Так уж получилось, что при всех интересных задумках недолгого правления Павла Петровича, его идеи и затеи часто сталкивались с непониманием и неверным толкованием.
Вот, к примеру, как можно неправильно истолковать распоряжение царя, чтобы ему присягали на верность все подданные, в том числе крепостные крестьяне? Что тут может быть непонятного?
Оказывается, может. Потому что народ к всяким новшествам не приучен и может столько всего напридумывать. Крестьяне и в начале XХ века порой все понимали совсем не так, как написано на самом деле, что в итоге заканчивалось стрельбой, порками и ссылками. Вот и в этой истории без ссылок и тюрьмы не обошлось.
Потому что в Орловской губернии присяга крестьян помещика Андреева государю-императору закончилась судом.
Причем обе стороны обвинили, как водится, друг друга:
✔️Крестьяне заявили, что староста-злодей по приказу помещика не допуска их до присяги и требовал, чтобы все отправлялись "на господскую работу". Поэтому крестьяне возмутились и присягнули самостоятельно.
✔️Помещик в ответ сообщил, что у него и в мыслях не было препятствовать присяге, он наоборот:
«желал быть первым началом оной».
И дальше рассказал, что для того, чтобы все прошло торжественно, вызвал к себе сельских выборных и старости. Через них приказал всем крестьянам собраться в церкви, чтобы
«исполнить в самой точности повеленное».
Вот только утром крестьяне собрались не в церкви, а у дома помещика и радостно поведали своему барину, что он может проваливать на все четыре стороны. Почему? Потому что, раз крестьяне присягают царю-батюшке, то они теперь не помещичьи, а казенные. И если помещик вздумает вернуться, то ему не поздоровится.
Само собой, суд послушал помещика. И, вы знаете, в данной ситуации, весьма похоже, что именно он был прав. Потому что есть много других историй, когда крестьяне от неграмотности и от желания услышать не то, что говорят, а то, что хочется, выворачивали вышедшие указы шиворот-навыворот. В том числе и манифест об отмене крепостного права.
Вот и в этом случае, видимо было точно также. Услышали про присягу, решили, что раз присягают царю, значит помещика отменяют. Зачем он, раз присягаем прямо государю, на него теперь и работать будем. И земля вся тоже станет наша.
Ну а потом, когда выяснилось, что все было совсем не так, проще всего говорить что? Ну, конечно, то, что мы присягать пришли, а нас прогоняют.
Ну а суд… Что суд. Он разобрался как положено и наказал кого попало. Шестерых самых громких - в Сибирь. Чтобы не кричали много о присягах, а делали, что говорят.