Найти тему
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. На службе науки. «Витязь»

Оглавление

К 80-м годам 19-го века основу крейсерских сил Российского флота составляли с одной стороны броненосные крейсера, с другой малые небронированные крейсера клиперского и корветского классов. Приоритет имели броненосные крейсера. Устаревание кораблей корветского класса требовало постройки новых кораблей, предназначенных для разведки и посыльной службы в рамках выполнения 20-летней судостроительной программы 1881 года.

Подготовка этой программы проходила в эпоху всеобщих перемен. В мировом судостроении началась острая фаза "торпедной эйфории" и триумфального шествия доктрины французской "Молодой школы"; в России только что убили царя, Александра II Освободителя, с вступлением на престол Александра III был отправлен в отставку Генерал-адмирал Константин Николаевич и русский флот перешел в липкие руки "семи пудов августейшего мяса". Соответственно. сменился и управляющий морским ведомством, кабинет занял адмирал Иван Шестаков. Всё обещало быть по-новому.

В качестве основы для проекта новых крейсеров предполагалось взять серию клиперов, ведущих свою родословную от архангельских "Разбойников". Но в результате профессиональных дискуссий появилось понимание необходимости расширить требования к проекту. В итоге было решено работать над проектом "крейсера II ранга с мелкой артиллерией, со скоростью хода до 15 узлов и большим запасом топлива". МТК на заседании 10 июня 1882 года принял решение ориентироваться как на прототипы на новые крейсера, русский «Ярославль» («Память Меркурия»), греческий "Миаулис", оба французской постройки, и английский «Калипсо» с карапасной палубой над машинным отделением.

Техзадание ограничивало водоизмещение 2800 тонн. В качестве машины предлагалось использовать проект мощностью 3000 л.с. Вооружение планировалось довести до 10 152 мм орудий. Фаворитом на роль прототипа был английский «Калипсо» с использованием ряда решений «Ярославля» .

Однако неожиданно на рассмотрение был представлен еще один проект крейсера, поступивший от столь "любимого" уважаемым Федором Лисицыным отставного капитана 1 ранга Л.П. Семечкина. Проект был создан совместно с французским морским инженером П.К. Дюбюи (представителем Общества Франко-Русского завода в Петербурге).

Это был проект крейсера водоизмещением 2158 тонн, с паровой машиной 2400 л.с., скоростью 14,5 узла и скоростью экономического хода 13 узлов при мощности машины 2100 л.с., дальностью плавания в 9000 миль на 10 узлах и 14700 миль на 8,5 узлах. Его вооружение состояло из четырех 6-дюймовых орудий и шести 9-фунтовых. Авторитетный инженер Э.Е. Гуляев, после экспертизы проекта, оценил его как посредственный и с множеством ошибок в расчетах. Расчетные результаты были завышены примерно в 1,5 раза. Кроме того проект не предусматривал бронирования.

Тем не менее именно проект Семечкина-Дюбюи был утвержден. И совсем не по техническим причинам, как намекал в воспоминаниях академик Алексей Николаевич Крылов.

Заказ на строительство двух 2950-тонных крейсеров получило.....Общество Франко-Русского завода. 24 июня 1883 года был подписан контракт, согласно которому строительство корпуса одного корвета стоило 1,275 миллиона рублей, а паровая горизонтальная компаунд-машина еще 495 000 рублей.

Головной корабль заложили на заводской верфи на Галерном островке 16 августа 1883 года во фрегатском деревянном эллинге. Наблюдающим был назначен корабельный инженер капитан А.Б. Леонтьев (на его счету постройка "Петра Великого"), строителем- выдающийся инженер -кораблестроитель П.А. Титов.

В декабре (26 ноября ст. ст.) 1883 года крейсера получили имена «Витязь» (предыдущий корвет того же имени в 1882 году переименовали в «Скобелев») и «Рында».

Как и следовало ожидать, проект, столь быстро появившийся и быстро утвержденный, имел в себе некоторые проблемы, которые пришлось решать в ходе постройки.

