В середине 80-х годов 19-го века Российский Императорский флот пополнили два однотипных корвета «Витязь» и «Рында», первые русские бронепалубные крейсера и первые крейсера I ранга по новой классификации 1892 года. Это были корабли, которые несли на себе отпечаток переходной эпохи, когда технический прогресс создавал новые классы кораблей, а со стапелей сходили образцы, причудливо сочетающие в себе черты старого и нового. Наиболее прославлен корвет «Витязь», главным образом благодаря своему командиру-Степану Осиповичу Макарову, превратившему заурядный корабль в научно-исследовательский центр мирового значения. Но «Рынде», зато, выпала более длинная и,по-своему, интересная биография. Если «Витязь» посвятил себя служению науке, то «Рында» скромно и добросовестно служил империи.
О создании кораблей и судьбе «Витязя»-здесь:
«Рында» (с 8 мая 1917 года «Освободитель»). Общество франко-русских заводов, Галерный Островок, С.-Петербург. Заложен 13 октября 1883 года, спущен на воду 18 июня 1885 года, вступил в строй в 1886 году. 1 февраля 1892 г. переклассифицирован в крейсер 1-го ранга. Прошел капитальный ремонт в 1905 году. С 24 марта 1906 года. учебное судно. С 8 мая 1917 года посыльное судно. С мая 1918 года находился в Кронштадтском порту на хранении. 12 мая 1922 года выделен к передаче Комгосфондов для демонтажа и реализации, но продолжал оставаться в распоряжении РККФ. 29 июня 1926 года сдан «Рудметаллторгу» и 18 августа 1926 г. исключен из списков судов флота. Затем длительное время эксплуатировался на Неве в акватории Ленинградского морского торгового порта в качестве несамоходной наливной баржи.
Водоизмещение нормальное 3508 тонн ( 3537 тонн), проектное 2950 тонн. Длина 79,4. Ширина 13,72 м. Осадка 5,0/6,07 м.
Бронирование- броневая палуба 37-38 мм
Двигатели-1 горизонтальная паровая машина типа «компаунд», 10 цилиндрических котлов, 3000 индикаторных л. с. Движитель 1 винт. Скорость хода 14,4 узла. Площадь парусов 1670 кв. м. Запас угля 470/500 тонн. Дальность плавания 3200 морских миль, 2400 миль на 10 узлах. Экипаж 396 человек.
Вооружение- 10 × 152-мм/28, 4 × 87-мм 4-фн пушки обр. 1867 г, 10 × 47-мм револьверных пушек(или 8-37-мм митральез). Минно-торпедное вооружение- Три надводных 381-мм торпедных аппарата (6 торпед).
После модернизации-4 х 1 - 152мм/25 обр 1877 г., 4 х 1 - 87мм/21 обр 1877 г., 2 х 1 - 47мм/40 Гочкиса, 6 х 5 - 37мм/17 Гочкиса, 1 - 381 мм ТТ (нос)
Вооружение на 1900—1909 годы- 4—6дм/ 28-дм пушки обр 1877 г.,, 2—75мм/50-мм, 2—4-фн обр. 1877 г., 2-47мм, 6-37мм револьверных, 1-2,5-дм пушка Барановского. 1 носовой 38-см торпедный аппарат.
1901 год - снято 2 х 1 - 87мм/21; установлено 4 х 5ств. - 37мм/17 Hotchkiss, 3 - 381 ТТ
На 1905 год- вооружение состояло из 4 х 1 - 75мм/48 Canet, 4 х 1 - 47мм/40 Hotchkiss, 2 х 1 - 7,6 мм/94
На 1913 год- 4—75мм/50-мм пушки, 4— 47мм, торпедный аппарат снят.
Однотипный корвет «Рында» прослужил в несколько раз дольше «Витязя», но с харизматичным командиром ему не повезло. В первый поход на Дальний Восток корвет отправился почти одновременно с систершипом и вернулся вместе с ним.
В 1888 году его посылали в Австралию, в Сидней, на торжества в честь 100-летия этой английской колонии. Командовал корветом капитан 1-го ранга Ф. К. Авелан, а офицерский состав был на зависть большим броненосцам- лейтенанты князь М. С. Путятин и граф Н. М. Толстой, мичманы Великий князь Александр Михайлович и граф М. А. Апраксин. Кроме того, в состав команды входили представители известных русских морских династий Эбелингов, Лангов, Тыртовых, Шателенов и Кульстремов. Практически яхта для «золотой молодежи». По итогам визита русские моряки составили детальное экономическое, военно-стратегическое и гидрографическое описание австралийского Ньюкасла с его шахтами. В Сиднее 26 января в честь юбилея все форты и корабли, включая русский корвет, произвели "салют наций" из 21 залпа.
“Мы приветствуем в водах Порт-Джексона, великолепный корабль “Рында”, мы приветствуем доблестных моряков, которые плавают под голубым крестом Святого Андрея. И мы особенно приветствуем, хотя и не имеем право делать это официально, высокого гостя, близкого родственника Его Величества Царя. Хотя мы и не имеем права оказать ему официальный прием, наши сердца оказывают ему истинно царский прием”. Лорд Кэррингтон, губернатор Нового Южного Уэльса.
Однако, случилось и ЧП. В ночь на 3 марта с корабля бежал торпедный машинист I статьи Иван Егоров, человек хорошего поведения, имевший жену и детей. Причиной побега стало увлечение местной женщиной. Ночью она прислала к корвету шлюпку за ним. Дальнейшая его судьба осталась неизвестной.
6 марта «Рында» покинул Мельбурн. Затем он посетил Новую Зеландию и острова Фиджи, Самоа, София, Уалан.
По опыту эксплуатации корпус корабля был признан переоблегченным и в ходе ремонта был усилен.
Практически одновременно с систершипом корвет, пардон, с 1 февраля 1892 года уже крейсер I ранга, отправился во второй поход на Дальний Восток (1892-1896).
В 1892 году «Рында» вместе с крейсерами «Дмитрий Донской» и «Генерал-Адмирал» представлял Российскую империю на морских торжествах в Нью-Йорке в честь 400-летия открытия Колумбом Америки.
В октябре 1893 года крейсер в составе русской эскадры посетил Тулон в дружественной Франции.
На совещании адмиралов 20 марта 1895 года «Рында» был признан "не имеющим серьезного боевого значения". Наиболее категоричен был вице-адмирал К.П. Пилкин-"все наши существующие броненосные крейсера - кроме только "Рюрика" и "России"... теперь уже не соответствуют своему назначению, почему и следовало бы не считать их крейсерами".
В 1905 году крейсер прошел капремонт и 24 марта 1906 года устаревший корабль переклассифицировали в учебное судно Морского корпуса «Рында», с 4 марта 1906 по 3 сентября 1907 года им командовал капитан-лейтенант М. В. Иванов, будущий первый советский адмирал. Сменил его, кстати, капитан 1-го ранга А. А. Хоменко (1907-1910), будущий вице-адмирал и белоэмигрант. Вооружение учебного судна состояло из четырех 152-мм L/28, двух 87-мм и двух 11-фнт орудий, а также десяти 37-мм митральез и четырех 381-мм ТА (затем 4-152-мм L/28, 2-75-мм, 2-47-мм, 6-37-мм орудий, 1-381-мм курсовой ТА).
В начале 1909 года рассматривалось предложение о переоборудовании корабля в транспорт для миноносцев (плавучий склад снарядов, торпед и мин), а, возможно, и в минный заградитель. Генерал-майор А.Н. Крылов 29 января 1909 года затребовал чертежи и 12 февраля получил их. Но каких-то действий не последовало.
С 1911 года корабль стал опытовым судном, на нем установили экспериментальную дизельную силовую установку.
После февральской революции старорежимное название сменили 8 мая 1917 года на революционное «Освободитель» и определили в посыльные суда. В мае 1918 года судно сдано в порт на хранение, а 12 мая 1922 года выделен к передаче Комгосфондов для демонтажа и реализации. Но фактически судно оставалось в распоряжении РККФ.
Лишь 29 июня 1926 года судно было сдано «Рудметаллторгу» и 18 августа 1926 года исключено из списков флота. Затем корабль длительное время эксплуатировался на Неве в акватории Ленинградского морского торгового порта в качестве несамоходной наливной баржи.
Больше, лучше и подробнее здесь:
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам