Увидеть шедевры мирового искусства можно не только в музеях, но и на подиуме. Команда проекта «ВТБ — России» разбирается, как полотна и скульптуры знаменитых художников перекочевали в модную индустрию и почему такое сотрудничество выгодно всем.
Картина Лукаса Кранаха «Адам и Ева» на платье от Valentino
Немецкий художник эпохи Возрождения Лукас Кранах много писал на религиозные темы. В своих полотнах он гармонично сочетал библейскую тематику с повседневными пейзажами. Картина «Адам и Ева» — одна из полусотни похожих работ Кранаха, в которых художник обыгрывает известный сюжет, когда люди вкушают запретное яблоко.
Дизайнеры Valentino вдохновились картиной Кранаха и воссоздали ее на одном из платьев в коллекции весна-лето — 2014. Платье макси из серо-голубого шифона с прозрачными рукавами и зоной декольте кажется легким и невесомым, но при этом несущим глубокий смысл. На юбке — та самая картина Кранаха. Древо познания гармонично соединяется со всеми деталями платья флористическими узорами.
Для модели, демонстрирующей наряд, стилисты создали интересный образ современной Евы: белая кожа, собранные в аккуратный пучок волосы, нюдовый макияж. Имидж модели и изображение Евы на картине Кранаха во многом перекликаются, что делает работу дизайнеров Valentino максимально гармоничной.
Мотив скульптуры Сальвадора Дали «Телефон-омар» на платье от Schiaparelli
Эпатажный испанец Сальвадор Дали реализовывал свои творческие возможности не только через живопись. Он также увлекался графикой, режиссурой, литературой и скульптурой. Одна из самых известных его скульптур — «Телефон-омар». Художник так выразил протест против поклонения техническим средствам коммуникаций, которые, по его мнению, отдаляют людей друг от друга.
В 2017 году «Телефон-омар» Дали попал на платье модного дома Schiaparelli. Наряд был представлен на весенне-летней Неделе моды. Красный омар из скульптуры Дали разместился на длинной юбке. Бежевый цвет платья контрастно подчеркнул акценты — самого омара и яркий пояс. А ассиметричный крой напомнил о необычности задумки дизайнера и источника его вдохновения.
Работа Сальвадора Дали попала на это платье не случайно. В 1930-х годах художник дружил с Эльзой Скиапарелли, создательницей модного дома Schiaparelli, и не раз рисовал для нее эскизы. Омар в 2017 году — дань памяти крепкой дружбе и плодотворному сотрудничеству Дали и Скиапарелли.
Картина Мондриана «Композиция с красным, синим и желтым» на платье от Ива Сен-Лорана
Голландский художник Пит Мондриан — один из создателей абстрактной живописи. Он одним из первых призвал уходить от естественных форм. Работа «Композиция с красным, синим и желтым» — точное отражение художественных принципов Мондриана. Среди них — прямые линии и чистые цвета как базовые средства выражения, передача сути жизни через абстракцию и преобладание универсального над частным.
В 1960-х годах французский модельер Ив Сен-Лоран вдохновился «Композицией с красным, синим и желтым» и создал на ее основе новый фасон платья. Его назвали в честь художника — «Мондриан». Это короткое платье прямого кроя без рукавов и воротника, с лаконичным дизайном в виде больших цветных блоков. Линейка этих нарядов была успешной, что способствовало популяризации неопластицизма — концепции геометрического абстракционизма, сформулированного Мондрианом.
Художник умер за 20 лет до того, как его революционные идеи были приняты обществом. Их популяризация — во многом заслуга Сен-Лорана. Впоследствии многие дизайнеры также использовали мотивы неопластицизма Мондриана в своих работах, создавая лакончиные и яркие модели.
Картина Рафаэля «Мадонна в зелени» на платье Евы вон Бар
Рафаэль Санти — один из ярчайших представителей искусства эпохи Высокого Возрождения. «Мадонну в зелени» художник написал для своего благодетеля и хорошего друга Таддео Таддеи. Картина долгое время находилась в Палаццо Таддеи во Флоренции. В 1662 году ее продали эрцгерцогу Австрийскому Фердинанду-Карлу, в 1773 она попала в императорскую коллекцию Вены, а в 1891 — в Художественно-исторический музей.
В 2022 году изображение «Мадонны в зелени» засветилось на красной дорожке церемонии вручения премии «Оскар». Ева фон Бар, которая делала грим и прически актерам фильма «Дюна», появилась на мероприятии в пышном платье с коротким рукавом. Верхняя часть наряда — лазурное небо, а юбка — герои картины Рафаэля: Мадонна и младенцы Иисус и Иоанн Креститель. Дополняет образ оригинальная сумка в виде головы статуи «Давид» Микеланджело.
Эскиз костюма к балету «Синий бог» и платье принцессы Дианы
В июне 1987 года принцесса Диана появилась на премьере 15-го фильма о приключениях Джеймса Бонда «Искры из глаз» в бело-золотом платье. Впоследствии она еще не раз надевала его — например, на прием в посольстве Германии.
Это платье из коллекции «Дягилев» — особенной коллекции дизайнеров Дэвида и Элизабет Эмануэль. Они черпали вдохновение в творчестве Льва Бакста, который занимался костюмами для постановок Сергея Дягилева — популяризатора русского балета.
Исследователи считают, что Дэвид и Элизабет, создавая платье, вдохновлялись эскизом костюма к балету «Синий бог». Он впервые был поставлен Дягилевым в 1912 году в парижском театре Шатле. На эскизе четко видны золотые ромбы, треугольники, блестящие вставки и даже баска.
Сегодня этот эскиз хранится в Чикагском институте искусств. А платье принцессы Дианы в 2013 году было продано на аукционе за 102 тысячи фунтов стерлингов.
В 20 веке художники и модельеры вдохновлялись работами друг друга и создавали совместные проекты. Так происходит и по сей день — коллаборации художников разных направлений и дизайнеров не редкость. Может, вы помните какой-то пример такого сотрудничества? Или у вас в шкафу висит результат чьей-то совместной работы? Делитесь в комментариях.