Надо напомнить, что этот проект -ровесник армстронговской «Эсмеральды»(спущена на воду в 1883 году). Явно устаревающий на глазах проект требовалось постоянно дорабатывать.

По требованию управляющего Морским министерством И.А. Шестакова была установлена броневая палуба над котлами, машинами и крюйт-камерами толщиной 1,5-2 дюйма (38-50,8 мм). Это добавило 147 тонн к весу корпуса и 122 000 рублей к стоимости каждого корабля. Соответственно, запас топлива уменьшился до 450 тонн, их хватало на 2400 миль при скорости 11 узлов. Кроме того Шестаков настоял на применении горизонтальной машины вместо новой вертикальной, что значительно утяжелило корабль.

Кроме того было решено дополнить вооружение торпедными аппаратами, два бортовых у форштевня и два на палубе. Это добавило еще 30 тонн. Якорные цепи оказались слабыми и короткими, пришлось длину удвоить, а калибр звеньев увеличить с 31,7 до 50,8 мм, что обеспечило еще 23,5 тонны. Мало оказалось шлюпок, добавили еще три, на 17 тонн. К шести 152 мм пушкам добавили еще две, это 14,5 тонн, потом пушек стало уже 10. Правда, 107 мм орудия поменяли на 87 мм. Но это не сильно спасало ситуацию от перегруза.

Тогда сэкономили на боекомплекте- вместо 125 выстрелов на ствол оставили 84. Значительно удалось сэкономить на мачтах, применив стальные трубы вместо дерева (впервые в русском флоте), вес стал втрое меньше! Попытки играть с парусным вооружением завершились на уровне 1670 м2. Путем изменения конструкции удалось в итоге поднять штатный боекомплект почти до 100 зарядов на ствол. В целом перегрузку удалось, благодаря таланту Титова, довести до приемлемых 89,9 тонн.

Уже при достройке первую трубу сделали стационарной (она не влияла на управление парусами), а вторую оставили телескопической.

Крейсер в итоге представлял собой большой рангоутный крейсер со смешанной сталежелезной конструкцией корпуса, клиперным форштевнем и парусным вооружением барка. Подводная часть была обшита тиком и медными листами. По образцу британского прототипа («Калипсо») машинно-котельные отделения были защищены 37 мм броневой палубой. 152 мм орудия были размещены на верхней палубе, в том числе четыре-в спонсонах.

«Витязь» 17 сентября 1884 года получил нового командира. Вместо капитана 2-го ранга Н.Н. Ломена им стал капитан 1 ранга Степан Осипович Макаров. Благодаря ему при достройке корабля были внесены дополнительные изменения. Были усилены водонепроницаемые переборки, переделаны водонепроницаемые двери, доработаны вентиляционная и водоотливная системы, выделены специальные "боевые угольные ямы" возле топок, емкостью до 25 тонн, для возможности поддержания максимального хода в бою примерно на 8 часов. Для своего корвета Макаров спроектировал особый паровой катер с необычными обводами. Построенный в Кронштадте катер «Меч» давал более 17 узлов хода.

Предложение Макарова установить в носовой части корвета шестовую мину, к счастью, утверждено не было.

Спустили на воду головной корвет 23 октября 1884 года с водоизмещением 1159 тонн. Без проблем не обошлось. «Витязь» ударился пером руля о дно (эллинг 17 лет не использовался и состояние дна никто не контролировал), после отдачи второго якоря (первый оборвался), руль был потерян вместе с обломком ахтерштевня.

Комиссия нашла причину- некачественный металл ахтерштевня и отсутствие стопорных брусков для удержания руля в диаметральной плоскости и стопоров на головке баллера.

Ремонт потребовал несколько зимних месяцев. Был изготовлен новый прочный ахтерштевень, со дна Невы подняли руль. Титов придумал специальный кессон для монтажа в кормовой части.

За это время назначенный командиром С.О.Макаров набрал команду и приобрел (на собственные средства!!!) необходимое научное оборудование для первого похода. Фактическое вступление в строй состоялось в июле 1886 года.

Первый командир корвета «Витязь» С. О. Макаров довольно скептически высказался о ходовых достоинствах своего корабля:

15 июля 1886 года он записал в своем дневнике: "Ход неважный. На одном рейсе с натяжкой 14,6 узла при попутном течении. В среднем 13,7 узлов 2750 сил, а надо 3000 сил. Какая жалкая индикаторная сила и скорость для неброненосного крейсера в 3000 тонн. Корвет можно считать неудачным в смысле хода, но… дело командира составить имя своему судну и заставить всех офицеров полюбить его и считать несравненно выше других по качеству…"
-2
-3

Второй корвет серии, получивший имя «Рында», был заложен 16 августа 1883 года там же, на Галерном островке в Санкт-Петербурге, на верфи Общества Франко-русских заводов. 16 июля 1885 года он был спущен на воду, спуск прошел без всяких происшествий.

Доводка изначально устаревшего проекта до готовых кораблей-несомненная заслуга П.А. Титова, сумевшего вписать множество изменений и доработок в строящиеся корабли. В итоге два однотипных корвета, «Витязь» и «Рында», появившиеся в переходный для мирового судостроения период, стали первыми стальными крейсерами Русского флота, первыми с бронированной палубой, зато последними с полным парусным вооружением.

В 1892 году корветы переквалифицировали в бронепалубные крейсера I ранга - первые в Российском флоте.

-4

Корвет «Витязь» под парусами
Корвет «Витязь» под парусами
Корвет "Витязь" . 1886 г. (Продольный разрез корпуса)
Корвет "Витязь" . 1886 г. (Продольный разрез корпуса)

-7

«Витязь». Общество франко-русских заводов, Галерный Островок, С.-Петербург. Заложен 16 августа 1883 года. Спущен на воду 23 октября 1884 года. Вступил в строй весной 1886 году. 1 февраля 1892 года переклассифицирован в крейсер 1-го ранга. 28 апреля 1893 года сел на подводный камень у порта Лазарев (Гезана, Корея). 20 июня 1893 года исключен из списков су­дов флота.

Водоизмещение нормальное 3350 тонн (3210 тонн), полное 3681 тонн. Длина по ватерлинии 84,1 м, между перпендикулярами 80,8 м. Ширина 13,72 м. Осадка 5,5 м.
Бронирование- броневая палуба 37-38 мм
Двигатели-1 горизонтальная паровая машина типа «компаунд», 10 цилиндрических котлов, 3000-3093 индикаторных л. с. Движитель 1 винт. Скорость хода 13,7/14,6 узла. Площадь парусов 1670 кв. м. Под парусами корвет развивал скорость в бакштаг до 8 узлов, а в фордевинд — 6,3 узлов. Запас угля 450/500 тонн. Дальность плавания 3800 морских миль, 2400 миль на 10 узлах. Экипаж 330-372 человек.
Вооружение- 10 × 152-мм/28, 4 × 87-мм 4-фн пушки обр. 1867 г, 10 × 47-мм револьверных пушек(или 8-37-мм митральез). Минно-торпедное вооружение- Три надводных 381-мм торпедных аппарата (6 торпед).

«Рында» (с 8 мая 1917 года «Освободитель»). Общество франко-русских заводов, Галерный Островок, С.-Петербург. Заложен 13 октября 1883 года, спущен на воду 18 июня 1885 года, вступил в строй в 1886 году. 1 февраля 1892 г. переклассифицирован в крейсер 1-го ранга. Прошел капитальный ремонт в 1905 году. С 24 марта 1906 года. учебное судно. С 8 мая 1917 года посыльное судно. С мая 1918 года находился в Кронштадтском порту на хранении. 12 мая 1922 года выделен к передаче Комгосфондов для демонтажа и реализации, но продолжал оставаться в распоряжении РККФ. 29 июня 1926 года сдан «Рудметаллторгу» и 18 августа 1926 г. исключен из списков судов флота. Затем длительное время эксплуатировался на Неве в акватории Ленинградского морского торгового порта в качестве несамоходной наливной баржи.

-8
-9
-10
-11
-12
Модель корвета ВитязьII в масштабе 1-100 работы Олега Мартышевского  из Калининграда
Модель корвета ВитязьII в масштабе 1-100 работы Олега Мартышевского из Калининграда
Модель корвета ВитязьII в масштабе 1-100 работы Олега Мартышевского  из Калининграда
Модель корвета ВитязьII в масштабе 1-100 работы Олега Мартышевского из Калининграда
Модель корвета ВитязьII в масштабе 1-100 работы Олега Мартышевского  из Калининграда
Модель корвета ВитязьII в масштабе 1-100 работы Олега Мартышевского из Калининграда
Модель корвета ВитязьII в масштабе 1-100 работы Олега Мартышевского  из Калининграда
Модель корвета ВитязьII в масштабе 1-100 работы Олега Мартышевского из Калининграда
Модель корвета ВитязьII в масштабе 1-100 работы Олега Мартышевского  из Калининграда
Модель корвета ВитязьII в масштабе 1-100 работы Олега Мартышевского из Калининграда
Модель из экспозиции Калининградского музея Океана
Модель из экспозиции Калининградского музея Океана
Модель из экспозиции Калининградского музея Океана
Модель из экспозиции Калининградского музея Океана
Модель из экспозиции Калининградского музея Океана
Модель из экспозиции Калининградского музея Океана
Модель из экспозиции Калининградского музея Океана
Модель из экспозиции Калининградского музея Океана

-22
1883
1883
Корвет_Витязь на_Дальнем_Востоке
Корвет_Витязь на_Дальнем_Востоке
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
Витязь у берегов Японии. 1887
Витязь у берегов Японии. 1887
-35
на балтике
на балтике
-37
-38
-39

Первый выход в море у «Витязя» состоялся 31 августа 1886 года. Макаров сразу начал проведение гидрографических исследований. В Финском заливе у острова Сескар он провел сбор данных для вычисления разности уровней морей вокруг Европы. Научная работа была продолжена в Атлантике, Магеллановом проливе и на Тихом океане.

«Очень торжественно проходили на „Витязе“ воскресные и праздничные дни, если погода не была штормовая. Макаров всегда лично читал Морской устав, весьма декоративно расположившись спиной к полу-юту перед световым ликом кают-компании, обычно в виц-мундире, при белых брюках с обнаженной блестящей лысиной над высоким, могучим лбом, с широкой, расчесанной на две стороны русой бородой… Читал он громко, медленно, внятно. Команда благоговейно слушала, фуражки „на молитву“… Никогда позже я не видел столь торжественного чтения Устава…» Воспоминания Н. Иениша. Тогда ему было 6 лет.
-40
-41
-42
Коллаж Шульца о походе корвета
Коллаж Шульца о походе корвета

«Витязь» миновал острова Зелёного мыса, пересёк Атлантику, зашел в Рио-де-Жанейро, прошёл Магелланов пролив и в январе 1887 года прибыл в Вальпараисо.

В Йокогаму корвет пришел в марте 1887 года, через семь с половиной месяцев, здесь он присоединился к Тихоокеанской эскадре. В Нагасаки на корвете перебрали машину- и... она стала работать лучше чем на испытаниях. Новое задание было связано с изучением приполярных морей параллельно с охраной региона. Была обследована Камчатка, острова Берингова моря. Было тщательно изучено Охотское море, где удалось уточнить происхождение холодного течения у берегов Приморья, был изучен пролив Лаперуза, проведено более 250 циклов глубоководных измерений на глубине до 800 метров.

Военно-морские силы России на Дальнем Востоке тогда были довольно скромными, фрегат "Дмитрий Донской", корветы "Витязь" и "Рында", клипера "Разбойник" и "Наездник", а также канонерские лодки "Бобр", "Сивуч" и "Кореец".

Объем исследований был завершен в декабре 1888 года и после двухмесячного ремонта в Японии корвет отправился в Кронштадт через Индийский океан и Суэцкий канал, завершая свою кругосветку.

Парусные учения на Витязе
Парусные учения на Витязе

Хотя «Витязь» проводил в походе большой объем научно-исследовательской работы, он оставался боевым кораблем. Боевая подготовка, изучение возможностей корабля в бою, продолжались. Например, было установлено, что под парусами галсом в бакштаг корвет "выжимал" 8 узлов; при ходе судна галсом в бейдевинд скорость достигала 6,3 узла; тормозящее действие гребного винта снижало скорость хода на 1-1,5 узла. Проводились также учения по установке минных заграждений и стрельбе торпедами Уайтхеда.

За фотографии в походе отвечал Шульц.

«Я очень рад, что встретил в господах офицерах большое сочувствие к различным гидрологическим и метеорологическим наблюдениям. Доктор медицины Шидловский работает с ареометром, мичмана Кербер и Шаховский считаются хозяевами: первый — барометра, второй — анемометра, что же касается старшего штурманского офицера подпоручика Розанова, то он работает с флюктометром, заведует добыванием воды и ведёт общий журнал всем наблюдениям, приводя поправки, и вообще наблюдает за всеми работами».С.О.Макаров.

На пути из Японии в Кронштадт корвет прошел 22 119 миль, из них 14 848 миль он шел под парусами. В Кронштадт корабль прибыл 20 мая 1889 года. В трехлетнем походе было пройдено 59 269 миль. На кругосветку понадобилось 387 дней, было пройдено 20 856 миль, из них 14 513 миль под парусами. Вместе с "Витязем" на Балтику вернулись "Дмитрий Донской" и "Рында".

Корвет потерял трёх членов экипажа. Один матрос скончался от болезни в самом начале пути и был похоронен во французском порту Брест. Другой матрос, заболев, умер в 1887 году, его могила находится на Русском кладбище в Нагасаки. Ещё один матрос во время такелажных работ сорвался с реи и упал за борт. Тела его так и не нашли.

Отчет о путешествии С.О. Макаров опубликовал в № 4 "Морского сборника" за 1891 год и в двухтомнике «„Витязь“ и Тихий океан», за который получил Золотую медаль имени графа Ф. П. Литке Русского Географического общества и премию Российской Академии наук. Благодаря Макарову рутинное плавание корвета превратилось в грандиозную научную экспедицию.

-45
«Щегольской вид судна и команды, быстрота и отчётливость всех манёвров, производившихся на корвете „Витязь“ после его возвращения из плавания, служили наглядным доказательством, что научные наблюдения не были помехой для строевой службы, а лишь расширили кругозор офицеров, внося новый, облагораживающий интерес в их службу». Барон Ф.Ф. Врангель

-46
Теперь можно и наукой позаниматься.
Теперь можно и наукой позаниматься.
-48

С учетом замечаний Макарова по опыту похода, корвет прошел капитальный ремонт.

Сменился и командир, Макарова заменил капитан 1 ранга Сергей Аполлинариевич Зарин, до этого командовавший клипером "Наездник".

Осенью 1891 года «Витязь» вновь ушел из Кронштадта на Дальний Восток. Нам этот раз маршрут пролегал через Суэцкий канал. Летом 1892 года он вошел в состав Тихоокеанской эскадры, контр-адмирала Павла Петровича Тыртова уже как крейсер 1 ранга по классификации 1 февраля 1892 года.

На Тихом океане «Витязь» вновь занялся гидрографическими исследованиями, в том числе и у берегов других стран региона.

Корвет «Витязь» на камнях в районе порта Лазарева. 1893 г.
Корвет «Витязь» на камнях в районе порта Лазарева. 1893 г.
апрель 93
апрель 93
-51
-52
Витязь на камнях у входа в бухту Порт Лазарева. Май 1893
Витязь на камнях у входа в бухту Порт Лазарева. Май 1893

-54
-55
-56
-57
-58
-59
-60
Витязь на камнях у входа в бухту Порт Лазарева. Май 1893
Витязь на камнях у входа в бухту Порт Лазарева. Май 1893

-62

-63
-64
-65
-66
-67
-68
-69
-70
-71

28 февраля 1893 года во время гидрографических работ у берегов Кореи
в районе порта Лазарева (Гезана, ныне Вонсан в КНДР), во время шторма и тумана, корабль сел на подводный камень. На камни корабль сел в средней части корпуса, с левого борта образовалась пробоина, скала вошла в корпус на полтора метра. Волны продолжали бить корабль о камни, в носовой части с правого борта появились новые пробоины. Крейсер раскачивало до 18 градусов.

Спасательная операция продолжалась около месяца, к месту крушения подошли корабли эскадры, присланные адмиралом С. П. Тыртовым из Владивостока. Снять корабль с камней не удалось. 29 апреля в 20 часов вследствие опасного состояния крейсера команда покинула его. С «Витязя» сняли артиллерию, оборудование и ценное имущество перегрузили на пароход «Россия» и транспорт «Алеут». 31 мая очередной шторм разбил носовую часть крейсера. Спасательные работы были признаны нецелесообразными.

Остатки корпуса были куплены японским купцом Ямашимой Рейзо за 17 тысяч долларов. 20 июня 1893 года «Витязь» был исключен из списков флота. Прослужил корвет всего 7 лет.

-72
Возможно, последнее построение офицеров корвета «Витязь». 1889 год
Возможно, последнее построение офицеров корвета «Витязь». 1889 год
-74
-75
-76
-77
-78
-79
-80
-81
-82
-83
-84
-85
-86
-87
-88
-89
-90
-91
-92
-93
-94
-95
-96
-97
-98
-99
-100
-101
-102
-103
-104
-105
-106
-107
-108
-109

После первой экспедиции корвета на карту было нанесено 12, а после второй - 20 новых географических названий. Несмотря на короткий срок службы, имя корабля увековечено и в российском флоте и в международной науке.

Среди двадцати (по другим данным-девяти) знаменитых научных судов мира на фасаде Океанографического музея Монако есть имя «Витязь». Исходя из объективных данных речь идет именно о втором «Витязе», который "макаровский".

Имя корвета «Витязь» на фронтоне Океанографического музея в Монако
Имя корвета «Витязь» на фронтоне Океанографического музея в Монако

Имя «Витязь» было в начале 20-го века присвоено строящемуся в СПБ бронепалубному крейсеру типа "Богатырь", но пожар уничтожил его прямо в эллинге в 1901 году.

Зато «Витязь» стал названием для научно-исследовательских судов Советской и Российской Академии наук.

В 1947-1948 годах в научно-исследовательское судно «Витязь» Академии наук СССР переоборудовали построенный в 1939 году в Германии трофейный транспорт "Марс". Водоизмещение судна 5710 т, мощность энергетической установки 3000 л.с., скорость хода 14 узлов. «Витязь» выполнил огромный объем научно-исследовательских работ в Тихом и Индийском океанах. В 1979 г. было решено исключить его из списков флота, судно поставили на вечную стоянку в порту Калининград и создали на его борту музей.

«Витязь»- музей в Калининграде
«Витязь»- музей в Калининграде

Затем в составе флота Академии наук числился «Витязь» (четвертый по счету), построенный польскими корабелами в 1981 году и приписанный к порту Новороссийск. Судно имело длину 111 м, ширину 16,69 м и осадку 5,72 м. Оно было прекрасно оборудовано для научно-исследовательских работ в Мировом океане. Списано в марте 2005 года.

Научно-исследовательское судно «Витязь II»
Научно-исследовательское судно «Витязь II»

Пока место очередного «Витязя» в боевом или научном строю вакантно.

В составе "макаровского экипажа" служили будущие адмиралы Андрей Андреевич Вирениус, Лю́двиг Бернга́рдович («Лев Фёдорович») фон Ке́рбер, Арка́дий Константи́нович Небольси́н.

Парусно-паровой Корвет Витязь
Парусно-паровой Корвет Витязь

Больше, лучше и подробнее здесь:

-114

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам