchkiss, 3 - 381 ТТ

На 1905 год- вооружение состояло из 4 х 1 - 75мм/48 Canet, 4 х 1 - 47мм/40 Hotchkiss, 2 х 1 - 7,6 мм/94

На 1913 год- 4—75мм/50-мм пушки, 4— 47мм, торпедный аппарат снят.

Добавьте описание
Добавьте описание

Однотипный корвет «Рында» прослужил в несколько раз дольше «Витязя», но с харизматичным командиром ему не повезло. В первый поход на Дальний Восток корвет отправился почти одновременно с систершипом и вернулся вместе с ним.

В 1888 году его посылали в Австралию, в Сидней, на торжества в честь 100-летия этой английской колонии. Командовал корветом капитан 1-го ранга Ф. К. Авелан, а офицерский состав был на зависть большим броненосцам- лейтенанты князь М. С. Путятин и граф Н. М. Толстой, мичманы Великий князь Александр Михайлович и граф М. А. Апраксин. Кроме того, в состав команды входили представители известных русских морских династий Эбелингов, Лангов, Тыртовых, Шателенов и Кульстремов. Практически яхта для «золотой молодежи». По итогам визита русские моряки составили детальное экономическое, военно-стратегическое и гидрографическое описание австралийского Ньюкасла с его шахтами. В Сиднее 26 января в честь юбилея все форты и корабли, включая русский корвет, произвели "салют наций" из 21 залпа.

“Мы приветствуем в водах Порт-Джексона, великолепный корабль “Рында”, мы приветствуем доблестных моряков, которые плавают под голубым крестом Святого Андрея. И мы особенно приветствуем, хотя и не имеем право делать это официально, высокого гостя, близкого родственника Его Величества Царя. Хотя мы и не имеем права оказать ему официальный прием, наши сердца оказывают ему истинно царский прием”. Лорд Кэррингтон, губернатор Нового Южного Уэльса.

Однако, случилось и ЧП. В ночь на 3 марта с корабля бежал торпедный машинист I статьи Иван Егоров, человек хорошего поведения, имевший жену и детей. Причиной побега стало увлечение местной женщиной. Ночью она прислала к корвету шлюпку за ним. Дальнейшая его судьба осталась неизвестной.

6 марта «Рында» покинул Мельбурн. Затем он посетил Новую Зеландию и острова Фиджи, Самоа, София, Уалан.

По опыту эксплуатации корпус корабля был признан переоблегченным и в ходе ремонта был усилен.

Практически одновременно с систершипом корвет, пардон, с 1 февраля 1892 года уже крейсер I ранга, отправился во второй поход на Дальний Восток (1892-1896).

В 1892 году «Рында» вместе с крейсерами «Дмитрий Донской» и «Генерал-Адмирал» представлял Российскую империю на морских торжествах в Нью-Йорке в честь 400-летия открытия Колумбом Америки.

Крейсер "Рында" во время парада в Нью-Йоркской гавани, посвященного 400-летию открытия Америки, 27 апреля 1893 года
Крейсер "Рында" во время парада в Нью-Йоркской гавани, посвященного 400-летию открытия Америки, 27 апреля 1893 года

В октябре 1893 года крейсер в составе русской эскадры посетил Тулон в дружественной Франции.

Прибытие русской эскадры в Тулон 1(13) октября 1893 года 
художник Поль Жобер (Jobert, Paul 1863-1942) Франция
Прибытие русской эскадры в Тулон 1(13) октября 1893 года художник Поль Жобер (Jobert, Paul 1863-1942) Франция

На совещании адмиралов 20 марта 1895 года «Рында» был признан "не имеющим серьезного боевого значения". Наиболее категоричен был вице-адмирал К.П. Пилкин-"все наши существующие броненосные крейсера - кроме только "Рюрика" и "России"... теперь уже не соответствуют своему назначению, почему и следовало бы не считать их крейсерами".

В 1905 году крейсер прошел капремонт и 24 марта 1906 года устаревший корабль переклассифицировали в учебное судно Морского корпуса «Рында», с 4 марта 1906 по 3 сентября 1907 года им командовал капитан-лейтенант М. В. Иванов, будущий первый советский адмирал. Сменил его, кстати, капитан 1-го ранга А. А. Хоменко (1907-1910), будущий вице-адмирал и белоэмигрант. Вооружение учебного судна состояло из четырех 152-мм L/28, двух 87-мм и двух 11-фнт орудий, а также десяти 37-мм митральез и четырех 381-мм ТА (затем 4-152-мм L/28, 2-75-мм, 2-47-мм, 6-37-мм орудий, 1-381-мм курсовой ТА).

В начале 1909 года рассматривалось предложение о переоборудовании корабля в транспорт для миноносцев (плавучий склад снарядов, торпед и мин), а, возможно, и в минный заградитель. Генерал-майор А.Н. Крылов 29 января 1909 года затребовал чертежи и 12 февраля получил их. Но каких-то действий не последовало.

С 1911 года корабль стал опытовым судном, на нем установили экспериментальную дизельную силовую установку.

После февральской революции старорежимное название сменили 8 мая 1917 года на революционное «Освободитель» и определили в посыльные суда. В мае 1918 года судно сдано в порт на хранение, а 12 мая 1922 года выделен к передаче Комгосфондов для демонтажа и реализации. Но фактически судно оставалось в распоряжении РККФ.

Лишь 29 июня 1926 года судно было сдано «Рудметаллторгу» и 18 августа 1926 года исключено из списков флота. Затем корабль длительное время эксплуатировался на Неве в акватории Ленинградского морского торгового порта в качестве несамоходной наливной баржи.

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Рында на Большом Кронштадтском рейде
Рында на Большом Кронштадтском рейде
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Корвет Рында на рейде Чифу. Апрель 1895 г.
Корвет Рында на рейде Чифу. Апрель 1895 г.
Добавьте описание
Добавьте описание
Rynda_in_Sydney_1888
Rynda_in_Sydney_1888
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
-24
Командир корабля капитан 1-го ранга Ф. К. Авелан
Командир корабля капитан 1-го ранга Ф. К. Авелан
1892
1892
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
Добавьте описание
Добавьте описание
-35
-36
-37
-38
Русские моряки участвуют в шлюпочной гонке 1892.  США.
Русские моряки участвуют в шлюпочной гонке 1892. США.
-40
-41
-42
Корабль покидает США 1892
Корабль покидает США 1892

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
-46
-47
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

На корвете Рында во время установки противоминных сетей
На корвете Рында во время установки противоминных сетей
на учебном судне Рында  во время построения при награждении адмиралом Н.О. Эссеном английских подводников
на учебном судне Рында во время построения при награждении адмиралом Н.О. Эссеном английских подводников

Больше, лучше и подробнее здесь:

Добавьте описание
Добавьте описание

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам